Библиографическое описание:

Путинцева И. К. Стратегическое сотрудничество России и Китая в условиях трансформации мировой экономики [Текст] // Инновационная экономика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 35-37.

Сегодня Россия рассматривает новые предложения по взаимовыгодному сотрудничеству, выбирая партнеров восточного направления. В данной статье рассмотрены ключевые соглашения России и Китая, в частности по углублению всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия.

Ключевые слова: внешняя политика, равноправное партнерство, общие интересы, газовый контракт, валютный своп, двусторонняя торговля, взаимные инвестиции, НБР, Великий шелковый путь.

 

Азиатско-Тихоокеанский регион становится центром мировой экономической и политической активности. Укрепление связей с КНР является одним из приоритетов внешней политики России. Сегодня отношения между двумя странами достигли наивысшего уровня комплексного равноправного партнерства, построенного на доверительных началах. Такое сотрудничество играет чрезвычайно важную роль как для России, так и для Китая.

Совместные действия России и Китая на мировой арене отражают их общие интересы, а также необходимость создания более демократического и справедливого мирового порядка. Среди общих задач России и Китая можно выделить следующие: во-первых, странам необходимо модернизировать экономики, привлекать инвестиции в инфраструктурные проекты и развивать высокотехнологичный сектор. Во-вторых, Россия и КНР разделяют многие энергетические задачи, например, энергосбережение и повышение энергетической эффективности; так же актуально освоение таких секторов экономики, как телекоммуникации, медиа и технологии, финансы, агробизнес, недвижимость. В силу того, что инвестиции являются одним из главнейших источников роста экономики России, необходимо провести огромную работу по созданию благоприятного инвестиционного климата, минимизировав административные и бюрократические барьеры.

Для России сегодня как никогда важно иметь партнеров для долгосрочного сотрудничества. С Китаем у РФ есть потенциал эффективного развития двусторонних отношений в различных секторах экономики. 2014–2015гг. — это время новых, амбициозных проектов между Россией и Китаем.

Газовый контракт Россия–Китай

Россия и Китай подписали газовый контракт, переговоры по которому велись больше 10 лет. Соглашение рассчитано на 30 лет. Так как это крупнейший по объемам контракт в газовой сфере за всю историю не только России — СССР, то его уже заранее называли «сделкой века». Общая стоимость контракта превышает $400 млрд.

Поставки российского топлива в Китай по восточному маршруту начнутся не раньше 2018 года. Согласно договору китайская сторона будет покупать топливо по принципу Take-or-Pay, что означает обязательную оплату зафиксированного в контракте объема топлива вне зависимости от того, сколько газа реально было закуплено. Данный принцип покупки топлива содержится и в контрактах с большинством европейских потребителей газа. Инвестировать в проект Китай и Россия будут одновременно. Основная часть газа пройдет через газопровод «Сила Сибири».

В 2014 году В. В. Путин не раз заявлял о возможных изменениях в налогообложении газодобывающих компаний [8]. Прежде всего, это связано с подписанием данного соглашения. Возможное обнуление налога на добычу послужит стимулом для привлечения китайских инвестиций, повышению рентабельности разработки новых месторождений.

Значение подписанного с Китаем соглашения в рамках энергетической отрасли трудно переоценить. Россия получает новый рынок сбыта, необходимый в условиях современного кризиса и очередных возможных санкций. Это дает возможность реализовать планы по развитию газовой отрасли России, связав западную часть и восточную часть добычи между собой соответствующей инфраструктурой. Более этого, прокладка трубопровода позволит создать тысячи новых рабочих мест, а инфраструктура, которую планируется создавать для рабочих, впоследствии будет чрезвычайно важна для малоразвитых районов Восточной Сибири. Газовая сделка, безусловно, станет залогом дальнейшего интенсивного развития российско-китайских отношений.

Валютный своп с Китаем

Следующим взаимовыгодным шагом является заключение валютного свопа. Целью данного соглашения является то, что оно облегчает осуществление финансовых операций в регионах. Центральные банки, с кем Китай подписал валютные свопы, могут выдавать кредиты своим банкам в юанях. С Россией соглашение о валютном свопе было подписано в размере 150 млрд юаней ($25 млрд). Валютные свопы позволят сделать рубль и юань более устойчивыми, что в свою очередь позволит оказать позитивное влияние на стабильность мировой финансовой системы.

Также расширение торговли валютами должно облегчить инвестиционные процессы. Инвестируя в экономику, которая сейчас сталкивается с определенными проблемами из-за падения курса рубля и цен на нефть, Китай осуществляет мягкую экспансию и поддерживает одного из основных своих партнеров.

Китай и Россия давно выступают за сокращение роли доллара в международной торговле. Цель — создать условия для развития двусторонней торговли и взаимных инвестиций, не придется приобретать валюту на рынке. Логичный шаг, учитывая закрытие внешних рынков капитала, рост взаимной торговли и долгосрочные контракты на поставку российских энергоносителей в КНР. Уход от доллара выглядит оправданным с точки зрения снижения курсовых рисков. Выбранный странами курс на дедолларизацию обусловлен стремительным ростом доли юаня в международных платежах и расчетах (окт. 2013г. — 0,84 %, дек. 2014г. — 2,17 %, фев. 2015г. — 1,81 %) [9].

В последние годы между странами наблюдается незначительное увеличение товарооборота. Причинами этого является как ситуация в экономике Китая в целом (снижение спроса на сырье), так и насыщение внутреннего рынка России. Китай занимает первое место среди торговых партнеров России. Российская Федерация — девятое место по объему товарооборота с КНР, и она также нуждается в расширении использования национальной валюты. В пользу этого также говорят появляющиеся мнения о том, что в рамках ЕАЭС расчетной валютой со временем станет рубль. Торговля России с Китаем в 2013 г. увеличилась на 1,1 % до $89 млрд. По итогам 2014г. товарооборот между двумя странами вырос на 6,9 % по сравнению с прошлогодним периодом и составил $95 долларов. В 2015г. цель — увеличить товарооборот до $100 млрд.

БРИКС — НБР

Соглашение о создании Национальный Банк Развития (НБР) в рамках БРИКС было подписан в 2014 году для финансирования инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в странах-участницах организации БРИКС, а также других странах с развивающейся экономикой. Например, Россия может выделить кредит африканской стране на программу развития металлургической промышленности, но при условии, что на эти деньги будет закупаться российское оборудование, а строить предприятие будут российские специалисты. Часть проектов может носить транснациональный характер. Если у России есть совместный проект с Казахстаном, она может предложить руководству БР рассмотреть возможность его финансирования.

Совокупный капитал составит $100 долларов. НБР усилит кооперацию между странами и существенно дополнит многосторонние и региональные финансовые институты, поддерживающие глобальное развитие и, тем самым, внесёт значимый вклад в достижение Россией цели быстрого, устойчивого и сбалансированного роста.

Для России создание НБР особенно актуально сегодня, когда страны Запада фактически объявили финансовую блокаду и отрезали от займов. В частности, это коллективное освоение экономических пространств, которые плохо контролируются США или ЕС, посредством финансирования проектов. Банк Развития БРИКС станет инструментом экономического проникновения, выстраивания отношений.

Шелковый путь

В финансовой области Китай стал инициатором создания Нового банка развития БРИКС, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АИИБ) и Фонда Шелкового пути. Все эти финансовые структуры окажут значительное содействие инфраструктурному строительству в рамках «одного пояса, одного пути» и реализации важных двусторонних инвестиционных проектов.

В 2013г. Китай стал инициатором создания экономической зоны — «Новый Шелковый путь». Данный проект предназначен, прежде всего, для укрепления экономических связей и сотрудничества, привлечения инвесторов из Азии и других районов мира к активному участию в создании «Экономического пояса Шелкового пути XXI века». Зона должна простираться от Китая до Европы через страны Центральной Азии и Россию. Важную роль в финансировании этих проектов должно сыграть создание АИИБ, участником которого является Россия.

В последние годы Китай и Россия активизируют сотрудничество в области строительства трансграничной инфраструктуры. Строятся новые евразийские транспортные пути: железная дорога «Чунцин-Синьцзян-Европа», трасса «Западная Европа — Западный Китай», которые пройдут через Россию. В Северо-Восточном Китае и Дальнем Востоке России обе страны активно содействуют строительству мостов, портов и других проектов.

Предполагается увеличение объема двусторонней торговли между Китаем и Россией до $200 млрд к концу 2020 года. Страны должны воспользоваться уникальной возможностью, и соединив программы развития двух государств, добиться совместного развития и процветания.

Россия заинтересована в сотрудничестве со странами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Именно создание ЕАЭС послужит важной платформой для многостороннего сотрудничества в регионе, так как все участники — это хорошие соседи и партнеры России, а также и традиционные партнеры Китая. Россия заинтересована в создании зоны свободной торговли ЕАЭС и КНР, а так же использования национальной валюты в этом регионе.

Таким образом, восточный вектор развития, выбранный Россией в связи c экономическим спадом и изоляцией от Запада, должен стать стратегическим приоритетом страны на долгие годы. Сегодня Китай превращается из крупнейшего производителя в крупнейшего инвестора, и, если ранее китайских инвесторов привлекали в основном проекты в добывающих отраслях, то теперь сфера их интересов значительно расширилась. Подписав договор об укреплении сотрудничества, Россия и Китай фактически в очередной раз убедились в том, что придерживаются схожих оценок как в перспективе прошедшей истории, так и в плане текущих событий в мире и дальнейшего развития многополярного мира. Совместное строительство «одного пояса и одного пути» отвечает общим интересам Китая и России, является новой платформой для развития китайско-российских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия.

 

Литература:

 

1.         Макаров О. Юань вошел в пятерку самых востребованных мировых валют / Олег Макаров // РБК — 2015. — 28 янв.

2.         Лукьянов Ф. Вот новый поворот / Федор Лукьянов // Российская газета RG.Ru — 2015. — 12 мая.

3.         Акопов П. Шелковым путем Китай привяжет Европу к России / Петр Акопов // Деловая газета Взгляд — 2015. — 3 апр.

4.         Терентьева Ю. Китай и Россия в проекте Новый шелковый путь: интересы и возможности. М., 2013.

5.         Кравченко Е. Рубль меняют на юань / Екатерина Кравченко // Ведомости — 2014. — 14 окт.

6.         Филиппов А. Россия и Китай подписали меморандум о поставках газа по «западному» маршруту / Алексей Филиппов // Интерфакс — 2014. –9 нояб.

7.         Peyrouse S. Building a New Silk Road? Central Asia in the New World Order//Origins, vol. 2, issue 10, July 2009 — http://origins.osu.edu/article/building-new-silk-road-central-asia-new-world-order/page/0/2

8.         Коммерсант.ru URL: http://www.kommersant.ru/doc/2475050

9.         The Wall Street Journal URL: http://www.wsj.com/articles/chinas-yuan-falls-to-seven-month-low-1422260080

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle