Библиографическое описание:

Бурганова Р. Ш. Установление механизма устранения двойного налогообложения в системе налогового планирования [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 80-83.



 

В статье проанализированы механизмы устранения двойного налогообложения путем заключения международных договоров. Устранение двойного налогообложения является серьезной проблемой не только для компаний, осуществляющих деятельность за рубежом, но и для экономик стран в целом.

Ключевые слова: межгосударственные налоговые соглашения, двойное налогообложение, международное право, типовые конвенции, унификация налоговых систем, мировая экономика.

 

На современном этапе экономики стран мира сближаются, процессы глобализации охватывают новые регионы, а компании получают возможность расширять свои рынки сбыта посредством работы на зарубежных рынках. Международные организации, которые ведут свою деятельность, сталкиваются с проблемой двойного налогообложения одного и того же объекта сразу в нескольких странах, что может привести не только к экономической нецелесообразности ведения деятельности в нескольких странах, но и, как следствие, препятствовать развитию внешнеэкономических связей государств. Главным способом решения проблем, возникающих в налоговом праве, выступают международные налоговые соглашения.

С помощью анализа международных соглашений можно выделить следующие механизмы устранения двойного налогообложения [4, c.33]:

          установление понятийного аппарата — определение терминов;

          определение схемы устранения двойного налогообложения, при котором каждое государство взимает налог только с конкретного вида дохода;

          установление механизма устранения двойного налогообложения в тех случаях, когда налогообложение всех видов доходов сохраняется за обоими государствами;

          устранения дискриминационного налогообложения налогоплательщика в другой стране;

          обмен информацией между компетентными органами в целях недопущения уклонения от налогообложения или злоупотребления соглашением;

          определение методов устранения двойного налогообложения доходов резидентов.

В разработке механизма устранения двойного налогообложении применяют два основных подхода.

Первый подход основан на территориальной привязки. Под территориальной привязкой понимается, что государство облагает лишь те доходы, которые были получены на ее территории, а все остальные доходы, полученные за ее территорией, налогами не облагаются. Проблема реализации этого подхода заключается в том, что страны используют различные критерии для определения территориальной привязки некоторых видов деятельности и доходов.

Второй подход основан на резидентстве (или по-другому его называют постоянное местопребывание). Согласно этому подходу, резидент определенной страны подлежит налогообложению всех своих доходов, как полученных на территории данной страны, так и за ее пределами. Статус резидентства устанавливается внутренним законодательством страны, в отношении физических и юридических лиц. В свою очередь статус резидентства физические лица получают, как правило, в соответствии со своим гражданством, а юридические лица исходя из места их регистрации, места осуществления основной деятельности и других факторов.

Если бы все страны использовали один определенный подход, то необходимость устранения двойного налогообложения не появлялось. Но, как правило, многие страны сочетают оба подхода, поскольку ни одно государство, в силу неравномерности экономического развития, не откажется полностью от налогообложения, как доходов полученные ее резидентами, так и доходов возникающие на ее территории.

В РФ применяется резидентский подход, исходя из установленных правил, в соответствии с которым организации, созданные по законодательству РФ, уплачивают налог на прибыль в Российской Федерации по своему мировому доходу [1, гл.25].

Существуют также следующие два подхода для основания привлечения иностранных лиц и компаний к налогообложению.

Первый подход основан на наличии постоянного делового учреждения, через которое иностранные компании осуществляют свою деятельность.

Второй подход основан на факте осуществления деятельности, однако в некоторых странах в силу своей неразвитости налогового права, налогообложению подлежит и неприбыльная деятельность, например, общественная, благотворительная деятельность [4, c.23].

Стоит отметить, что многие компании с целью уменьшения своего налогового бремени переносят часть своего производства в страны с наиболее благоприятными налоговыми режимами.

Согласно общим принципам, иностранная компания облагается налогом в другой стране в случаях: осуществления полного коммерческого цикла, если компания действует через свое деловое учреждение, либо через своих зависимых агентов. В случае, если компания осуществляет свою деятельность через независимого агента, то эта компания не облагается налогом в другой стране [4, с.27].

Принцип «источник дохода», применяется в отношении прибылей от инвестиций (пассивных доходов). Если в отношении активных доходов решающее значение с точки зрения привлечения их к налогообложению имеют характер и методы осуществления деятельности, приносящей доход, то для пассивных доходов определяющую роль играет местонахождение их источника — внутри данной страны или за ее пределами [3, c.34].

В законодательстве Российской Федерации отсутствуют правила определения источника налога, понятия «резидент» и «нерезидент», что приводит к неопределенности норм налогового законодательства.

Под становлением механизма устранения двойного налогообложения, понимается, что договор, как правило, предоставляет исключительное право на взимание налога в стране местопребывания, либо сохраняет возможность сохранения налогообложения в двух государствах, но при этом ограничивая его размер в одном из государств.

Под принципом устранения дискриминационного налога понимается, что резиденты на территории государства-партнера не должны иметь большую налоговую нагрузку, чем местные компании или физические лица.

Налоговые власти различных государств, применяют в отношении своих организаций-резидентов, следующие методы устранения налогообложения (табл. 1).

 

Таблица 1

Методы устранения двойного налогообложения [4, c.30]

Метод устранения двойного налогообложения

Суть

Метод освобождения

исключение дохода от источника в иностранном государстве из налоговой базы

Метод зачета (кредита)

включение дохода из иностранного источника в налоговую базу с последующим вычетом суммы иностранного налога из суммы налога национального

Метод вычета (скидки)

включение иностранного налога в вычитаемые расходы

 

Метод освобождения, при использовании территориального подхода, исключает налогообложение дохода полученный за территорией данного государства. При данном методе государство обеспечивает независимость решения инвестора, вести деятельность на территории страны или за ее пределами [5, c.46].

Метод зачета (или метод налогового кредита) заключается в зачете налога, уплаченного с дохода в другом государстве, подлежащего уплате в данной стране.

Однако, сумма, принимаемая к зачету, определяется из [3, c.303]:

                    предельная сумма зачета больше уплаченной суммы налога в государстве источника. Сумма, принимаемая к зачету, равна сумме, уплаченной сумме налога в государстве источнике.

                    предельная сумма зачета меньше уплаченной суммы налога в государстве источника. Сумма, принимаемая к зачету, равна предельной сумме зачета.

Метод зачета ориентирован на экспортный нейтралитет, в соответствии с которым инвестор уплачивает налог по высокой ставке, либо в стране резидентом которого он является, либо в стране — источника дохода.

Метод налогового вычета (скидки) заключается в том, что из налоговой базы вычитается уплаченный налог в иностранном государстве.

Метод налоговой скидки предотвращает вывоз капитала за границу, так как на компании-резиденты ложится большое налоговое бремя, в результате чего происходит реинвестирование национальной экономики.

Российская Федерация применяет в отношении своих резидентов метод налогового зачета.

В целом Российская модель механизма устранения двойного налогообложения соответствует международным принципам, но не все международные принципы учтены в российской налоговой системе (табл. 2).

 

Таблица 2

Сравнение инструментов механизма устранения международного двойного налогообложения в международной практике и применяемой в РФ [4, c.178]

В международной практике

В Российской Федерации

Принцип территориальности

+ (в отношении иностранных организаций)

Принцип резидентства

+ (в отношении российских организаций)

Понятие «резидент» и «нерезидент»

-

Принцип источника дохода

+

Правила источников дохода

-

Налоговый статус коммерческой деятельности:

Постоянное представительство

+

Независимый агент

+

По контрактам с местными фирмами

+

Методы определения прибыли с постоянного представительства:

Прямой

+

Косвенный

+ (ограничен)

Методы устранения двойного налогообложения

зачет

+

вычет

-

освобождение

-

 

Механизм международных соглашений тесно связан с методами одностороннего устранения двойного налогообложения, поскольку они дополняют друг друга и не могут быть взаимозаменяемы. Исходя из того, что каждая страна стремится к обеспечению достаточного уровня поступления в бюджет и созданию условий для экономического развития, решить проблему двойного налогообложения в одностороннем порядке не возможно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инструментами механизма устранения международного двойного налогообложения доходов в Российской Федерации являются система налогообложения иностранных организаций и система зачета иностранного налога, заложенные в российское законодательство и международные налоговые соглашения. Для более точного понимания необходимо рассмотреть и сравнить методы устранения двойного налогообложения.

 

Литература:

 

  1. Налоговый Кодекс РФ, Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 10.10.2015 г.
  2. Международные договора «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал», Информ.- правов. система «КонсультантПлюс»
  3. Лапшин П. А. Устранение двойного налогообложения доходов от международных инвестиций/ Экономика и управление: Российский научный журнал.-2010.- № 5.- с. 47–52
  4. Полежарова Л.В, Механизм устранения международного двойного налогообложения в РФ/ Магистр.-2009.
  5. Ходов Л. Г. Налоги и налоговое регулирование экономики: учеб. пособие. М.: ТЕИС, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle