Автор: Бородич Виктория Валентиновна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 26.10.2016

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Бородич В. В. Актуальные проблемы финансово-правового статуса Федерального казначейства // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 575-577.



В последние годы Федеральное казначейство занимает все более значительное место в финансовой деятельности Российского государства. Так, в числе приоритетных направлений политики государства в сфере финансов — осуществление государственного финансового контроля, и основным «рычагом» государства по контролю за исполнением федерального бюджета являются органы Федерального казначейства.

Изучение финансово-правового статуса Федерального казначейства, его роли в системе финансово-контрольных органов — это объективная необходимость, которая позволяет не только грамотно осуществлять финансово-правовую политику в целом, но и прогнозировать перспективы развития бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Рассматривая работу органов Федерального казначейства, большинство исследователей акцентируют свое внимание на их деятельности в области исполнения федерального бюджета и управления его доходами и расходами. Однако положительной тенденцией является то, что в последнее время появились работы, связанные с такой важной функцией, как контроль со стороны Федерального казначейства. Ведь оно, по сути, является единственным федеральным органом государственного финансового контроля в России, для которого приоритетом служит превентивный характер контрольных мероприятий [1, с. 15].

Наряду с такими полномочиями, как: доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования; ведение учета операций по кассовому исполнению бюджетов; составление и представление в Минфин России оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета — Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями таких средств [2].

Казначейский контроль за исполнением бюджета имеет разнообразные внешние проявления и осуществляется в различных формах. Например, за последние годы был принят целый ряд нормативных правовых актов, возлагающих на Федеральное казначейство новые полномочия и функции. Определенным этапом совершенствования финансового контроля явилась реализация в 2012 году проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации», начатая Минфином России и Федеральным казначейством в 2002 году.

Указанный проект позволил значительно усовершенствовать процедуры исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации путем создания Автоматизированной системы Федерального казначейства, которая стала центральным элементом исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и примером эффективного, высокотехнологичного IT-решения.

Была разработана и утверждена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», основной целью создания и развития которой является: обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами [3]. Однако внедрение технологических регламентов стоит оценивать не только как способ оптимизации деятельности Федерального казначейства, но и как важнейший элемент контроля за целевым использованием бюджетных средств. Переход на юридически значимый электронный документооборот в сфере управления общественными финансами; доступность информации о финансовой деятельности; создание и внедрение единой системы формуляров, используемых при формировании информации в электронном виде о деятельности организаций сектора государственного управления — все это составляющие предварительного финансового контроля.

Очень точно отметила в своей работе А. В. Терехина, что «… своевременный мониторинг, своевременное предупреждение и исключение наступления возможного риска, усиление технологического контроля являются базой для успешной и эффективной работы любого органа Федерального казначейства» [4, с. 4].

Тем не менее, научные исследования в области функционирования электронной системы Федерального казначейства практически отсутствуют. В этой связи можно упомянуть только А. Ю. Попова и А. М. Гусельникова, которые в своей статье «Регламентация деятельности органов Федерального казначейства с использованием прикладного программного обеспечения» отражают использование информационных технологий, лишь как возможность четкой формализации деятельности организации и оптимизации выполнения ею своих функций, а также инструмент для руководства при принятии им управленческих решений, абсолютно не рассматривая при этом применение технических возможностей в качестве превентивных мер [5].

Если ранее Федеральное казначейство, не имея возможности применения информационных технологий, в своей работе осуществляло контроль за целевым использованием бюджетных средств после их расходования, то в настоящее время уже на предварительном этапе в период формирования электронного кассового документа проверяется соответствие расходов представленным документам, т. е. утвержденным лимитам, подтверждение надлежащей реализации договоров на поставку продукции, выполнение работ и услуг, либо заключенных трудовых соглашений. Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета.

Хотелось бы еще отметить малое количество исследований в области придания официального статуса электронным формам взаимодействия.

Так, Л. Ларцева в своей статье «Электронный документооборот» дает только общее определение и характеристику электронному документообороту [6]. В то же время, разработана целая система по внедрению и использованию электронных ресурсов в органе Федерального казначейства, которая нормативно регламентирована.

В июне 2005 года была запущена система ведомственных удостоверяющих центров Федерального казначейства, включая уполномоченный удостоверяющий центр и региональные регистрационные центры, что позволило Федеральному казначейству работать с сертификатами ключей электронной цифровой подписи в полном соответствии с требованиями ранее действовавшего Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ[1] «Об электронной цифровой подписи». Был проведен анализ законодательства на предмет определения положений, ограничивающих использование электронных документов в деятельности Федерального казначейства, и запланированы соответствующие изменения нормативных правовых актов.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» [7], заменивший Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ, определяет правовые условия, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписью в документе на бумажном носителе. В соответствии с данными положениями был разработан типовой договор обмена документами в электронном виде в системе электронного документооборота Федерального казначейства, учитывающий все требования, при выполнении которых электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью, признается равнозначным бумажному документу, заверенному собственноручной подписью. Важно отметить, что внедрение и использование системы электронного документооборота для клиентов Федерального казначейства является абсолютно бесплатным.

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере электронного документооборота, обусловливает вывод, что их объем недостаточен для определения четких и однозначных правил и условий архивного хранения электронных документов и иной информации в электронном виде.

Таким образом, исходя из сказанного, целесообразно поднимать и изучать проблемы правового регулирования функционирования электронного документооборота и рассматривать применение нормативно-правовых актов в этой области на практике для эффективного, ответственного и прозрачного управления публичными финансами.

Литература:

  1. Карандина Е. А. Федеральное казначейство в системе государственного финансового контроля: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. — Саратов:, 2007. — 22 с.
  2. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» // СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4908; 2015. № 2. Ст. 491.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» // СЗ РФ. 2011. № 31. Ст. 4773; 2013. № 48. Ст. 6259.
  4. Терехина А. В. Курс на повышение эффективности // Бюджетный учет. — 2015. — № 2(122). — С. 4–8.
  5. Попов А. Ю., Гусельников А. М. Регламентация деятельности органов Федерального казначейства с использованием прикладного программного обеспечения // Бюджет.ru. URL: http://bujet.ru/article/23923.php (дата обращения: 03.10.2016).
  6. Ларцева Л. Электронный документооборот // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. —2014. —№ 1. —С. 39–45.
  7. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2036; 2014. № 11. Ст. 1098.

[1] Утратил силу с 1 июля 2013 года.

Основные термины (генерируются автоматически): Федерального казначейства, органов Федерального казначейства, федерального бюджета, Федеральное казначейство, управления общественными финансами, системы Федерального казначейства, деятельности Федерального казначейства, финансового контроля, бюджетов бюджетной системы, государственного финансового контроля, деятельности органов Федерального, статуса Федерального казначейства, исполнения федерального бюджета, органы Федерального казначейства, стороны Федерального казначейства, электронного документооборота, документооборота Федерального казначейства, органе Федерального казначейства, центров Федерального казначейства, клиентов Федерального казначейства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос