Библиографическое описание:

Кобзева Е. А., Черкашина Е. А. Неналоговые источники формирования доходов бюджета Белгородской области и резервы увеличения их поступлений [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 233-235.

Региональные бюджеты занимают важное место в бюджетной системе Российской Федерации. За счет средств региональных бюджетов осуществляются приоритетные направления государственной политики.

Бюджет Белгородской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов запланирован с дефицитом в размере 5 852 015тыс. рублей, 5 222 796 тыс. рублей и 4 522 955 тыс. рублей соответственно. Таким образом, планируется, что дефицит будет постепенно уменьшаться, оставаясь, тем не менее, существенным на ближайшую перспективу.

В связи с этим необходимо выявить резервы роста доходов бюджета Белгородской области с целью обеспечения региональных органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для решения приоритетных социально-экономических задач.

Развитие собственного доходного потенциала с одновременным снижением зависимости от межбюджетных трансфертов — одна из ключевых задач региональной бюджетной политики.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Таким образом, основу доходной части бюджета составляют налоговые, неналоговые поступления и безвозмездные поступления. Все существующие налоги, в том числе и региональные, регламентированы Налоговым кодексом Российской Федерации. В связи с этим, региональные органы власти во влиянии на налоговую политику ограничены.

К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Белгородской области и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований [5].

Отличительной особенностью неналоговых доходов является то, что объем и полнота их поступления в бюджет, а также своевременность их зачисления полностью зависят от принятой тем или иным регионом политики в отношении данных доходов.

В связи с этим, особое внимание в вопросе о повышении поступлений в региональный бюджет следует уделить мобилизации неналоговых доходов. Неналоговые источники доходов бюджета Белгородской области представлены на рис. 1.

Неналоговые доходы субъектов РФ — это поступающие в распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах [6]. Неналоговые доходы могут выступать в качестве как обязательных, так и добровольных платежей.

Они отличаются от налогов также особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.

Отмечая важность исследуемых источников пополнения регионального бюджета, необходимо выявить резервы их увеличения.

Так, в качестве источников и способов привлечения дополнительных средств в региональный бюджет можно выделить:

1.                  Стимулирование наращивания прибыльности государственных и муниципальных унитарных предприятий.

2.                  Оптимизация управления доходами, имеющими целевое финансирование.

3.                  Повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности субъекта региона РФ.

Так, в качестве резерва пополнения доходной части бюджета можно использовать предоставление земельных участков под коммерческое строительство с применением схем компенсационных выплат. Использование компенсационных выплат не только позволит направить дополнительные средства в бюджет за счет более полного учета изменений конъюнктуры рынка недвижимости, но и создаст равные условия для всех инвесторов, осуществляющих коммерческое строительство.

При совершении сделок по сдаче государственного имущества в аренду, передаче его в доверительное управление, а также сделок по его отчуждению для оценки стоимости имущества часто привлекаются независимые оценщики. По результатам некоторых проверок были выявлены факты, как занижения стоимости оцениваемых объектов, так и завышения, что в конечном итоге приводило к потерям бюджета. Соответственно региональные органы власти должны принимать практические меры по усилению внимания со стороны структур, занимающихся вопросами имущественно-земельного комплекса, к работе по организации и контролю за деятельностью независимых оценщиков, привлекаемых к оценке стоимости госсобственности.

4.         Продажа неэффективной собственности субъекта региона инвесторам. Данная мера будет способствовать снижению затрат на содержание объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

5.         Повышение отдачи от вложений в финансовые и иные активы.

6.         Проведение региональных лотерей. Лотерея — форма добровольного привлечения средств населения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов. Привлекательность лотерей для населения позволяет использовать их в целях пополнения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Рис.1. Неналоговые источники доходов бюджета Белгородской области

 

В качестве ещё одного резерва пополнения доходной части бюджета можно использовать предоставление земельных участков под коммерческое строительство с применением схем компенсационных выплат. Использование компенсационных выплат не только позволит направить дополнительные средства в бюджет за счет более полного учета изменений конъюнктуры рынка недвижимости, но и создаст равные условия для всех инвесторов, осуществляющих коммерческое строительство.

Таким образом, современные тенденции развития финансовой системы свидетельствуют о расширении самостоятельности субъектов Российской Федерации в области управления финансами. Всё это, тем самым, свидетельствует о необходимости выявления резервов роста доходной части бюджета субъектов.

В области бюджетной политики субъекту Российской Федерации следует стремиться к наиболее эффективному использованию внутренних резервов расширения доходной базы. В частности, было предложено увеличение доходов бюджета за счет следующих неналоговых источников:

-          наращивание прибыльности предприятий, находящихся в собственности субъекта РФ;

-          получение доходов от более эффективного использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

-          продажа неэффективной собственности;

-          проведение региональных лотерей;

-          повышение отдачи от вложений в финансовые активы.

 

Литература:

 

1.                  Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

2.                  Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федер. закон от 5 июля 2000 г. № 117-ФЗ (действующая редакция от 01.10.2013)// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

3.                  Закон Белгородской области от 28.11.2002 № 54 (ред. от 11.07.2014) «О транспортном налоге» (принят Белгородской областной Думой 28.11.2002)// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

4.                  Закон Белгородской области «О налоге на имущество организаций» от 27 ноября 2003 г. № 104 (ред. от 20.12.2013)// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

5.                  Закон Белгородской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Белгородской области» от 16 ноября 2007 г. № 162 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

6.                  Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. — Ф59 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 749 с.

7.                  Титова И. Н., Девкина А. С. Структурный анализ дохода бюджета Белгородской области // Экономика и социум. — 2014. — № 1 (10).

8.                  Черкашина Е. А., Соловьева Н. Е., Панченко А. Е. Анализ опыта организации системы налогового администрирования в США и Германии // Экономика и современный менеджмент: теория и практика, Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. С. 108–114.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle