Библиографическое описание:

Казаринов С. Ю. Возможности притока иностранных инвестиций в экономику региона (на примере Иркутской области) [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 199-201.

Регионально-экономическое развитие территорий России определяется рядом факторов, среди которых сложившаяся производственная специализация региона, емкость и доступность различного рода рынков сбыта товаров, технологическая оснащенность предприятий, уровень развития рыночной инфраструктуры, инвестиционный потенциал региона.

В настоящее время наблюдается снижение регионально-экономического развития территорий России в связи с уменьшением привлечения притока иностранных инвестиций в регионы.

Так, за период с 2007-2010 гг. прослеживается тенденция снижения притока иностранных инвестиций, прежде всего, за счет увеличения инвестиционного риска [1]. Данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Иностранные инвестиции, поступившие в реальный сектор экономики, по Сибирскому федеральному округу (тыс. дол.)

Сибирский федеральный округ

2007

2008

2009

2010

Республика Алтай

-

2055

392

333

Республика Бурятия

100240

231494

103733

34811

Республика Тыва

3541

38485

22842

42186

Республика Хакасия

103446

224325

31320

606927

Алтайский край

1789

4773

79264

39660

Забайкальский край

77406

78996

48549

70352

Красноярский край

12343299

3707441

218085

743031

Иркутская область

380495

638519

344609

148709

Кемеровская область

578737

1119787

606783

663723

Новосибирская область

219897

442904

561353

435220

Омская область

600706

578341

489382

543997

Томская область

480190

679215

226204

236085

Итого:

14889746

7746335

2732516

3565034

В реальный сектор экономики Сибирского федерального округа в 2010 г. поступило 3565034 тыс. дол. ино­странных инвестиций [1]. По сравнению с 2007 годом, уровень притока иностранных инвестиций снизился более, чем в 4 раза. По распределению валового поступления ино­странных инвестиций лидирующее положение занимает Красноярский край – 20,8%, Кемеровская область – 18,6%, Республика Хакасия – 17%, Омская область – 15,2%, Новосибирская область – 12,2%, Томская область – 6,6%, Иркутская область – 0,6%, Забайкальский край – 4,2%, Республика Тыва – 1,2%, Республика Бурятия – 1%, Республика Алтай – менее 1%. Несмотря на созданные во всех регионах относительно равные преференциальные условия для ведения бизнеса с привлечением иностранных инвесторов, приток инвестиций в экономику регионов остается незначительным.

В целом, можно отметить незначительное увеличение притока иностранных инвестиций по Сибирскому федеральному округу в 2010 г. По сравнению с предыдущим годом, доля иностранных инвестиций повысилась на 832518 тыс. дол. или 30%.

В разрезе экономик территорий Сибирского федерального округа в Иркутской области в 2010 г. значительно снизился приток прямых иностранных инвестиции, что свидетельствует о том, что на уровень инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности повлиял мировой финансовый кризис.

В 2010 г. объем инвестиций, поступивших в регион из-за рубежа, составил 148,7 млн. долларов (43,2% к предыдущему году).

В 2009 г. рейтинговое агентство «Эксперт» присвоило Иркутской области инвестиционный рейтинг – 2В «средний потенциал – умеренный риск» [2]. Среди субъектов РФ по уровню инвестиционного риска Иркутская область занимала 69-е место, по уровню инвестиционного потенциала – 17-е место. В 2010 году РА Эксперт понизило инвестиционный рейтинг Иркутской области до 2C – «средний потенциал – высокий риск».

Снижение рейтинговой категории Иркутской области с 2В на 2С говорит об увеличении инвестиционного риска, как социального, так и финансового. В целом, можно констатировать, что по другим составляющим интегрального инвестиционного риска серьезных отклонений не произошло в сравнении с рейтингом 2009 года.

По результатам рейтинга 2011 г. намечается корректировка положения Иркутской области в сторону перехода в группу 2B (средний потенциал – умеренный риск). Основными причинами для положительного прогноза является улучшение показателей, за счет снизившегося экономического риска до минимальной отметки и незначительная величина снижения индекса интегрального риска, данные показатели дают предпосылки необходимые для возвращения в категорию 2В.

Необходимо отметить, что по экономическому риску Иркутская область улучшила свое положение, поднявшись с 27 на 13 место в России [3], но темпы инвестирования остаются ниже общероссийского уровня.

Повышенная инвестиционная активность предприятий в 2007-2008 гг. сменилась спадом в 2009-2010 гг., что обусловлено завершением крупнейших инвестиционных проектов на территории Иркутской области, таких как нефтепровода ВСТО, приостановкой реализации некоторых проектов под влиянием мирового финансового кризиса строительство Тайшетского алюминиевого завода, модернизации Братского алюминиевого завода, модернизации предприятий лесного комплекса и прочих.

В настоящем время в Иркутской области разрабо­тана инвестиционная стратегия, определены приоритетные направления в инвестиционной сфере и предусмотрены методы их реализации. Для финансовой деятельности инвесторов создана нормативно-правовая база, составлен список проектов для ведения бизнеса в городах, сельской местности.

Возможности привлечения инвестиций в эко­номику регионов обуславливаются рядом социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и природно-географических факторов.

Инвестиционная политика зависит, прежде всего, от разрабатываемых инвестиционных программ, которые должны носить не декларативный ха­рактер, а реально учитывать возможности при­влечения инвестиционного капитала в различные регионы и секторы экономики с учетом таких важнейших характеристик, как наличие квалифи­цированных кадров и эффективной управленче­ской инфраструктуры в регионе, наличие разви­той транспортной, информационной и социальной инфраструктуры.

Инвестор, оценивая инвестиционные условия региона, отталкивается от своих стратегических интересов, поэтому выбор часто делается не между регионами, отраслями, предприятиями, а между субъектами, которые имеют при­емлемый уровень рисков.

В целях привлечения иностранных инвести­ций в регионы необходимо создание и устойчивое функционирование региональных инвестиционных агентств, развитие бизнес-инкубаторов, консультационных центров. Имеющиеся условия и возможности привлече­ния инвестиций в экономику Сибирского федерального округа не позволяют оперативно решать вопро­сы инвестиционного развития ввиду недостаточного материально-техниче­ского обеспечения.

Необходимо создание структуры, регулирующей экономические отношения между региональными инвестиционными центрами и инвесторов, которая позволит сделать максимально транспарентным процесс взаимодействия заинтересованных сторон. В регионах нужно создавать, на наш взгляд, особую модель управления процессом инвестирования в региональную экономику, что позволит профессионально решать вопросы инвестиционного развития по следующим направлениям:

  • формирование благоприятного климата для развития бизнеса региона;

  • формирование деловой инфраструктуры;

  • формирование достаточной информационной базы;

  • установление межрегиональных и международ­ных связей;

  • информационное сопровождение регионально­го бизнеса;

  • содействие развитию производственного потен­циала региона;

  • развитие международного сотрудничество и партнерства;

  • обслуживание инвесторов и поддержка пред­приятий;

  • проведение экономических отраслевых иссле­дований;

  • реализация программы инвестиционного марке­тинга региона;

  • сопровождение процесса привлечения инвести­ций в инвестиционные проекты;

  • организация работ по составлению кадастра ин­вестиционных площадок.

Наиболее перспективным направлением деятельности по привлечению иностранных инвестиций в экономику регионов является создание и развитие региональных инвестиционных фондов, которые позволят сконцентрировать и привлечь значительные финансовые средства инвесторов в наиболее перспективные проекты. За счет привлечения инвестиций можно решить ряд наиболее важных социально-экономических задач региона: повысить уровень промышленного развития предприятий, произвести обновление и модернизацию основных фондов, увеличить объем реализации продукции, повысить налоговые поступления в бюджет, улучшить социальную обстановку за счет создания новых рабочих мест, оздоровить инвестиционный климат и привлечь ин­весторов для дальнейшего сотрудничества в развитие предприятий региона.


Список литературы:

  1. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_04/IssWWW.exe/Stg/d04/2-p12.htm

  2. Рейтинговое агентство Эксперт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/region_climat/2010/tab3

  3. Рейтинговое агентство Эксперт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://raexpert.ru/database/regions/irkutsk/paramgroup_id/121/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle