Автор: Охотников Илья Викторович

Рубрика: 19. Логистика и транспорт

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 03.10.2017

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Охотников И. В. Логистический аутсорсинг как институциональная инновация и фактор снижения транзакционных издержек в цепях поставок [Текст] // Инновационная экономика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 95-97.



В статье проанализирован логистический аутсорсинг как инструмент повышения эффективности деятельности фирм в цепях поставок на основе оптимизации административных и транзакционных издержек. Сделан вывод о необходимости использования логистических провайдеров в целях повышения конкурентоспособности фирмы в условиях глобализации.

Ключевые слова: стратегическое управление, логистический аутсорсинг, транзакционные издержки, управление цепями поставок

Глобализация мировой экономики, продолжающиеся тенденции дальнейшего международного разделения труда увеличивают значимость управления потоковыми процессами и способствуют формированию на рынке сложных интегрированных структур, преимущественно сетевого характера, с множеством потоковых процессов, единым информационным пространством и объединяющих различные по специализации субъекты рынка.

Управление бизнес-процессами в глобальных цепях поставок становится все более сложным и дорогостоящим. Многие компании мирового класса принимают современные подходы к оптимизации цепочки создания потребительской стоимости в рамках концепции управления цепями поставок (SCM), что позволяет сократить общие логистические издержки цепи. При этом, как правило, используются принципы логистического аутсорсинга (передача выполнения определённых логистических функций посреднику, логистическому провайдеру), кооперации, создания альянсов в цепях поставок, что позволят более успешно реагировать на запросы потребителей.

Аутсорсинг, как особая форма деловых отношений, относиться к числу наиболее распространенных институциональных инноваций. Созданные на основе аутсорсинга логистические системы направлены на повышение эффективности деятельности задействованных в цепях поставок организаций путем снижения административных и транзакционных издержек, повышения производительности труда, получения доступа к имеющимся на рынке активам и снижения стоимости поставок.

Рынок логистических услуг в России находится в стадии формирования, и мировые тенденции в сфере логистики служат для отечественных предпринимателей отправной точкой для поиска новых технологий, способов и форм обслуживания клиента в условиях растущей конкуренции. Специалисты разделяют рынок логистических услуг в России на три основных сектора: (1) перевозка и экспедирование грузов различными видами транспорта; (2) складские услуги; (3) услуги по интеграции и управлению цепями поставок. Доля транспортно-экспедиторских, складских операторов и дистрибуторов составляет 83 % от общего числа участников рынка. Российский рынок логистических услуг активно развивается. Если сектора транспортно-экспедиторских и складских услуг представлены большим количеством средних компаний, оказывающих традиционные услуги по перевозке и складской обработке грузопотоков, то сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок (поле деятельности логистических провайдеров) представлен на рынке в основном ведущими международными компаниями.

Логистические провайдеры — это компании, управляющие грузопотоками, запасами в сети распределения и в цепочках поставок от имени клиента. Появление логистических провайдеров («третей стороны» логистики — Third-Party Logistics Providers) связано с расширением передаваемых на сторону логистических процессов [3; 6]. Деятельность таких компаний базируется на модели управления качеством услуг (ISO 9000). Большое значение имеет наличие мощной информационной системы, поддерживающей взаимоотношения с клиентами. Такая система позволяет предлагать клиентам «OPEN BOOK» (прозрачные издержки) и участвовать в международных тендерах. Провайдеры работают с большими и концентрированными грузопотоками, для чего используют сеть кросс-докинговых платформ на обслуживаемой территории.

Степень логистической компетенции провайдеров, задействованных в цепочке создания стоимости, позволяет компаниям, использующим контрактную логистику повысить эффективность хозяйственной деятельности путем снижения административных и транзакционных издержек на операции, выполняемые ранее собственными подразделениями и таким образом снизить стоимость поставки. Так, например, поставщики комплектующих для сборки автомобилей были раньше непосредственно связаны с производителем и координировались им, что приводило более чем к тысяче непосредственных контрактов с поставщиками. Эти контакты в большинстве случаев можно сократить вдвое, постепенно переходя на модульные (комплектные) и системные поставки. Сегодня эту функцию берёт на себя логистический провайдер, предоставляющий комплексную услугу по снабжению предприятия-изготовителя. Он несет ответственность за сроки доставки, количество и качество поставляемых материальных ресурсов производителю конечного продукта.

При возникновении рынка логистических услуг происходит трансформация транзакционных действий в транзакционные услуги. Под транзакционными действиями в данном случае понимаются действия по координации любых взаимоотношений с потребителями, поставщиками, другими хозяйствующими субъектами, государством [5]. К транзакционным действиям, например, можно отнести регистрацию юридического лица, получение лицензии, согласование работы с административными органами, ведение стандартизированного учета, подготовку и сдачу отчетной документации, подготовку документов для получения патентов, оценку полезных свойств блага, измерения качества, контроль за соблюдением сделки, координацию нелегальных связей.

В данном случае для отдельного хозяйствующего субъекта осуществление транзакционных действий становится все более обременительным, требует вовлечения дополнительных ресурсов, отвлекает материальные и финансовые ресурсы от производственной деятельности. Возникновение транзакционных услуг свидетельствует о появлении нового предмета обмена, который до этого был включен в состав транзакционных действий, осуществляемых хозяйствующим субъектом самостоятельно [7]. Транзакционные действия трансформируются в транзакционные услуги (транзакционные услуги представляют собой измеряемые элементы транзакционных издержек) при смене субъекта их исполнения с хозяйствующего субъекта на специализированную организацию, например логистического провайдера, профессионально оказывающую данный вид транзакционных услуг.

Действия, которые могли бы быть осуществлены хозяйствующим субъектом в случае отсутствия необходимости выполнения транзакционных действий, как отмечает известный специалист в области социологии организаций и рынков Сергей Александрович Барков, можно отнести к альтернативным [1; 2]. Альтернативные действия в данном случае включают: создание эффективной инфраструктуры; воспроизводство основных фондов; создание новой продукции (НИОКР); улучшение качества выпускаемой продукции; совершенствование и обновление технологии; повышение экологической безопасности продукции и производства.

Высокие транзакционные издержки в логистике снижают эффективность функционирования как отдельно взятого субъекта, так и всей логистической системы в целом. Проблема заключается в том, что рыночные субъекты зачастую не имеют возможности отказаться от неэффективных транзакционных действий и доверить осуществление транзакционных действий другому специализированному субъекту, провайдеру логистических услуг. Транзакционные издержки отвлекают ресурсы от воспроизводства основных фондов, создания эффективной инфраструктуры. В случае значительного увлечения транзакционных действий, хозяйствующий субъект не осуществляет альтернативные действия уже не потому, что у него не хватает на это соответствующих ресурсов (в случае необходимости дополнительные ресурсы все-таки можно получить), а вследствие отсутствия соответствующей практики осуществления подобного рода действий, отсутствия соответствующих компетенций, хронической неспособности осваивать дополнительные средства.

Объем оказываемых транзакционных услуг в денежном выражении на рынке контрактной логистики косвенно свидетельствует о прежней степени охвата неэффективной деятельностью (имплицитными транзакционными издержками). До того, как транзакционные услуги принимают устойчивую форму рыночного обмена, очень сложно судить о степени охвата неэффективной деятельностью, характеризующейся высокими транзакционными издержками. Ввиду того, что специализированные организации осуществляют транзакционные действия профессионально, объем эксплицитных транзакционных издержек будет меньше предшествующего объема имплицитных транзакционных издержек из расчета на одну транзакцию. Однако появление нового рынка способствует росту эксплицитных транзакционных издержек в абсолютном выражении ввиду того, что новые услуги проникают в широкую экономическую практику, а специализированные экономические субъекты, осуществляющие транзакционные действия, активно вовлекают в экономический процесс новых хозяйствующих субъектов. Таким образом, сфера охвата транзакционными действиями расширяется, и эксплицитные транзакционные издержки начинают превосходить имплицитные транзакционные издержки в абсолютном значении.

В этих условиях, как отмечает президент Международного центра логистики НИУ-ВШЭ, д.э.н., профессор Виктор Иванович Сергеев, возрастающие эксплицитные транзакционные издержки компенсируются синергетическим эффектом, возникающим в результате согласованного взаимодействия всех элементов логистической системы. Проявление этого эффекта выражается, например, в существенном сокращении времени цикла выполнения заказа клиента [3, С. 80].

В процессе передачи транзакционных действий специализированному субъекту — логистическому провайдеру у хозяйствующего субъекта высвобождаются ресурсы для осуществления альтернативных действий, концентрации внимания на собственной профессиональной деятельности. По мере развития рыночных отношений транзакционные действия трансформируются в деятельность специализированных субъектов: логистических провайдеров (3PL, 4PL-провайдеров), экспедиторов, складов общего пользования, грузовых терминалов, транспортных компаний, таможенных брокеров, агентов, стивидорных компаний, страховых компаний, фирм по оказанию информационно-консалтинговых услуг в области логистики и т. п. Другим важным условием возникновения нового рынка логистических услуг является практическая возможность выработки технологии оптимизации транзакционных действий, которая при данном уровне развития экономической системы максимально возможно минимизируют уровень транзакционных издержек. Должен появиться экономический субъект, способный выработать соответствующую технологию оптимизации транзакционных действий и осуществить практическую реализацию данной технологии через оказание нового вида услуг.

Вместе с тем, затраты на создание технологии оптимизации транзакционных действий должны быть достаточно высоки для хозяйствующего субъекта либо значительно больше аналогичных затрат специализированной организации (например: 3PL, 4PL-провайдера), выходящей на новый рынок и делающей инвестиции в интеллектуальный продукт. Это позволяет специализированной организации иметь информационные преимущества перед хозяйствующим субъектом. В этой связи следует указать, что, например, американский экономист Дуглас Норт [5] обращает особое внимание на инновации, снижающие транзакционные издержки, способствующие повышению мобильности капитала, снижению информационных издержек и распределению риска.

Таким образом, выбор аутсорсинга в качестве основной стратегии развития логистических систем выводит на первый план, как отмечает д. э.н., профессор НИУ-ВШЭ Виктор Иванович Сергеев [3], не наличие собственных ресурсов, а способность организовать, задействовать доступные внешние ресурсы в рамках взаимовыгодного сотрудничества компаний в цепях поставок. Важнейшей становиться способность логистического менеджмента превращать различия контрагентов цепи поставок не в основу для противоборства, а в конкурентные преимущества. Взаимодействуй, чтобы конкурировать — этот принцип становиться основополагающим для успешного ведения бизнеса в условиях глобальной конкуренции.

Литература:

  1. Барков С. А. Организация и рынок: противоборство или согласие? — М.: Издательство МГУ, 2009.
  2. Барков С. А., Зубков В. И. Социология организаций. — М. Издательство Юрайт, 2013.
  3. Дыбская В. В., Сергеев В. И. и др. Логистика. Полный курс МВА / Под ред. В. И. Сергеева. — М.: Эксмо, 2009.
  4. Иванов А. П., Охотников И. В. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в России // Журнал для акционеров. — 2010. — № 9–10.
  5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Под ред. Б. З. Мильнера. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
  6. Сергеев В. И. Управление цепями поставок. — М.: Издательство Юрайт, 2014.
  7. Тамбовцев В. Л. Институциональный рынок как механизм институциональных изменений // Общественные науки и современность. — 2001. — № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): транзакционных издержек, транзакционных действий, транзакционные издержки, цепях поставок, логистических услуг, цепями поставок, оптимизации транзакционных действий, транзакционные услуги, логистических провайдеров, транзакционных услуг, осуществление транзакционных действий, эксплицитных транзакционных издержек, транзакционные действия, эксплицитные транзакционные издержки, технологии оптимизации транзакционных, хозяйствующего субъекта, снижения транзакционных издержек, рынка логистических услуг, рынок логистических услуг, элементы транзакционных издержек.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос