Библиографическое описание:

Малышенко К. А., Малышенко В. А., Новик Л. В. Системно-стратегический экспресс-анализ [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 65-68.



 

Системный анализ является одним из направлений системного подхода. Системный анализ в узком смысле представляет собой методологию принятия решений, а в широком смысле — синтез методологии общей теории систем, системного подхода и системных методов обоснования и принятия решений.

Системный анализ позволяет разделить сложную задачу на совокупность простых задач, расчленить сложную систему на элементы с учетом их взаимосвязи. Таким образом, системный анализ выступает как процесс последовательной декомпозиции решаемой сложной проблемы на взаимосвязанные частные проблемы.

Суть системного анализа заключается в следующем:

Системный анализ связан с принятием оптимального решения из многих возможных альтернатив;

Каждая альтернатива оценивается с позиции длительной перспективы;

Системный анализ рассматривается как методология углубленного уяснения (понимания) и упорядочения (структуризации) проблемы;

В системном анализе делается упор на разработку новых принципов научного мышления, учитывающих взаимосвязь целого и противоречивые тенденции;

Применяется в первую очередь для решения стратегических проблем.

В системном анализе используются как математический аппарат общей теории систем, так и другие качественные и количественные методы из области математической логики, теории принятия решений, теории эффективности, теории информации, структурной лингвистики, теории нечетких множеств, методов искусственного интеллекта, методов моделирования.

В состав задач системного анализа в процессе создания информационной системы входят задачи декомпозиции, анализа и синтеза.

Задача декомпозиции означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов.

Задача анализа состоит в нахождении различного рода свойств системы или среды, окружающей систему. Целью анализа может быть определение закона преобразования информации, задающего поведение системы. В последнем случае речь идет об агрегации (композиции) системы в один-единственный элемент.

Задача синтеза системы противоположна задаче анализа. Необходимо по описанию закона преобразования построить систему, фактически выполняющую это преобразование по определенному алгоритму. При этом должен быть предварительно определен класс элементов, из которых строится искомая система, реализующая алгоритм функционирования.

Основные принципы системного анализа :

Первый принцип системного анализа — это требование рассматривать совокупность элементов системы как одно целое или, более жестко, — запрет на рассмотрение системы как простого объединения элементов.

Второй принцип заключается в признании того, что свойства системы не просто сумма свойств ее элементов. Тем самым постулируется возможность того, что система обладает особыми свойствами, которых может и не быть у отдельных элементов.

Четвертый принцип запрещает рассматривать данную систему в отрыве от окружающей ее среды — как автономную, обособленную. Это означает обязательность учета внешних связей или, в более общем виде, требование рассматривать систему анализа как часть (подсистему) некоторой более общей системы.

Рассмотрим содержание понятия «стратегический анализ». Анализ (от греч. analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие данному объекту составляющие. Анализ выступает в диалектическом единстве с понятием «синтез» — соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое[4].

Разные авторы по-разному подходят к раскрытию сущности стратегического анализа. Большинство из них рассматривают процесс стратегического анализа совместно с процессом стратегического планирования.

Одни считают, что процесс стратегического анализа порожден результатами изучения внутренней и внешней среды организации. Его цель — помочь организации капитализировать свои сильные стороны и минимизировать слабые, воспользоваться открывающимися возможностями и защититься от надвигающихся опасностей[5].

Другие авторы рассматривают процесс стратегического планирования вместе состратегическим анализомкак процесс разработки процедур и операций, необходимых для достижения будущего. Они различают долгосрочное планирование, которое считается реактивным по своей природе, и стратегическое планирование, которое позволяет организации создавать свое будущее[5].

Третьи, не выделяястратегический анализ, представляют стратегическое планирование как процесс организационного обновления и трансформации. Стратегическое планирование обеспечивает организацию инструментом адаптации ее услуг и деятельности для удовлетворения изменяющихся потребностей окружения[5].

Ансофф И.отождествляет процессы стратегического анализа и формулирования стратегии[5,], не затрагивая вопросы оценки эффективности реализуемых стратегий.

Томпсон А.А.иСтрикленд А.Дж.рассматривают достаточно широко понятие «стратегический анализ», подчеркивая, что стратегическое мышление и стратегический анализприводят к правильному стратегическому выбору, предоставляя обоснованные альтернативы и ключевые критерии выбора.

Фрэд Р. Дэвид в своей модели стратегического управления на стадии разработки стратегии выделяет такие аналитические процедуры как внешний и внутренний аудит, цель которых определить желаемые параметры компании и стратегии развития компании[5].

Стратегический анализ — способ реализации системного и ситуационного подходов при изучении различных факторов влияния на процесс стратегического управления, говорит Винокуров В. А. Задача стратегического анализа заключается в содержательном и формальном описании объекта исследования, выявлении особенностей, закономерностей и тенденций развития, определении способов управления этим объектом[2].

Скоротечность изменений внешней среды, цикличность экономического развития все чаще требуют от хозяйствующих субъектов принятия решений о диверсификации деятельности и постоянного внимания к совершенствованию инструментов стратегического анализа.

Определение направления деятельности является основной задачей стратегического анализа. Процесс формирования стратегии предприятия базируется на определенных аналитических исследованиях как внутреннего, так и внешней среды фирмы. В рамках стратегических исследований можно выделить следующие направления:

                    анализ конкурентного контекста, который позволяет выявить связи определенного стратегического направления деятельности с его окружением;

                    изучение стратегической привлекательности и ценности каждого направления деятельности, что дало бы возможность или сосредоточить на нем свои ресурсы для дальнейшего развития, или выйти из него [5, с. 40].

"Стратегические решения связаны скорее с внешними, чем с внутренними проблемами компании, в особенности с решением о номенклатуре производимой продукции и выбором сегментов рынка. Это проблема избрания сферы деятельности фирмы и поиска новых направлений ее развития" [1, с. 29].

Стратегию диверсификации относят в корпоративных (портфельных) стратегий фирмы. Она может происходить путем приобретения фирм, создание новых фирм или совместных предприятий.

В зависимости от того, насколько имеющиеся стратегические соответствия между сферами бизнеса, различают связанную и несвязанную диверсификацию. Стратегия связанной диверсификации предполагает наличие существенных стратегических соответствий между сферами бизнеса организации. Такие диверсифицированные фирмы называют концернами. Последствиями такой диверсификации являются синергетические эффекты, проявляющиеся в снижении интегральных корпоративных издержек за счет многофункционального использования ресурсов. При связанной диверсификации, характерной для конгломератов, сферы бизнеса имеют слабые стратегические соответствия. Преимущества такой диверсификации заключаются в снижении риска для конгломерата в целом. Снижение риска происходит благодаря тому, что разные отрасли находятся на разных этапах отраслевого жизненного цикла и спады и подъем в них не совпадают.

Подходы к стратегическому управлению концернами, где стратегические соответствия между сферами бизнеса являются значительными, и конгломератами, где они слабы, существенно различаются. Соответственно, и подходы к анализу внутренней и внешней среды фирмы при определении целесообразности и направлений диверсификации деятельности тоже существенно разнятся.

Поскольку управление конгломератом основывается на чисто финансовом подходе, потому что мотивами собственников является уменьшение рисков и максимизация прибыли корпорации в целом, то и выбор возможных сфер деятельности, соответственно, базируется на анализе финансовых показателей эффективности использования капитала в различных сферах бизнеса.

Стратегия связанной диверсификации предполагает выявление стратегических соответствий и возможных синергетических эффектов при формировании портфеля сфер бизнеса. Поэтому основой стратегического анализа является поиск и идентификация стратегических соответствий, которые могут быть использованы при переходе в другие сферы деятельности. В стратегическом управлении выделяют следующие типы стратегических соответствий [5, с. 51]:

                    маркетинговые — базирующиеся на единственном клиенте, географической территории, каналам сбыта, рекламных усилиях поставщика, торговых марках, послепродажном сервисе;

                    производственные единые производственные мощности, сходные технологии, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;

                    управленческие — единые системы управления и обучения; наличие менеджеров.

Необходимость поиска стратегических соответствий отмечает П. Друкер. "Бизнесу нужен главный ресурс. Ему необходимо объединить свои усилия в одной области интеллектуальных знаний или на одном рынке... С другой стороны, бизнес нуждается многообразие отраслей, где есть вероятность получить результаты, чтобы обеспечить себе гибкость и возможность выживания в мире быстро меняющихся рынков и технологий" [4, с. 261].

Выбор направлений роста компании является довольно сложным процессом, их большое количество затрудняет какие-либо обобщения, которые были бы актуальны для каждой конкретной ситуации.

Вывод: Определившись с сущностью системного, стратегического и экспресс анализа можно сделать вывод для чего нужны эти методы анализа. Экспресс-анализ проекта может проводиться инициатором проекта с целью определения возможности реализации проекта и эффективности инвестиций в него перед разработкой детального бизнес-плана проекта. Экспресс-анализ проекта финансовым институтом включает предварительную оценку проекта, оценку достоверности представленных инициатором (или исполнителем) проекта данных бизнес-плана с целью принятия решения о целесообразности более глубокого анализа проекта в случае его соответствия инвестиционной политике банка. Экспресс-анализ может не включать изучения организационно-правовых аспектов реализации проекта, договорной и контрактной базы, социальных аспектов. Основной акцент при экспресс-анализе проекта делается на оценке экономической эффективности и технической реализуемости проекта, соответствующего инвестиционной политике банка. Стратегический анализ проекта, выполняемый инициатором проекта и отражаемый в бизнес-плане проекта, заключается в анализе соответствия целей проекта стратегии развития компании (отрасли, региона, страны), которая является инициатором или исполнителем проекта.

 

Литература:

 

  1.                Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. 238 с.
  2.                Малинецкий Г. Г., Курдюмов С. П. Синергетика и прогноз. Настоящее и будущее // Новое в синергетике. Взгляд в третье тысячелетие/Под ред. Г. Г. Малинецкого, С. П. Курдюмова. М.: Наука, 2002. С. 29–81. )
  3.                Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. 414 с.
  4.                Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник — 4- е изд. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 416с.
  5.                Ефремов В.С.Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. — М.: Издательство «Финпресс», 1998. — 234с

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle