Библиографическое описание:

Ежова В. О., Афанасьева А. Г. Логистический аутсорсинг в России: проблемы и пути решения [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 150-151.

Статья посвящена специфике понимания и использования термина «аутсорсинг» на примере аутсорсинга логистических услуг. Автор рассматривает нормативное и узуальное значение слова «аутсорсинг». В ходе анализа истории данного явления, сравнения с другими формами организации взаимодействия предприятия с внешними контрагентами, такими, как подряд, аренда, возмездное оказание услуг, делаются выводы об отличительных признаках аутсорсинга в нормативном значении. Также анализируется практика использования термина «аутсорсинг» в современном деловом дискурсе, особенно на примере рынка логистических услуг. Делаются выводы об изменении узуального значения термина «аутсорсинг в логистике» в соответствии с изменением рынка самих услуг.

Ключевые слова: аутсорсинг; функция; субподряд; собственная функция; логистика; аутсорсер.

 

The article deals with the specific of understanding and using such term, as «outsourcing»,by the example of the logistics service market. Author reviews the normative and usual meaningsof the term. While analyzing the history of this phenomenon and comparing it with other forms of companys cooperation with external parties, such as succession, rent, paid services, the author educes the specific features of outsourcing phenomenon in the normative meaning of the word. The article also depicts the practice of using the term «outsourcing» in nowadays business discourse, especially by the example of the logistics services market. The author illustrates the course of changing the terms usual meaning in logistics, in accordance with market changes.

 

Понятие аутсорсинга получило в настоящее время широкое распространение в России. Существует множество определений термина аутсорсинг. Большинство авторов сходятся во мнении, что под аутсорсингом понимают передачу организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

Определить понятие аутсорсинга в логистики также достаточно трудно. Это происходит из-за того что многие логистические провайдеры стали использовать термин в маркетинговых целях. Термин аутсорсинг в настоящий момент может быть применён к любой логистической операции. А это не верно, ведь если говорить дословно, то аутсорсинг это право на организацию всех перевозок, которые необходимы бизнесу. Итак сделаем вывод, что об аутсорсинге в логистике правомерно говорить, если на аутсорсинг отдаётся вся логистика в целом, так называемый комплексный аутсорсинг или один из логистических функционалов:

-        транспортная логистика

-        складская логистика

-        таможенная логистика

-        логистического администрирование-IT-решения в логистике

Основная цель аутсорсинга заключается в стремлении организации на логистические затраты. Сочетание инструментов логистики и аутсорсинга позволяет организации иметь более гибкий подход в управлении, повышать качество обслуживания, тем самым иметь конкурентные преимущества. Развитию концепции логистического аутсорсинга поспособствовала глобализация.

На данный момент многие компании имеют комплексный компьютерный метод слежения, который позволяет уменьшить риски при транспортировки и повысить престиж и статус компании.

Целесообразно использовать логистический аутсорсинг для компании-заказчика, если:

-        компания не имеет достаточного знания и опыта в логистики

-        необходимо снизить затраты, изменить структуру затрат

-        нужно повысить качество услуг для конечного потребителя

-        компания хочет развить компетенции в области логистики

Наряду с передачей логистических функций, передаются логистические операции. Логистические провайдеры- это коммерческие организации, оказывающие услуги в сфере логистики, выполняющие отдельные операции или комплексные логистические функции, такие как: транспортировка, складирование, интегрирование логистическими цепочками. Самым популярным является 3PL-провайдеры, которые включает в себя: внутренние перевозки, разгрузку у клиента, контроль качества, информационные услуги и другие. Как правило такие провайдеры являются дочерними компаниями, которые выделились из основного бизнеса. Также развивается новое поколение логистических провайдеров-4PL,5PL. Это предприятия, которые специализируются на планирование и оптимизации всех логистических процессов вдоль цепочки создания стоимости. Однако технологии развиваются очень быстро и специалисты предсказывают следующий этап развития аутсорсинга- появление «интеграторов логистической цепи» или «ведущих логистических управляющих» в рамках «совместной операционной модели».

На сегодняшний день можно говорить, что понятие аутсорсинг в логистики имеет два значения.

Первое-это строгое нормативное значение, подразумевающее передачу на сторону собственной логистической функции компании.

Второе(узуальное)- это передача не только логистических функций, но и исполнение провайдером определённых логистических операций, которые как правило предоставляются в комплексе.

В России рынок логистических услуг сформировался недавно и находится на стадии становления. У нас в настоящее время нет компаний, которые могли бы взять логистику на аутсорсинг в нормативном значении.

Это связано с тем, что в России отсутствует системный подход. Нынешний аутсорсинг предлагает пакет логистических услуг.

Выделяют 4 фактора, которые влияют на развитие логистического аутсорсинга:

1.                   Глобализация, территориальное расширение снабженческих, сбытовых сетей и торговли.

2.                   Сложность управления цепочками поставки

3.                   Дифференциация спроса.

4.                   Применение аутсорсинга как бизнес-модели организации.

Дальнейший опыт показывает, что наиболее эффективное управление логистикой возможно только при системном подходе ко всей логистики предприятия.

Передача на сторону отдельных логистических сервисов или даже функций не только не позволяет достичь максимально возможного эффекта за счет синергии, но и может отрицательно сказаться на всей логистической системе предприятия в целом, ввиду прерывания информационного потока или отсутствия анализа влияния различных звеньев цепи поставок друг на друга.

Изучение явлений аутсорсинга в логистике, не подпадающего под классическое экономическое определение, кажется нам не менее актуальным, чем изучение логистического аутсорсинга в нормативном его значении. Узуальное значение отражает развитие явления аутсорсинга логистических услуг в России. Приведение узуального и нормативного значений аутсорсинга логистических услуг к общему знаменателю будет свидетельствовать об окончательном становлении данного явления

 

Литература:

 

  1. Аутсорсинг и подряд — одно и тоже? [Электронный ресурс] / OS.PKRAI.RU.— Режим доступа: http://os.pkrai.ru/infout/autsorsing-i-podryad-odno-i-tozhe, свободный(17.07.2012). — Загл. с экрана.
  2. Аутсорсинг в логистике. [Электронный ресурс] / CUSTOMS.RU. — Режим доступа: http://www.custom.ru/articles_6.htm,свободный (17.07.2012). — Загл. с экрана.
  3. Аутсорсинг. [Электронный ресурс] /Википедия: свободная энциклопедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Аут-сорсинг, свободный (17.07.2012). — Загл. сэкрана.
  4. Аутсорсинг: словарь маркетинговых терминов. [Электронный ресурс] /INFOSYSTEMS.RU. — Режим доступа: http://infosystems.ru/library/slovar_ais_1218/slovar_marketin_1221.html, свободный (17.07.2012).— Загл. с экрана.
  5. Аутсорсинг: Глоссарий. [Электронный ресурс] / WWW.SRC-MASTER.RU.— Режим доступа: http://www.src-master.ru/glossary.php, свободный (17.07.2012). — Загл.с экрана.
  6. Аутсорсинг: Словарь бухгалтера. [Электронный ресурс] / МашАудит. — Режим доступа: http://www.mashaudit.ru/useful/dictionary.htm, свободный (17.07.2012).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle