Библиографическое описание:

Вадковский А. А. Организация венчурного финансирования в странах с континентальным подходом к венчурным инвестициям [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 83-85.



 

Исследователи разделяют всю совокупность подходов к организации венчурной деятельности на следующие группы [3, c. 48]:

  1.                Англосаксонский (рыночный) подход (Великобритания, США, Канада, Австралия и др.).
  2.                Континентальный (кластерный) подход (Германия, Франция, Финляндия, Нидерланды и др.).
  3.                Корпоративный подход (главным образом, азиатские страны).

Основные различия использующихся в рамках национальных систем организации венчурного предпринимательства подходов обусловлены следующими специфическими чертами каждой страны:

        основных аспектов организации бизнеса;

        традиций предпринимательской деятельности и развитости институтов, регулирующих предпринимательство;

        развитости социальных институтов и человеческого капитала;

        степени научно-технологического развития;

        уровня развитости финансовой системы в стране;

        масштабов национальной экономики;

        региональной специфики.

Среди стран с континентальным подходом к организации венчурного предпринимательства интерес представляет опыт Франции в данной сфере.

Для венчурной индустрии Франции характерны следующие особенности:

  1.                Реализация профильных государственных программ поддержки венчурных предприятий на основе участия в их издержках путём предоставления дотаций, налоговых льгот, льготного кредитования и др.
  2.                Наличие и действенность системы гарантирования кредитов и капитала, выдаваемого малым предприятиями. Государство в этом случае выступает вторичным гарантом.
  3.                Реализация программ инновационного развития на основе кластерного подхода. Территория страны поделена на специальные экономические зоны, в которых вокруг предприятия-ядра создаётся множество мелких и средних предприятий.
  4.                Основными институциональными инвесторами в сфере венчурного предпринимательства во Франции являются банковские структуры и страховые компании (такая особенность характерна и для Нидерландов).
  5.                Значительная интеграция венчурных проектов в международную венчурную индустрию.

Государством стран ЕС, чей опыт создания национальной системы венчурного предпринимательства также представляет интерес является Германия.

Зарождение основных компонентов системы венчурного предпринимательства в Германии приходится на 70-е гг. 20 в. В 1980-х гг. в стране создаются сети региональных инновационных фондов — государственным приоритетом становится перенос инновационной деятельности в сферу малого и среднего бизнеса. Однако активно развиваться венчурная индустрия Германии начала только в 90-е гг.

За период с 1994 г. по 1998 г. венчурный капитал в стране вырос с 70 млн. евро до 424 млн., а в 2000 г. составил уже 1 млрд. Евро [4,c.169]. Толчком развития венчурного предпринимательства в стране стали долгосрочные государственные программы. Так, в 1998 г. Министерством образования и научных исследований Германии была запущена Программа долгосрочных инвестиций в технологические предприятия (объём финансирования составил около 1,7 млрд. евро). По результатам программы было создано около 220 тыс. рабочих мест и сгенерирован поток инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса в размере 700 млн. Евро [1, c.87].

Однако одной из наиболее действенных программ в венчурной индустрии Германии стала специализированная Программа развития венчурного инвестирования в технологии (BTU), целью которой являлось быстрое развитие рынка венчурного капитала в стране. Данная программа позволила превратить Германию в страну ЕС с самым динамичным регионом по развитию инноваций и частного венчурного капитала [4, c.300].

В дальнейшем в стране создаются специальные институты, функционирование которых имело целью совершенствования системы венчурного предпринимательства. Так, в 2004 г. создан Государственный фонд венчурного капитала задачей которого было обеспечение начальным капиталом вновь создаваемых или молодых компаний в области высоких технологий. Данный фонд стал, по сути, заменой Программе BTU.

В 2005 г. в Германии создаётся Фонд высокотехнологичных стартапов, который представлял собой государственно-частное партнёрство Правительства страны и крупных частных структур — BASF, German Telekom, Siemens и др.

В целом, среди специфических черт венчурной индустрии Германии выделяются:

  1.                Высокая развитость сферы научно-исследовательской подготовки для венчурной деятельности, которая интегрирована в деятельность более 20 тысяч промышленных предприятий.
  2.                Значительная поддержка малого и среднего предпринимательства в рамках множества государственных программ.
  3.                Предоставление налоговых льгот для предприятий венчурной индустрии.
  4.                Основным институциональным инвестором на рынке венчурного капитала являются банки.
  5.                Значимую роль на рынке венчурного капитала играют частные инвесторы.

Венчурная индустрия другого государства ЕС — Нидерландов — во многом схожа с американской моделью организации венчурного предпринимательства. Так, в Голландии разработаны и активно используются особые механизмы государственной поддержки венчурных фондов, в рамках которых правительство может, к примеру, гарантировать возврат до 50 % возможных убытков, обусловленных вложениями венчурных фондов в частные проекты. Основными инвесторами венчурных фондов в Голландии являются крупнейшие банки и страховые компании страны.

Интересным представляется также опыт организации системы венчурного предпринимательства Ирландии. Развитие венчурной индустрии в этой стране во многом связано с внедрёнными государством программами развития инновационной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства. К примеру, начиная с 1985 г. в Ирландии действовала программа расширения бизнеса (Business Expansion Scheme (BES)) и Программа «посевного» капитала (Seed Capital Scheme (SCS)) [5]. В соответствии с данными программами в стране предоставлялись налоговые стимулы организациям, осуществляющим инвестиции в частные проекты. Программа SCS была направлена на молодые компании, которые были созданы на личные средства их владельцев. Указанные программы действуют и на нынешнем этапе развития.

В стране также создавались специальные фонды по поддержке венчурного капитала и инновационных проектов. К примеру, в 1998 г. был создан фонд «Enterprise Ireland», целью которого было стимулирование развития ирландских компаний путём предоставления им финансовой и иной поддержки. После своего создания фондом были предприняты инициативные меры по преодолению нехватки венчурного капитала, особенно на ранних стадиях развития, а также «посевного» капитала для инновационных компаний. Государство выполняло роль соучредителя фонда и, таким образом, становилось одновременно катализатором инвестиционной деятельности в сфере венчуринга.

На сегодняшний день в странах ЕС действует несколько крупных проектов и фондов, сотрудничающих с профессиональными венчурными организациями в сфере малого и среднего бизнеса. Множество инновационных проектов сферы малого и среднего бизнеса достигают приемлемых экономических результатов, что объясняется тем, что частные и общественные деньги не вступают в «конфликт» между собой. Большинство европейских стран видит перспективы венчурного финансирования, — одним из возможных ожидаемых событий является создание единой комплексной системы венчуринга в странах ЕС.

Важным элементом в системе венчурного предпринимательства стран ЕС является такой международный институт, как Европейская ассоциация прямого инвестирования и венчурного капитала (EVCA). Целью функционирования организации является обеспечение в странах ЕС благоприятных условий для развития венчурной индустрии. В числе приоритетных направлений деятельности Ассоциации:

                    поиск и привлечение крупных инвесторов для участия в венчурном финансировании;

                    представление интересов членов Ассоциации в странах ЕС;

                    разработка методических документов по эффективным стратегиям выхода из венчурных проектов и др.

Характеризуя институциональные основы венчурного финансирования в странах ЕС, следует отметить, что при участии Европейской ассоциации венчурного финансирования была создана Европейская ассоциация биржевых дилеров, — объединение венчурных капиталистов, биржевых дилеров, инвестиционных банков и прочих институтов для создания механизмов поддержки экономического развития и инноваций в странах Европы [2, c.5].

В числе важнейших инициатив указанной международной организации можно выделить создание Европейской фондовой биржи для активно растущих молодых компаний — Системы автоматической котировки Европейской ассоциации биржевых дилеров (EasdAQ). Структура и принципы функционирования данной организации аналогичны американской структуре.

 

Литература:

 

  1.                Абрамова С. В. Реформирование системы налогообложения венчурного бизнеса в Германии // Инновации. — 2008. — № 2(112).
  2.                Мухамедшин И. С. Опыт решения проблем венчурного финансирования в странах с развитой рыночной экономикой // Экономика, предпринимательство и право. — 2014. — № 4 (4).
  3.                Петрова Ю. И., Довгаль С. А., Судибье А. О. Зарубежные подходы к венчурной инновационной деятельности и возможности их использования в российской практике // Вестник Академии. 2013. № 2.
  4.                Сабиров М. Р. Зарубежный опыт венчурного инвестирования и его интернационализация // Вестник ТИСБИ. 2012. № 4.
  5.                Финансирование инновационного развития. Сравнительный обзор стран ЕЭК ООН в области финансирования на ранних стадиях развития предприятий: Пер. с англ. — СПБ.: РАВИ, 2008.
  6.                Финансирование инновационного развития. Сравнительный обзор опыта стран ЕЭК в области финансирования предприятий на ранних стадиях развития. // Европейская экономическая комиссия Организации объединенных наций. [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.un.org/ru/publications/pdfs/innovative_development_funding_rus.pdf (дата обращения 18.08.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle