Библиографическое описание:

Каримова М. Т. Изменения в сельском хозяйстве в связи с вступлением Таджикистана в ВТО [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 22-25.

В статье рассматриваются вопросы изменения в развитии сельского хозяйства, произошедшие после вступления страны во всемирную торговую организацию и проблемы развития сельского хозяйства Таджикистана.

Ключевые слова: сельское хозяйство, ВТО, внешнеторговый оборот, продовольственные товары.

 

Экономика Таджикистана развивается преимущественно за счет аграрного сектора. Сельское хозяйство является ключевым сектором экономики Таджикистана, формирующим 23,5 % ВВП в котором занято около 66,2 % [1, с.46] работающего населения страны. Значительная часть РТ покрыта горными массивами, и только 7 % площади страны заняты пахотными землями, большая часть которых орошаемые.

Рис.1. Доля сельского хозяйства в ВВП страны

 

Развитие сельского хозяйства Таджикистана происходит в сложной ситуации. Наиболее общими проблемами, с которыми сталкиваются сельхозпроизводители страны, являются:

-          слабая материально-техническая база;

-          ограниченный доступ к ресурсам;

-          засоление почв, эрозия, деградация пахотных земель и снижение плодородия почв, разрушение мелиоративной сети;

-          трудности со сбытом продукции дехкан;

-          низкие цены на сельскохозяйственную продукцию и высокие цены на производственные ресурсы и услуги;

-          ограниченность знаний производителей в области землеустройства, зоотехники, ветеринарии, экономике и других науках;

-          низкая агрокультура производства сельскохозяйственной продукции на вновь созданных мелких дехканских хозяйствах.

Несмотря на целый ряд проблем, объем сельскохозяйственной продукции из года в год растет.

Рис. 2. Объем производства сельскохозяйственной продукции Таджикистана

 

По предварительным данным объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за 2014 год по сравнению с 2013г. увеличился на 4,5 %, в том числе объем продукции растениеводства на 0,9 % и животноводства на 12,5 %. Несмотря на это Таджикистан по производству хлопка сырца, коконов и яиц еще не достиг уровня 1991г. Коэффициент структурной трансформации валовой продукции сельского хозяйства с 1991 по 2013г. составил 1,27 %. Это свидетельствует о том, что пропорции между долей растениеводства и животноводства в структуре продукции сильного изменения не получили. Наибольшую долю в производстве сельскохозяйственной продукции Таджикистана занимает растениеводство, доля которого в 2013г. составила 68,6 % в общем объеме сельскохозяйственной продукции. Из общего объема продукции сельского хозяйства в 2013 году доля общественных хозяйств составила 6,7 %, дехканских хозяйств -30,8 % и хозяйств населения -62,5 %.

Повышению доли личного подсобного хозяйства в производстве сельскохозяйственной продукции способствовали указы Президента Республики Таджикистан о выделении 75тыс. гектаров земель, что содействовало обеспечению населению продовольствием, особенно за счет увеличения производства зерна и картофеля, что способствовало созданию около 30–35 тыс. новых рабочих мест на селе.

В республике имеются все основные предпосылки для устойчивого развития сельского хозяйства. Однако создание предпосылок ещё не означает, что они автоматически реализуются. Ни одно государство ещё не могло и не может эффективно решать все свои проблемы в полной изоляции от других стран, от мирового сообщества. Одним из реальных путей интеграции стран в мировое сообщество стало вступление Республики Таджикистан во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Таджикистан 2 марта 2013 года стала официально 159 членом ВТО и приняла на себя все обязательства. В настоящее время ведутся работы по гармонизации требований ВТО в аграрном секторе. В частности, 1 августа 2012г. Постановлением № 383 Правительства страны принята Программа реформирования сельского хозяйства Республики Таджикистан на 2012–2020гг. 31 октября 2014 года Постановлением № 691 Правительства страны было принято Постановление «О Программе адаптации экономики Республики Таджикистан в связи с членством во Всемирной торговой, организации (ВТО)», в соответствии с которым была утверждена Программа адаптации экономики Республики Таджикистан в связи с членством во Всемирной торговой организации. Кроме того ведется повсеместно разъяснительная работа при технической помощи различных международных организаций по ключевым вопросам сельскохозяйственной политике в контексте вступления страны в ВТО.

Несмотря на ряд принятых мер, доля сельскохозяйственной продукции в импорте страны не уменьшается (рис.3).

Рис. 3. Доля продовольствия в экспорте и импорте, в %

 

Таджикистан сильно зависим от импорта продовольствия в страну, в результате встает проблема экономической безопасности страны. В настоящее время Таджикистан больше импортирует продукцию сельского хозяйства, чем экспортирует (табл. 1).

По состоянию внешней торговли почти по всем сельскохозяйственным продуктам наблюдается отрицательное сальдо, кроме торгового оборота виноградом, сушенными плодами и прочими свежими плодами (рис.4).

Таблица 1

Импорт и экспорт Республики Таджикистан по товарным группам [2, с.47–49]

млн.долл.США

1996

2000

2010

2012

2013

Живые животные и продукты животного происхождения

 

 

 

 

 

Импорт

0,0

1,1

47,1

62,5

68,0

Экспорт

0,1

0,0

0,4

0,4

0,4

Сальдо

0,1

-1,1

- 46,7

- 62,1

-67,6

Продукты растительного происхождения

 

 

 

 

 

Импорт

57,1

46,9

220

392,8

384,9

Экспорт

0,0

19,2

59,7

49,9

53,2

Сальдо

-57,1

-27,7

-160,3

-342,9

-331,7

Жиры и мясо растительного и животного происхождения

 

 

 

 

 

Импорт

2,9

6,5

72,8

88,2

94,2

Экспорт

0,0

0,0

0,0

0,0

0,1

Сальдо

-2,9

-6,5

-72,8

-88,2

-94,1

 

Рис. 4. Внешнеторговый оборот Таджикистана сельскохозяйственной продукцией за 2013г, в тыс.тонн

 

Основными импортированными товарами являются: пшеница, мука, сахар, масло растительное, овощи, фрукты, картофель, изделия из муки (макароны, лапша, рожки, хлеб, пирожное, печенье), молочные продукты, яйца, чай и др. Импорт продовольственных товаров за 2014 год увеличился по сравнению с 2013 годом на 13,1 %, за счет импорта пшеницы на 21,0 %, сахара и кондитерских изделий на 16,8 %, масла растительного на 11,3 %, молока и молочных продуктов на 19,8 %, соков фруктов и овощей на 80,0 %. Вместе с тем, за этот период уменьшился импорт картошки на 31,2 %, муки 22,2 %, яиц на 28,9 %, макарон, лапши, рожков и другие на 16,8 %. Основными экспортными рынками для сельскохозяйственных и пищевых продуктов были Афганистан, Россия, Казахстан -для семян масличных культур и овощей; Казахстан, Пакистан, Россия и Украина- для фруктов и орехов, Афганистан- для томатов, картофеля, овощей и лука.

Средняя ставка всех «связанных» тарифов Таджикистана на все товары составляет 8,0 %. Для сельскохозяйственных товаров, средняя ставка «связанных» тарифов Таджикистана составляет 10,4 %. [3]. Средняя ставка импортных пошлин на сельскохозяйственные товары, примененная в 2011году (то есть до вступления) составляла 11,2 %. Никаких обязательств в виде тарифных квот Таджикистаном взяты не были. Сельскохозяйственный сектор Таджикистана может продолжить пользоваться инвестиционными субсидиями и прочими мерами поддержки, квалифицируемыми как «программы развития» в соответствии со Статьей 6.2 Соглашения по сельскому хозяйству. В течение 2008–2010 годов, Таджикистан предоставил такие виды субсидий, в качестве государственных расходов программам помощи финансируемым извне. Таджикистан взял обязательство по «связыванию» общего размера субсидий «янтарной корзины» до 182 млн. долларов США [4]. Таджикистан «связал» уровень экспортных субсидий сельскохозяйственной продукции к нулю. Это означает, что Таджикистан может больше не субсидировать объем сельскохозяйственного экспорта. Таджикистан исключил некоторые виды поддержки по мерам, относящимся к «корзине развития», и имеет право на использование десятипроцентного минимального уровня, установленного для развивающихся стран. Таджикистан может поддерживать аграрный сектор на уровне 8 % от ВВП отрасли. Республика Таджикистан выполнила определенную работу, связанную с согласованием законодательства республики к нормам ВТО, устранение несоответствия национального законодательства требованиям национального режима и режима наибольшего благоприятствования. В процессе вступления во ВТО были приняты более 100 нормативных правовых документов, связанных с вопросами ВТО.

 

Литература:

 

1.      Рынок труда в Республике Таджикистан. Статистический сборник. -Душанбе. 2014.

2.      Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан». Душанбе, 2014

3.      http://www.wto.org/english/news e/news12 e/acc tjk 26oct12 e.htm

4.      http://www.wto.org/english/news e/news12 e/acc tjk 26oct12 e.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle