Библиографическое описание:

Толочко Е. А. Перспективы развития малых инновационных предприятий при вузах [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 37-40.

В настоящее время государство проводит реформы и предлагает различные варианты решения задач инновационного развития России. Необходимым условием для формирования инновационной экономики и подготовки квалифицированных кадров является эффективная система инновационной деятельности высших учебных заведений.

В связи с этим, был принят Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ, согласно которому вузам, НИИ и Академиям наук разрешено создание малых инновационных предприятий (далее — МИП). Малые инновационные предприятия являются важным составляющим компонентом инновационной системы, а также ключевым фактором в обеспечении устойчивого экономического роста и инновационного развития регионов. МИП нацелены на получение прибыли за счет реализации востребованной на рынке наукоемкой продукции и оказания высокотехнологичных услуг.

Целью создания данных предприятий при вузах является, в том числе, адаптация исследований и разработок к требованиям реального сектора экономики и обеспечение их коммерциализации. МИП при вузах должны стать механизмом по стимулированию развития эффективных связей: между научно-образовательным и производственным сектором экономики.

С принятием Федерального закона от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ вузы получили возможность создавать малые инновационные предприятия, причем как единолично быть его учредителем, так и привлекать других лиц в качестве соучредителей данного предприятия. Федеральный закон обеспечил нормативно-правовую основу для создания бюджетными образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения принадлежащих и стоящих на бухгалтерском балансе результатов интеллектуальной деятельности (РИД): программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Также, физические и юридические лица получили возможность вкладывать в уставной капитал предприятия не только денежные средства, но и оборудование, а также иное имущество, необходимое для деятельности МИП.

Малые инновационные предприятия вправе получить в аренду помещения на территории вуза без проведения последним конкурсов и аукционов, а также применить упрощенную систему налогообложения, что позволит им снизить налоговую нагрузку и упростить ведение налогового и бухгалтерского учета [1].

В условиях заявленного руководством страны перехода к экономике инновационного типа МИП должны обеспечить рост числа коммерциализированных в экономике инноваций, позволить преподавательскому составу высших учебных заведений реализовать на практике творческие замыслы и инновационные бизнес-идеи, а также активнее привлекать к процессу создания РИДов студентов и аспирантов.

С момента принятия 217-ФЗ прошло уже более 5 лет, и за это время в деятельности МИП выделился целый ряд проблем. Первой проблемой является выявление интеллектуальной собственности, которую необходимо внести в качестве вклада в уставной капитал МИП, соответствующей профилю деятельности МИП. Многие вузы имеют патенты и авторские свидетельства в основном ориентированные на достижения формальных признаков в кандидатских и докторских диссертациях. Второй проблемой является то, что число энтузиастов, которые были бы готовы делать инновационный бизнес, не так велико. Отсюда — неготовность преподавательского состава взять ответственность за создание МИП и выступить в качестве учредителя или директора.

Третья проблема слабая заинтересованность предприятий, венчурных инвесторов в реализации и внедрении РИД. Четвертой проблемой является множество трудно решаемых вопросов таких как, несовершенная законодательная база, слабая инновационная структура вуза в начальный момент становления МИПов, отсутствие опыта маркетинга инноваций и практики работы на открытом рынке, трудности с арендой и т. п. С сентября 2013 года в силу вступили долгожданные изменения законодательства, позволяющие вузам решить одну из ключевых проблем, связанных с привлечением внешних инвестиций в малые инновационные предприятия. Снятие ограничений на размер минимальной доли образовательного учреждения в уставном капитале создаваемых хозяйственных обществ.

По итогам 1-го квартала 2014 года в Базу данных учета уведомлений о создании научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ Министерства образования и науки РФ занесено 1744 МИП, из них1702 МИП создано в 248 вузах и 42 МИП создано в 31 научно-исследовательских институтах (далее — НИИ) [4]. Таким образом, основной интерес к созданию МИП проявляют вузы, учредитель которых — Министерство образования и науки РФ. Остальные министерства и ведомства, являющиеся учредителями вузов и НИИ, не проявляют видимой активности в стимулировании создания и деятельности МИП, создании нормативного поля для деятельности МИП.

Отдельные вузы формируют собственные механизмы поддержки предпринимательской деятельности, находя новые способы мотивации различных групп научно-образовательного сообщества к предпринимательству даже в условиях неблагоприятного инвестиционного климата.

В настоящее время создание МИП идет не только на базе вузов, которые имеют технический или технологический профиль деятельности, но и при гуманитарных и классических университетах (включая юридические и экономические, а также вузы в области сервиса, транспорта, государственной службы и пр.)

Формирование пояса МИП вокруг вузов Алтайского края реализуется с осознанием серьезной необходимости совершенствования комплексной системы развития научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ региона.

По итогам 1-го квартала 2014 года в БД Министерства образования и науки РФ от Алтайского края занесено 43 МИП. Из которых 27 малых инновационных предприятий функционируют при «АлтГТУ им. И. И. Ползунова», в «Алтайском государственном университете» — 13, в «Алтайском государственном аграрном университете» -2, на базе ГНУ Алтайского НИИ животноводства и ветеринарии -1.

По данным Управления по науке, инноваций и кластерной политики Алтайского края в 2013 году объем господдержки инновационного бизнеса составил 30 млн рублей. Объем господдержки был увеличен вдвое за счет краевых и федеральных средств. Гранты в размере 500 тыс. рублей в прошлом году получили 10 начинающих компаний, субсидии в размере до 2 млн рублей — 14 действующих предприятий [5].

Чтобы более четко обозначить проблемы, существующие у МИП при вузах, в январе 2014г. было проведено социологическое исследование руководителей МИП при вузах Алтайского края посредством анкетирования. Анкета состояла из 23 вопросов и позволила выявить текущее положение деятельности, количество сотрудников и пр. В опросе приняли участие руководители 38 малых инновационных предприятий из 43 возможных. По мнению 14 % респондентов несомненным плюсом ФЗ-217, являются налоговые льготы для малых инновационных предприятий в части налогов.

Что касается средней заработной платы сотрудников, задействованных в МИП, то в «АлтГТУ им. И. И. Ползунова» она составляет 9500 рублей, в «Алтайском государственном университете» -8000 рублей, в «Алтайском государственном аграрном университете» -6200рублей, в ГНУ Алтайском НИИ животноводства и ветеринарии -6800 рублей. В то время как величина прожиточного минимума в целом по краю за первый квартал 2014 года для трудоспособного населения составляет — 7548 рублей [3]. По количеству привлеченных преподавателей, аспирантов и студентов, работающих в МИП лидирует «АлтГТУ им. И. И. Ползунова»- 201 человек, второе место занимает «Алтайский государственный университет»- 88 человек, в деятельность предприятий «Алтайского государственного аграрного университета» привлечено 13 человек и ГНУ Алтайском НИИ животноводства и ветеринарии-6 человек (Рис.1).

Рис. 1. Количество работников МИП в вузах Алтайского края

 

В тоже время руководители МИП выделяют некоторые барьеры, мешающие успешному функционированию МИП. Слабую материально — техническую базу отмечают 18,5 % респондентов, недостаточное развитие инфраструктуры в вузе 13,2 %, низкий уровень государственной поддержки 16 %, несовершенство нормативно-правовой базы 7,7 %, недостаток финансовых средств испытывают 42 % респондентов и 2,6 % не испытывают никаких проблем.

На вопрос «Каковы причины низкой эффективности вашего МИП?» 50 % респондентов выделяют незаинтересованность предпринимательского сектора экономики, 28,9 % отмечают отсутствие стабильного спроса на продукцию и услуги, бюрократические барьеры 7,7 % и трудности с коммерциализацией РИД испытывают 13,4 %.

Делая вывод по полученным данным о деятельности малых инновационных предприятий, созданных по Федеральному закону № 217-ФЗ можно сказать, что число привлеченных сотрудников к деятельности предприятий не велико, и во многом причины пока еще скромного развития МИП связаны с инфраструктурной поддержкой, менеджментом и наличием заказов на инновационные разработки со стороны потенциальных потребителей.

В связи с тем, что основные проблемы, которые препятствуют развитию МИП, заключаются в сфере коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, можно сформулировать следующие задачи в направлении развития малых инновационных предприятий в Алтайском крае:

-          стимулирование участия МИП в конкурсах поддержки малому предпринимательству на региональном и Федеральном уровнях;

-          ежегодное проведение в вузах инвентаризации РИД, с целью создания профессорско-преподавательским составом вузов коммерчески привлекательной интеллектуальной собственности;

-          проведение маркетинга и оценки привлекательности разработок и результатов деятельности МИП на региональном уровне

-          повышение активности ППС, аспирантов и студентов в работе МИП;

-          организация методической помощи МИП по проблемам защиты интеллектуальной собственности, составлению бизнес-планов, экспертной оценки проектов и др.

 

Литература:

 

1.                  Власов, А. Ф. Реализация 217-ФЗ как составляющая развития инновационной инфраструктуры вузов. Первые итоги и перспективы. Материалы 6 международного форума от науки к бизнесу. Власов, А.Ф. — М.: Изд-во «СОЛО». — 2012 г.

2.                  S&TRF — Наука и технологии РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=41450. — (Дата обращения: 16.09.2014).

3.                  Прожиточный минимум в Алтайском крае [Электронный ресурс]. — Режим доступа://http://www.altairegion22.ru/region_news/prozhitochnyi-minimum-v-altaiskom-krae-za-ii-kvartal-2014-goda-sostavil-7-tysyach-586-rublei_371692.html –(Дата обращения: 28.11.2014).

4.                  Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // https://mip.extech.ru/ — (Дата обращения: 28.11.2014).

5.                  Алтайский Краевой Инновационный Банк Данных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.altkibd.ru/ientrepreneurship/– (Дата обращения:16.09.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle