Библиографическое описание:

Поддуева И. С. Основные элементы модели организационно-экономического механизма государственного регулирования сельского хозяйства региона [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 41-44.

 

Обобщение различных элементов государственного регулирования позволяет сформировать механизм экономического и организационного воздействия на сельское хозяйство. В статье приводится модель механизма государственного регулирования сельского хозяйства с разделением следующих элементов: методов, инструментов и целей, в соответствии с которыми формируется и функционирует система государственного регулирования сельского хозяйства.

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственное регулирование, методы, инструменты государственного регулирования.

 

The Synthesis of the various elements of state regulation is possible to create a mechanism of economic and organizational impacts on agriculture. The article presents a model of the mechanism of state regulation of agriculture with the separation of the following elements: methods, tools and objectives, in accordance with which is formed and operates a system of state regulation of agriculture.

Key words: agriculture, government regulation, methods, instruments of state regulation.

 

Центральное место в агропромышленном комплексе занимает сельское хозяйство, которое задает особые условия воздействия на всю систему в целом. Поэтому агропромышленный комплекс — это специфичная отрасль экономики, которая требует учета объективных экономических законов и закономерностей, присущих только сельскому хозяйству. Реформирование агропромышленного комплекса тесно связано с уровнем развития законодательной базы, формированием необходимых институциональных основ функционирования в условиях рыночной экономики, позволяющих регламентировать организационно-хозяйственный механизм развития аграрной экономики [1].

Все меры по государственному регулированию можно разделить на два блока, первый блок — правового регулирования, включающий в себе все методы и способы правотворчества. Второй блок, включающий в себя разнообразные экономические механизмы регулирования и управления отраслью. Экономический механизм органически связан с экономическими методами управления. Именно последовательное совершенствование экономического механизма хозяйствования, всего комплекса экономических рычагов управления и стимулирования производства является условием успешного перехода на экономические методы управления [2].

По мнению И. С. Курмаевой, организационно-экономический механизм государственного регулирования сельского хозяйства представляет собой комплекс организационных и экономических мероприятий (включая инструменты, функции и принципы государственного регулирования), направленных на устойчивое функционирование всех отраслей и подотраслей сельского хозяйства, в том числе обслуживающих его производств, с целью их динамичного и устойчивого развития. В связи с этим деятельность государства должна быть направлена на поддержание условий эффективного не только социально-экономического, экономическо-правового, но и организационно-экономического развития отраслей, подотраслей, обслуживающих производств посредством прямого и косвенного воздействия [3].

В экономической литературе понятия «форма», «метод» и «инструмент» регулирования нередко подменяют друг друга. Н. А. Новичихина считает, что под формой следует понимать общее направление воздействия на объект со стороны субъекта регулирования. Для каждой формы регулирования может быть применено несколько различных методов. Формы и методы государственного регулирования воздействуют на аграрный сектор с помощью специальных инструментов государственного регулирования, которые иногда также именуются регуляторами или рычагами [5].

Под формой государственного регулирования понимается общее направление, основные принципы воздействия со стороны субъекта в лице соответствующего государственного органа на рассматриваемый объект, относительно управления. Прямая и косвенная формы регулирования экономики предполагают применение методов регулирования. Под методами государственного регулирования понимаются способ познания и преобразования объекта на основе определенных правил и теоретических принципов, система способов воздействия субъектов [4].

А. А. Халяпин в своем исследовании выделяет такие важные методы, как: экономический и программно-индикативный. Экономический, т. е. гибкое рыночное воздействие, связанное с использованием финансового, денежно-кредитного, ценового, налогового, экспортно-импортного, валютного регулирования. Программно-индикативный, который обеспечивает сельскохозяйственным товаропроизводителям ориентиры, прогнозы для выработки стратегии и тактики предпринимательской деятельности, свободу и право выбора условий участия в целевых, продуктивных программах, в реализации индикативных планов [7].

Большое разнообразие инструментов регулирования, которые в научной литературе рассматриваются как самостоятельные и входящие в институты управления, принято с определенной степенью условности делить на следующие группы:

          административно-правовые инструменты;

          экономические инструменты, регуляторы прямого действия;

          экономические регуляторы косвенного действия.

К административно-правовым инструментам государственного регулирования относят законы, указы, постановления органов государственной власти, государственные планы и программы директивного действия, другие государственные нормативно-правовые акты, регулирующие экономическую, хозяйственную деятельность.

К экономическим инструментам, регуляторам прямого действия относят государственную бюджетную и внебюджетную поддержку отраслей экономики, программ социально-экономического развития (федеральных и региональных), инвестиционных проектов. Сюда также ученые относят дотации, субсидии, субвенции, налоговые льготы, субсидирование процентной ставки по кредитам.

К экономическим инструментам, регуляторам косвенного действия ученые относят налоговые ставки, ставку рефинансирования Центрального Банка, валютный курс и ограничения по обязательной продаже валюты, таможенные пошлины, тарифы на государственные услуги и услуги коммерческих организаций [1].

В ходе исследования обобщена и представлена модель организационно-экономического механизма государственного регулирования сельского хозяйства с выделением методов, инструментов и целей. Основными методами, которого служат косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования (налоговая, кредитная политики), прямое государственное финансовое регулирование: предоставление дотаций, субсидий, программно-целевой метод планирования и управления: реализация государственных программ развития сельского хозяйства и методы регулирования материальных потоков и производственной деятельности: заказы на поставки продукции, квотирование, лицензирование. Инструменты выделены согласно рассматриваемому механизму в две группы: экономические (субсидии, компенсации платежей в области страхования, налоговые льготы, субсидируемые кредиты) и организационные (целевые комплексные программы, регулирование цен на продукцию, лицензирование, сертификация).

Выделенные методы и инструменты механизма государственного регулирования соответствуют целям, приведенных в ФЗ № 264 от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства»: поддержка аграрных товаропроизводителей региона, устойчивой развитие сельского хозяйства региона, обеспечение продовольственной безопасности региона [6].

Рис. Модель государственного регулирования сельского хозяйства

 

Организационно-экономический механизм государственного регулирования должен учитывать представленные в данной модели: методы, инструменты и цели, что повлечет за собой максимальную эффективность государственного регулирования сельского хозяйства.

 

Литература:

 

  1.                Бурковский П. В. Направления совершенствования государственного регулирования развития агропромышленного комплекса (по материалам Краснодарского края) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Краснодар., 2014. — 166 с.
  2.                Винничек Л. Б., Ефимов А. М. Экономический механизм как способ государственного регулирования сельского хозяйства / Л. Б. Винничек, А. М. Ефимов // Состояние и перспективы развития АПК. — 2014. — № 1. — С. 20–29.
  3.                Курмаева И. С. Основные элементы организационно-экономическогомеханизма государственного регулирования сельского хозяйства / И. С. Курмаева // Вклад молодых ученых в аграрную науку:сборник трудов. — 2014. — С. 195–200.
  4.                Курносов А. П. Оптимизация параметров развития сельскохозяйственных предприятий в условиях государственного регулирования АПК: монография/А. П. Курносов,А. Н. Черных,Е. Д. Кузнецова. — Воронеж: ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2010. — 191 c.
  5.                Новинчихина Н. А. Теоретические аспекты государственного регулирования сельского хозяйства / Н. А. Новинчихина // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5. — С. 358.
  6.                О развитии сельского хозяйства: Федеральный Закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ //Консультант плюс: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.10.2015).
  7.                Халяпин А. А. Инструменты государственного экономического регулирования аграрного сектора экономики: Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Халяпин Алексей Алексеевич; Кубанский государственный аграрный университет. — Краснодар, 2010. — 24 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle