Библиографическое описание:

Сулейманов М. М., Рашидова З. К. Анализ практики администрирования налоговой задолженности [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 135-138.

Налоговые органы по результатам камеральных и выездных налоговых проверок выявляют нарушения налогового законодательства, определяют сумму недоимки и размеры пеней и штрафов. С другой стороны эффективность контрольной работы налоговых органов может быть малорезультативной в силу того, что доначисленные суммы в ряде случаев невозможно взыскать. То есть, мы считаем, что деятельность налоговых органов должна быть не только эффективной, но и результативной. Особенно это касается сферы администрирования налоговой задолженности и выбора методов ее взыскания во взаимодействии с различными государственными органами власти. Действия налоговых органов по администрированию налоговой задолженности должны быть направлены на снижение накопленной и взыскание текущей налоговой задолженности с одной стороны, с другой- на широкое применение предусмотренных налоговым законодательством мер по ее регулированию в рамках норм налогового администрирования.

В настоящее время основной акцент в сфере администрирования налоговой задолженности делается на принудительные меры взыскания. При этом “...многие из них не лишены недостатков и негативно отражаются на эффективности урегулирования налоговой задолженности “. [2]

С другой стороны, много говорится о снижении налоговой нагрузки и упрощении налогового законодательства как факторах роста собираемости налоговых платежей.

Таблица 1

Структура и динамика задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ по РД за 2010–2013 гг.

п/п

Показатели

2010

2011

2012

2013

Абс.сумма, млн. руб.

Уд.вес, %

Абс.сумма, млн. руб.

Уд.вес, %

Абс.сумма, млн. руб.

Уд.вес, %

Абс.сумма, млн. руб.

Уд.вес, %

1

 

 

 

2

 

 

 

3

Задолженность перед бюджетом, возможная к взысканию, млн. руб.

 

Задолженность перед бюджетом, невозможная к взысканию, млн. руб.

 

Всего задолженность, млн. руб.

 

 

3473,5

 

 

 

29,8

 

 

 

3484,4

 

 

99,7

 

 

 

0,8

 

 

 

100,0

 

 

8212,7

 

 

 

79,0

 

 

 

8291,7

 

 

99,0

 

 

 

1,0

 

 

 

100,0

 

 

14027,1

 

 

 

48,5

 

 

 

14075,6

 

 

99,6

 

 

 

0,4

 

 

 

100,0

 

 

13895,2

 

 

 

60,4

 

 

 

13955,6

 

 

99,5

 

 

 

0,5

 

 

 

100,0

 

(Источник. Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru. Раздел «Статистика», рубрика «Сводные данные по Ф.№ 4-НМ в разрезе субъектов РФ» (по состоянию на 18. 12 2014 г.).

Как видно из данных таблицы 1, удельный вес задолженности перед бюджетом, невозможная к взысканию колеблется в пределах от 0,8 % до 0,5 % за анализируемый период, при этом достигнув пикового значения в 1,0 % в 2011 году. Ввиду незначительности этих сумм как абсолютном выражении, так и по удельному весу, дальнейшее их рассмотрение с научно-практической точки зрения неактуально и не представляет для нас исследовательский интерес.

Поэтому перейдем к детальному анализу возможной к взысканию задолженности. Налоговая задолженность перед бюджетом, возможная к взысканию подразделяется на:

-        задолженность по налогам и сборам;

-        задолженность по пеням и налоговым санкциям;

Такая структура налоговой задолженности закреплена в разделах I и II отчета Ф. № 4-НМ ФНС России [1].

Динамика задолженности по налогам и сборам и её структура за анализируемый период представлена ниже (см. таблицу 3).

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что на фоне незначительного снижения задолженности по налогам и сборам за 2012–2013 гг. возрастает сумма невозможной к взысканию задолженности. Так, за анализируемый период её величина возросла с 10,9 млн. рублей до 27,9 млн. рублей, то есть около 2,6 раза. При этом наблюдается снижение суммы недоимки (за 2012–2013 гг.) на фоне устойчивого роста урегулированной задолженности, величина которой возросла с 580,1 млн. рублей в 2010 году до 5995,2 млн. рублей в 2013 году.

Величина задолженности, невозможной к взысканию по судебным решениям колеблется в пределах 5,4 млн. рублей за последние годы, что наводит на мысль о необходимости выбора налоговыми органами иных инструментов взыскания налоговой задолженности.

Таблица 2

Структура и динамика задолженности по налогам и сборам в Республике Дагестан за 2010–2013 гг. /млн. руб./

п/п

Показатели

Годы

2010

2011

2012

2013

1

Задолженность по налогам и сборам, всего

2306,5

5733,6

9608,1

9540,5

из нее: -возможная к взысканию;

2295,6

5714,1

9587,2

9512,6

в том числе:

-недоимка

1715,5

3634,3

5359,9

3517,4

-урегулированная задолженность

580,1

2079,8

4227,3

5995,2

2

Задолженность по налогам и сборам, невозможная к взысканию, всего

10,9

19,5

20,9

27,9

из нее: -задолженность, невозможная к

взысканию по судебным решениям

4,2

5,4

5,5

5,4

-задолженность организаций, в отношении которых завершено конкурсное производство

0,1

7,9

0,1

1,6

-задолженность ликвидируемых организаций

6,6

6,2

15,3

20,9

 

(Источник. Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru. Раздел «Статистика», рубрика «Сводные данные по Ф.№ 4-НМ в разрезе субъектов РФ».

Наиболее высокая активность по применению процедур банкротства была проявлена налоговыми органами в 2011 году, когда по результатам конкурсного производства образовалась задолженность, подлежащая списанию в сумме 7,9 млн. рублей, тогда как в другие годы анализируемого периода эта величина составляла: 2010 г. — 0,1 млн. рублей, 2011 г. -0,1 млн. рублей, 2013 г. — 1,6 млн. рублей.

Задолженность ликвидируемых организаций возросла с 6,2 млн. рублей в 2011 г. до 20,9 млн. рублей в 2013 г., что свидетельствует о предпочтениях налогоплательщиков ликвидировать организации по правилам гражданского законодательства (ГК РФ).

Из проведенного анализа можно заключить, что устойчивыми темпами возрастает величина урегулированной задолженности. В этой связи, попытаемся проанализировать её состав, структуру и динамику.

Таблица 3

Структура и динамика задолженности по налогам и сборам, возможной к взысканию в Республике Дагестан за 2010–2013 гг. /млн. руб/

Показатели

Годы

2010

2011

2012

2013

Задолженность, возможная к взысканию, всего

2295,6

5714,1

9587,2

9512,6

 -из нее:

 

1715,5

 

 

3634,3

 

 

5359,9

 

 

3517,4

 

1

Недоимка, всего

в том числе:

-недоимка отсутствующих должников

удельный вес, %

38,6

2,2

37,2

1,0

2024,8

37,8

н/д1

-недоимка организаций, находящихся в процедурах банкротства

удельный вес. %

 

93,7

5,5

 

18,2

0,5

 

1993,1

37,2

 

44,1

1,3

2

Урегулированная задолженность, всего

в том числе:

580,1

 

2079,8

 

4227,3

 

5995,2

 

-реструктурированная задолженность

удельный вес, %

105,3

18,2

98,8

4,8

86.3

2,1

91,6

1,5

-отсроченные (рассроченные) платежи

удельный вес, %

0

0

0

0

-задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства

удельный вес, %

 

 

115,2

19,8

 

 

824,6

40,0

 

 

3037,3

71,8

 

 

4925,6

82,2

-задолженность, взыскиваемая судебными приставами по постановлениям о возбуждении исполнительного производства

удельный вес, %

 

 

357,9

61,7

 

 

266,2

13,0

 

 

1103,6

26,1

 

 

969,6

16,2

-приостановленные к взысканию платежи

удельный вес, %

1,7

0,3

868,2

42,2

0

8,4

0,1

 

(Источник. Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru. Раздел «Статистика», рубрика

«Сводные данные по Ф.№ 4-НМ в разрезе субъектов РФ». Дата обращения 15 мая 2014 г.)

Из данных таблицы 3 видно, что в структуре недоимки удельный вес задолженности отсутствующих должников за 2010–2011 гг. не превышал 2,2 %, а в 2012 году её значение резко возросло до 37,8 % достигнув величины 2024,8 млн. рублей. С большой долей вероятности можно сделать вывод о невозможности её взыскания и необходимости принятия мер по её списанию, в том числе и путем применения упрощенной процедуры банкротства в отношении отсутствующих должников в соответствии с требованиями ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

С ростом объемов урегулированной задолженности в 10,3 раза за анализируемый период 2010–2013 гг., наблюдается снижение удельного веса реструктурированной задолженности с 18,2 % в 2010 г. до 1,5 % в 2013 году. При этом не применяется институт отсрочки и рассрочки, как формы регулирования налоговой задолженности (об это мы упоминали и в гл.1). Активизация процедур банкротства налоговыми органами Республики Дагестан как метод администрирования налоговой задолженности достаточно заметна. Так, задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства возросла с 115,2 млн. рублей в 2010 году до 4925,6 млн. рублей, что в удельном весе от объема урегулированной задолженности составляет рост с 19,8 % до 82,2 %. Динамика урегулированной задолженности, взыскиваемой Службой судебных приставов по РД имеет противоречивый характер.

Подводя итоги анализа можно сделать следующие выводы:

1.                  В Республике Дагестан такие методы администрирования налоговой задолженности как отсрочка (рассрочка) не находят практического применения.

2.                  Основным методом администрирования налоговой задолженности в республике выступает применение процедур банкротства.

3.                  Взаимодействие со Службой судебных приставов в сфере взыскания налоговой задолженности носит непоследовательный, несистемный характер.

 

Литература:

 

1.      Форма № 4-НМ Утверждена приказом ФНС России от 21.12.2012 г. № ММВ-7–1/960@.

2.      Шумяцкий Р. И. Урегулирование налоговой задолженности организаций… Дис… канд. экон. наук.- Новосибирск, 2008.



1 Приказом ФНС России от 21 декабря 2012 г. форма отчета №4-НМ изменена. Так, с 2013 года в указанной форме отсутствует позиция "Недоимка отсутствующих должников". Вместо нее введена позиция "Недоимка организаций, не представляющих отчетность".

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle