Библиографическое описание:

Кобзева Е. А., Черкашина Е. А. Неналоговые источники формирования доходов бюджета Белгородской области и резервы увеличения их поступлений [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 233-235.

Региональные бюджеты занимают важное место в бюджетной системе Российской Федерации. За счет средств региональных бюджетов осуществляются приоритетные направления государственной политики.

Бюджет Белгородской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов запланирован с дефицитом в размере 5 852 015тыс. рублей, 5 222 796 тыс. рублей и 4 522 955 тыс. рублей соответственно. Таким образом, планируется, что дефицит будет постепенно уменьшаться, оставаясь, тем не менее, существенным на ближайшую перспективу.

В связи с этим необходимо выявить резервы роста доходов бюджета Белгородской области с целью обеспечения региональных органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для решения приоритетных социально-экономических задач.

Развитие собственного доходного потенциала с одновременным снижением зависимости от межбюджетных трансфертов — одна из ключевых задач региональной бюджетной политики.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Таким образом, основу доходной части бюджета составляют налоговые, неналоговые поступления и безвозмездные поступления. Все существующие налоги, в том числе и региональные, регламентированы Налоговым кодексом Российской Федерации. В связи с этим, региональные органы власти во влиянии на налоговую политику ограничены.

К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Белгородской области и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований [5].

Отличительной особенностью неналоговых доходов является то, что объем и полнота их поступления в бюджет, а также своевременность их зачисления полностью зависят от принятой тем или иным регионом политики в отношении данных доходов.

В связи с этим, особое внимание в вопросе о повышении поступлений в региональный бюджет следует уделить мобилизации неналоговых доходов. Неналоговые источники доходов бюджета Белгородской области представлены на рис. 1.

Неналоговые доходы субъектов РФ — это поступающие в распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах [6]. Неналоговые доходы могут выступать в качестве как обязательных, так и добровольных платежей.

Они отличаются от налогов также особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.

Отмечая важность исследуемых источников пополнения регионального бюджета, необходимо выявить резервы их увеличения.

Так, в качестве источников и способов привлечения дополнительных средств в региональный бюджет можно выделить:

1.                  Стимулирование наращивания прибыльности государственных и муниципальных унитарных предприятий.

2.                  Оптимизация управления доходами, имеющими целевое финансирование.

3.                  Повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности субъекта региона РФ.

Так, в качестве резерва пополнения доходной части бюджета можно использовать предоставление земельных участков под коммерческое строительство с применением схем компенсационных выплат. Использование компенсационных выплат не только позволит направить дополнительные средства в бюджет за счет более полного учета изменений конъюнктуры рынка недвижимости, но и создаст равные условия для всех инвесторов, осуществляющих коммерческое строительство.

При совершении сделок по сдаче государственного имущества в аренду, передаче его в доверительное управление, а также сделок по его отчуждению для оценки стоимости имущества часто привлекаются независимые оценщики. По результатам некоторых проверок были выявлены факты, как занижения стоимости оцениваемых объектов, так и завышения, что в конечном итоге приводило к потерям бюджета. Соответственно региональные органы власти должны принимать практические меры по усилению внимания со стороны структур, занимающихся вопросами имущественно-земельного комплекса, к работе по организации и контролю за деятельностью независимых оценщиков, привлекаемых к оценке стоимости госсобственности.

4.         Продажа неэффективной собственности субъекта региона инвесторам. Данная мера будет способствовать снижению затрат на содержание объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

5.         Повышение отдачи от вложений в финансовые и иные активы.

6.         Проведение региональных лотерей. Лотерея — форма добровольного привлечения средств населения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов. Привлекательность лотерей для населения позволяет использовать их в целях пополнения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Рис.1. Неналоговые источники доходов бюджета Белгородской области

 

В качестве ещё одного резерва пополнения доходной части бюджета можно использовать предоставление земельных участков под коммерческое строительство с применением схем компенсационных выплат. Использование компенсационных выплат не только позволит направить дополнительные средства в бюджет за счет более полного учета изменений конъюнктуры рынка недвижимости, но и создаст равные условия для всех инвесторов, осуществляющих коммерческое строительство.

Таким образом, современные тенденции развития финансовой системы свидетельствуют о расширении самостоятельности субъектов Российской Федерации в области управления финансами. Всё это, тем самым, свидетельствует о необходимости выявления резервов роста доходной части бюджета субъектов.

В области бюджетной политики субъекту Российской Федерации следует стремиться к наиболее эффективному использованию внутренних резервов расширения доходной базы. В частности, было предложено увеличение доходов бюджета за счет следующих неналоговых источников:

-          наращивание прибыльности предприятий, находящихся в собственности субъекта РФ;

-          получение доходов от более эффективного использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

-          продажа неэффективной собственности;

-          проведение региональных лотерей;

-          повышение отдачи от вложений в финансовые активы.

 

Литература:

 

1.                  Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

2.                  Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федер. закон от 5 июля 2000 г. № 117-ФЗ (действующая редакция от 01.10.2013)// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

3.                  Закон Белгородской области от 28.11.2002 № 54 (ред. от 11.07.2014) «О транспортном налоге» (принят Белгородской областной Думой 28.11.2002)// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

4.                  Закон Белгородской области «О налоге на имущество организаций» от 27 ноября 2003 г. № 104 (ред. от 20.12.2013)// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

5.                  Закон Белгородской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Белгородской области» от 16 ноября 2007 г. № 162 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

6.                  Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. — Ф59 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 749 с.

7.                  Титова И. Н., Девкина А. С. Структурный анализ дохода бюджета Белгородской области // Экономика и социум. — 2014. — № 1 (10).

8.                  Черкашина Е. А., Соловьева Н. Е., Панченко А. Е. Анализ опыта организации системы налогового администрирования в США и Германии // Экономика и современный менеджмент: теория и практика, Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. С. 108–114.

Основные термины: бюджета Белгородской области, доходов бюджета Белгородской, Российской Федерации, доходной части бюджета, Справочная правовая система, правовая система «Консультант, система «Консультант Плюс», формирования доходов бюджета, источники доходов бюджета, компенсационных выплат, источники формирования доходов, Закон Белгородской области, Неналоговые источники доходов, роста доходов бюджета, коммерческое строительство, Использование компенсационных выплат, неналоговых доходов, схем компенсационных выплат, увеличение доходов бюджета, доходов местного бюджета

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle