Библиографическое описание:

Шакирова А. Ш. Перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов субъектов РФ [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 110-114.

 

 

В статье рассматриваются перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Актуальность данной темы определяется тем, что в повышении эффективности управления государственными финансами важную роль играет казначейская система исполнения бюджетов, которая в свою очередь способствует бесперебойному и в полном соответствии с законом исполнению бюджетов в условиях многоуровневой бюджетной системы Российской Федерации.

Ключевые слова: Федеральное казначейство; казначейство субъектов Российской Федерации; государственный казначейский контроль; казначейская система исполнения бюджетов.

 

В современных условиях Казначейство России стало мощной платежной, расчетной и контрольной системой в бюджетной сфере, организующей эффективный учет и превентивный государственный казначейский контроль в процессе исполнения расходных обязательств государства.

Построение государственной казначейской системы, отвечающей требованиям демократического общества и способствующего более эффективному созданию и развитию интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» России, связано с преодолением многих препятствий и проблем, требующих решения.

Прежде всего, это наличие двух параллельно действующих систем: Федерального казначейства и казначейств субъектов Российской Федерации, самостоятельно формирующих свои методологические и методические базы, организационные структуры, информационные системы, что требует унификации регламентов ведения единых стандартов их деятельности.

Актуальной остается задача по разработке единой концепции государственного и муниципального казначейского контроля как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы, задачи и механизм его осуществления [5, c. 23].

При комплексном подходе к решению данной проблемы в целом следует выделить две специфические ее составляющие: оптимизацию структуры органов Федерального казначейства и повышение эффективности и действенности контроля. Не касаясь вопросов оптимизации казначейской системы, для решения второй составляющей целесообразно рассмотреть существующие формы и методы государственного казначейского контроля. Данный контроль можно рассматривать в теоретико-методологическом, организационном и техническом аспектах.

Теоретико-методологический аспект включает в себя:

          определение понятий, значения, функций, целей, задач, принципов и др.;

          систему нормативных правовых актов, содержащих законы, подзаконные акты (принимаемые в целях исполнения законов), стандарты, методики, контрольные процедуры и др.;

          методические документы (рассматривают конкретные вопросы организации государственного казначейского контроля, разъясняют конкретные способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля).

Организационный аспект представляет собой выбор формы государственного казначейского контроля, состав его субъектов и объектов. Поэтому проводимые контрольные мероприятия можно дифференцировать по массиву документов, по периодичности, по назначению контрольных мероприятий и т. п.

Технический аспект включает в себя способы проведения всех форм государственного казначейского контроля (как документального, так и камерального) [5, c. 24].

К ним следует отнести:

          истребование документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств у бюджетополучателя;

          процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств;

          процедуры подтверждения исполнения денежных обязательств;

          соответствие кодов бюджетной классификации Российской Федерации содержанию проводимой операции при списании средств с лицевых счетов клиентов;

          унифицированные и специальные системы документооборота.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703, и с п. 1.2 Регламента Федерального казначейства, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.04.2006 N 5н, одной из правоприменительных функций органов Федерального казначейства является осуществление предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. При реализации полномочий в сфере осуществления контрольных мероприятий органы Федерального казначейства руководствуются пакетом нормативных документов. От качественно проведенного казначейского контроля зависят своевременность и полнота кассового исполнения расходной части федерального бюджета.

Практика перехода на кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов Федеральным казначейством показала, что единство механизма кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы, с одной стороны, существенно повышает качество функционирования публичных финансов государства в целом, с другой — гарантирует в пределах существующих возможностей исполнение муниципальным образованием принятых на себя обязательств реализацию своего предназначения.

В целях повышения эффективности механизма казначейского контроля представляется целесообразным:

          осуществить разработку единой концепции государственного и муниципального казначейского контроля;

          обеспечить совершенствование законодательного и нормативно-правового регулирования государственного и муниципального казначейского контроля;

          осуществить разработку методического обеспечения контрольных процедур;

          совершенствовать прикладные программы для автоматизации контрольных процедур основных казначейских операций;

          определить методы оценки качества казначейского контроля.

Предложенные меры по совершенствованию механизма государственного (муниципального) казначейского контроля позволят повысить его качество, результативность, стать действенным инструментом в повышении эффективности бюджетных расходов и в управлении общественными финансами.

С целью совершенствования информационного обеспечения казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимо:

          перевести в электронный вид все носители финансовой информации;

          организовать условия для ведения бухгалтерского учета в электронном виде для всех участников бюджетного процесса с использованием портальных решений, единых реестров и классификаторов;

          увязать информацию о финансовых ресурсах и целях на всех этапах бюджетного процесса — от составления бюджета до представления отчета о его исполнении в Федеральное Собрание Российской Федерации;

          обеспечить повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах;

          увязать стратегическое и бюджетное планирование;

          провести мониторинг достижения результатов реализации государственных программ и результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг;

          обеспечить интеграцию процессов составления и исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой и иной регламентированной финансовой отчетности публично-правовых образований.

С целью развития казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, также необходимо провести:

          развитие интегрированной автоматизированной системы казначейского исполнения бюджетов субъектов РФ;

          внедрение современных технологий Федерального казначейства в бюджетный процесс субъектов РФ, а именно: гармонизацию казначейской системы бюджетных платежей на субъектном уровне с банковской системой, минимизацию наличного денежного обращения в секторе субъектного управления, использование механизмов предоставления целевых средств бюджетам субъектов РФ в объеме их фактической потребности на дату совершения платежа.

 В качестве ключевых направлений развития казначейской системы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации можно определить следующие:

а) реформирование системы бюджетных платежей — федеральное казначейство станет прямым участником банковских расчетов, что обеспечит использование новых платежных сервисов по расчетам и повышение качества кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ, оперативное зачисление поступлений на единый счета бюджета;

б) повышение эффективности процессов управления общественными финансовыми ресурсами, в части использования механизмов предоставления бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации — внедрение отлаженного механизма предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ позволит обеспечить полное покрытие временных кассовых разрывов, что направлено на максимально бесперебойное исполнение бюджетов субъектов РФ и их сбалансированное развитие;

в) совершенствование кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что предполагает повышение качества кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ, минимизацию наличных расчетов в секторе муниципального управления (использование платежных корпоративных банковских карт).

Адаптация стратегических задач Федерального казначейства на уровне субъектов РФ предполагает комплекс мер, включающий:

а) меры законодательного регулирования, в части своевременной подготовки и внесения изменений в действующие нормативно законодательные акты;

б) организационные:

          составление плана мероприятий на уровне каждого субъекта;

          интеграция муниципальных информационно-справочных систем и программных продуктов с системами федерального уровня, расширение сфер применения электронно-цифровой подписи, создание условий для электронного санкционирования платежей.

Это, в конечном счете, направлено на развитие казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в направлении обеспечения эффективного взаимодействия финансовых органов субъектов РФ с органами Федерального казначейства и позволит повысить открытость и прозрачность исполнения бюджетов субъектов, внедрить в практику исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации прогрессивные казначейские и банковские технологии.

 

Литература:

 

  1.                Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон: принят Государственной Думой 31 июля 1998 г.// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» — Режим доступа: http://www.base.consultant.ru. — Последнее обновление 16.11.2015
  2.                Доклад о результатах работы Федерального казначейства в 2014 г. и основных задачах на 2015 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru/prioritetnye-napravleniya-deyatelnosti/index.php.
  3.                Положение о Федеральном казначействе [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru/polozhenie.
  4.                Акперов, И. Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учебное пособие / И. Г. Акперов, И. А. Коноплева, С. П. Головач. — М.: КНОРУС, 2013. — 634 с.
  5.                Ковтун, Л. Р. Развитие казначейского механизма исполнения расходов государственного бюджета / Л. Р. Ковтун. — Иркутск: БГУЭП, 2009. — 200 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle