Формирование стратегии: теоретические основы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 30.01.2017

Статья просмотрена: 1546 раз

Библиографическое описание:

Ярышевский, Б. М. Формирование стратегии: теоретические основы / Б. М. Ярышевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 567-570. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38953/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье анализируются история формирования ключевых теорий к формированию стратегий.

Ключевые слова: анализ, стратегия, рынок, экономика, управление, менеджмент, подходы

The article analyzes the history of the formation of the key theories of the formation of strategies.

Keywords: analysis, strategy, market, economics, management, approach

Стратегия является одним из ключевых условий успешного развития компании в условиях рыночной экономики. Ряд специалистов [1] трактует понятие «стратегия» как комплекс правил и приемов, целью которых является достижение конкурентного преимущества. Исходя из этого стратегия компании должна быть направлена достижение конкурентных преимуществ, которые в свою очередь, обеспечивают долгосрочное развитие (т. е. устойчивое и длительное преимущество). Продолжительность преимущества зависит от способности умения поддерживать позиции компании путем защиты конкретной ниши от конкурентов. Источники и количество преимуществ, подкрепленные их развитием, являются ключевыми факторами устойчивого преимущества [5].

Исходя их этого, основными принципами поддержания конкурентоспособности являются:

‒ Системность подхода [6];

‒ Совершенствование и увеличение источников преимущества;

‒ Инновационный подход руководства к управлению компанией.

Существует два магистральных направления, целью которых является формирование стратегии развития компании — ресурсная и рыночная ориентации. Гарвардская школа, ярким представителем которой был М. Портер [3], придерживаются рыночной ориентации. В своих суждениях они придерживаются мнения, что стратегический триумф компании определен в первую очередь четкой ориентацией на рынок сбыта и выбором одной из нескольких стратегий, а именно лидерство в:

‒ уменьшении издержек;

‒ дифференциации/фокусировке на узкой рыночной нише [4].

В рамках теории рыночной ориентации стратегический успех зависит от двух переменных:

‒ Привлекательность отрасли;

‒ Конкурентная позиция.

Первая переменная исходит из следующих конкурентных возможностей:

‒ Локализация (географическое преимущество);

‒ Инновационный продукт и уникальный потребительский сегмент;

‒ Уровень диверсификации и вертикальной интеграции предприятия.

Ключевой значение при формировании стратегии, в рамках данного подхода, играют стимулы — структурные факторы отличий от конкурентов. Стимулы позволяют определить целый ряд факторов, таких как дифференциация, издержки и др.

Значительная часть стимулов включает:

‒ Уровень интеграции компании;

‒ Количество опыта в рамках текущей деятельности;

‒ Масштаб интервенции на ключевые рынки;

‒ Локация производств

‒ Уровень взаимодействия со стейкхолдерами;

‒ Определение ключевых направлений инвестирования.

Представители ресурсного подхода (Э. Рюли, Р. Холл [7]) в свою очередь придерживаются мнения, что ориентированность на четко определенные рынки сбыта не является гарантией долгосрочного преимущества компании предприятия на рынке [2]. Также представители ресурсного подхода критикуют рыночный подход за недостаточный учет в стратегическом отношении таких факторов как:

‒ Организационная структура;

‒ Социально-экономическая ситуация;

‒ Научно-производственное развитие;

‒ Политическая ситуация.

Рыночное положение, исходя из ресурсного подхода, формируется из ресурсного потенциала. Исходя из этого, конкурентоспособность компании в долгосрочной перспективе обусловлена правильным выбором ресурсов и способностью осуществления комбинации ресурсов качественнее конкурентов. Повешенное значение уделено времени — ключевому фактору в достижении конкурентного успеха, в-первую очередь в высокотехнологичной промышленности (ВТП). Исходя из вышесказанного, ресурсный подход формирования стратегии основан на ресурсах, факторах рынка и опыте.

Высокая эффективность использования ресурсов по сравнению с оппонентами рынка в зарубежной экономической литературе получило название ключевой компетенции (keycompetencies), которая базируется как на нематериальной, так и на материальной базе. В материальную базу в первую очередь включают техническую и технологическую развитость компании, а в нематериальную компетенцию — организационную и функциональную архитектуру и т. п.

Метакомпетенция — умение компании формировать основные компетенции, включающие социальные взаимодействия (восприимчивость к соперничеству, критике, обучению и т. д.). Данный навык является базисом эффективного развития материальных и нематериальных компетенций компании.

Методология подготовки стратегии, нацеленной на ресурсный потенциал предприятия, должна включать в себя следующие аспекты:

‒ Компетенции (ключевые и метакомпетенции);

‒ Модель развития компетенций;

‒ Развитие конкурентного преимущества;

‒ Достаточность ресурсной базы;

‒ Необходимость в новых ресурсах ((не)материальных);

‒ Новые ключевые компетенции;

‒ Преимущества конкурентов;

‒ Потенциальные возможности для создания новых ключевых компетенций.

Обеспечение защиты ключевых компетенций организуется за счет различных методик, в первую очередь — ограничение доступа к некоторым ресурсам.

Исходя из изложенного, автор пришел к выводу, что ресурсный подход к не является заместителем рыночного, в силу неотделимости первого от других структурных составляющих конкурентного преимущества, включающие масштаб деятельности, интеграцию и другое. Это подтверждается тем, что ценность ресурсов выявляется исключительно в ключе реализации отдельных видов деятельности, с целью достижения конкурентных преимуществ. При этом ценность ресурсов может увеличиваться и уменьшаться посредством изменений в технологии, поведении конкурента или требований потребителей. Таким образом, по нашему мнению, можно обозначить взаимосвязь ценности ресурса со структурой отрасли и с рыночной ситуацией.

В то же время связь между ресурсами и родом деятельности является устойчивой, однако ресурсы занимают переходную позицию в цепочке причинности, которая объясняет стратегический успех компании. Ресурсы возникают либо в результате осуществления видов деятельности предприятия в течение времени (нематериальные ресурсы), либо посредством приобретения на рынке, либо некоторой комбинации этих двух способов. Указанные способы отражают приоритет управленческого выбора.

Предприятия, концентрируют как внешние, так и внутренние ресурсы вследствие реализации в прошлом различных стратегий, и изменения конфигурации видов деятельности. При этом ресурсы занимают промежуточное положение между деятельностью предприятия и его конкурентным преимуществом.

Исходя и этого, ресурсная концепция компании должна служить одной из основ всех стратегических разработок, при этом нельзя игнорировать роль нематериальных компетенций в осуществлении конкурентоспособности предприятия.

В целом, рассмотренные подходы к формированию стратегии объединяет этапность выработки стратегии, а именно:

‒ Постановка целей и задач развития предприятия;

‒ Анализ внешнего контура компании;

‒ Анализ внутренней номенклатуры, выявление сильных и слабых сторон.

Виды и характеристика стратегий представляют собой шаблоны стратегических действий, эффективность использования которых обусловлена наличием соответствующих предпосылок во внешней и внутренней среде предприятия.

Учитывая сказанное, автору представляется следующая схема формирования стратегии компании.

Литература:

  1. Баринов В. А. Стратегический менеджмент: учеб. Пособие. — М.: Инфра-м 2006–148 с.
  2. Гурков И. Б. Стратегический менеджмент организации. — М.: ТЕИС, 2004. — 239 с.
  3. Портер М. Конкурентная стратегия — М.: Альпина Пресс 2011
  4. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб. для вузов / под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
  5. Федцов В. Г., Федцов В. В. Менеджмент в предпринимательской деятельности: учеб. пособие. — М.: Рус. деловая лит., 2003. — 256 с.
  6. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкуренция за будущее: создание рынков завтрашнего дня. — М.: Олимп- Бизнес, 2002. — 288 с.
  7. Холл Р. «Введение в экономическую теорию» (Introduction to Economics, 2000, совместно с М. Либерманом)
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентное преимущество, ресурсный подход, ресурс, рыночная ориентация, компетенция, материальная база, очередь, рынок сбыта, формирование стратегии, ценность ресурсов.


Похожие статьи

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Перед компаниями возникают множество альтернатив, но в итоге кропотливой работы субъекты рынка выбирают наиболее эффективную реально осуществимую стратегию развития, которая способна обеспечить ей конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе.

Формирование конкурентных преимуществ современного...

Процесс развития направлен на формирование потенциала — совокупности ресурсов

При формировании конкурентного преимущества возможны варианты

- ориентация на рыночную перспективу, когда уделяется внимание как потребителям, так и конкурентам.

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ...

Ключевые слова: стратегия, конкуренция, анализ, конкурентные преимущества. Вот уже 25 лет российская экономика развивается на принципах рыночных отношений, неотъемлемой и основополагающей частью которых является конкуренция.

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий.

Преимущества находятся в взаимозависимости с эффективностью использования различных ресурсов в процессе производства, сбыта и...

Методические основы формирования системы стратегического...

Метод формирования ресурсной способности: анализирует фирму как «связку» материальных и нематериальных ресурсов и возможностей, которые соответствуют условиям рыночной конкуренции.

Формирование стратегии компании с использованием матриц...

Предприятия этого сектора лидируют на рынке. Однако занятая позиция требует значительных ресурсов и постоянных инвестиций для роста в

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании на основе проведения стратегического конкурентного анализа.

Конкурентная стратегия организации и ее разработка в условиях...

Формирование стратегии имеет определяющее значение для успеха организации.

Что помогло им в завоевании и удержании позиций на рынке?

Вводя понятие экономика знаний, он утверждает, что ни материальные ресурсы, ни финансовые, ни даже управленческие, не...

Особенности стратегического управления | Статья в журнале...

Стратегическое значение ресурсов, как потенциала организаций, состоит, во-первых, в

Содержанием стратегии является поиск конкурентных преимуществ, путей и способов их сохранения и активного использования с целью удержания или укрепления рыночной позиции.

Теоретические основы формирования стратегии повышения...

Ресурсная стратегия.

Второй составляющей выбора конкурентной стратегии является размер рынка, на который ориентируется предприятие в пределах своей отрасли.

Дубинина Н. А. Подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия / Н. А. Дубинина...

Похожие статьи

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Перед компаниями возникают множество альтернатив, но в итоге кропотливой работы субъекты рынка выбирают наиболее эффективную реально осуществимую стратегию развития, которая способна обеспечить ей конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе.

Формирование конкурентных преимуществ современного...

Процесс развития направлен на формирование потенциала — совокупности ресурсов

При формировании конкурентного преимущества возможны варианты

- ориентация на рыночную перспективу, когда уделяется внимание как потребителям, так и конкурентам.

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ...

Ключевые слова: стратегия, конкуренция, анализ, конкурентные преимущества. Вот уже 25 лет российская экономика развивается на принципах рыночных отношений, неотъемлемой и основополагающей частью которых является конкуренция.

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий.

Преимущества находятся в взаимозависимости с эффективностью использования различных ресурсов в процессе производства, сбыта и...

Методические основы формирования системы стратегического...

Метод формирования ресурсной способности: анализирует фирму как «связку» материальных и нематериальных ресурсов и возможностей, которые соответствуют условиям рыночной конкуренции.

Формирование стратегии компании с использованием матриц...

Предприятия этого сектора лидируют на рынке. Однако занятая позиция требует значительных ресурсов и постоянных инвестиций для роста в

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании на основе проведения стратегического конкурентного анализа.

Конкурентная стратегия организации и ее разработка в условиях...

Формирование стратегии имеет определяющее значение для успеха организации.

Что помогло им в завоевании и удержании позиций на рынке?

Вводя понятие экономика знаний, он утверждает, что ни материальные ресурсы, ни финансовые, ни даже управленческие, не...

Особенности стратегического управления | Статья в журнале...

Стратегическое значение ресурсов, как потенциала организаций, состоит, во-первых, в

Содержанием стратегии является поиск конкурентных преимуществ, путей и способов их сохранения и активного использования с целью удержания или укрепления рыночной позиции.

Теоретические основы формирования стратегии повышения...

Ресурсная стратегия.

Второй составляющей выбора конкурентной стратегии является размер рынка, на который ориентируется предприятие в пределах своей отрасли.

Дубинина Н. А. Подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия / Н. А. Дубинина...

Задать вопрос