Объективные причины оппортунистического поведения экономических субъектов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 13. Экономика труда

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 01.10.2014

Статья просмотрена: 7704 раза

Библиографическое описание:

Щитова, А. Н. Объективные причины оппортунистического поведения экономических субъектов / А. Н. Щитова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6180/ (дата обращения: 10.05.2024).

Понятие «оппортунизм» в экономической теории появилось во второй половине ХХ века и связано в первую очередь с теорией трансакционных издержек. Американский экономист О. Уильямсон во второй половине ХХ века определил оппортунизм как самую сильную форму эгоистического поведения индивидов. Под оппортунизмом он понимал «следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана как ложь, воровство, мошенничество». Подобное поведение, по мнению О. Уильямсона, приводит к информационной асимметрии, которая усложняет экономическое взаимодействие между агентами. Следствием оппортунистического поведения является нарушение условий контракта, и издержки контрагента. О. Уильямсон выделял оппортунизм ex-ante и ex-post. Предконтрактный (ex-ante) оппортунизм возникает еще до заключения какого-либо контракта, когда одна из сторон соглашения намеренно вводит в заблуждение другую. Постконтрактный, или ex-post, оппортунизм стороны проявляют,соблюдая не в полной мере или нарушая условия уже заключенного контракта. О. Уильямсон, впервые обративший внимание на такое явление как затраты на управление экономической системой — это трансакционные издержки — возникающие вследствие оппортунистического поведения экономических агентов [1, с. 200].

В рыночных трансакциях оппортунизм проявляется как сокрытие неявных качеств своего предложения, недобросовестное распоряжение доверенной собственностью, использование сильной позиции в ущерб партнерам с нарушением принятых договоренностей. Также оппортунистическое поведение проявляется через использование прав собственности в противоречии с общественными институциональными интересами. Внутри предприятия оппортунистическое поведение менеджеров проявляется в виде потребления на рабочем месте, инвестиций за счет дивидендов, расширения операций за приделы оптимальности, с точки зрения стоимости фирмы, сопротивления поглощениям в личных целях.

Так, в большинстве случаев оппортунизм работников возникает как ответная реакция на оппортунизм работодателя или администрации фирмы. Нарушение контрактных обязательств по отношению к сотрудникам возможно и со стороны работодателя:

-          требование от работников выполнять обязанности, не соответствующих их компетенции;

-          требование задерживаться после работы или выходить на работу в выходные дни;

-          задействовать личные связи, знакомства работника для решения каких-либо проблем организации;

-          регулярно нарушаемые или длительные по времени обещания руководителей структурных подразделений, в обмен на которые они требуют от сотрудников выполнения определенных видов работ.

Работники, испытавшие на себе влияние оппортунизма со стороны работодателя, рассматривают это как форму покушения на их экономическую свободу. Инициатива в этом процессе не обязательно принадлежит работодателю, хотя его первичность встречается наиболее часто. Иногда работники в ответ на корректные отношения работодателя стремятся минимизировать собственные трудовые усилия. Тогда оппортунизм со стороны работодателей становится вынужденной мерой, направленной на восстановление сократившегося уровня экономической свободы фирмы. Вследствие того, что в руках работодателя находится административный ресурс, который легко использовать для изменения существующих в фирме формальных и неформальных правил, возникает ситуация, в которой оппортунизм работодателя тяжелым бременем ложится на сотрудников [2, с. 200].

Причины оппортунистического поведения можно разделить на две группы: обстоятельства, делающие оппортунизм возможным, и факторы, определяющие готовность экономических агентов использовать возможности для оппортунистического поведения. Обстоятельства, формирующие пространство для оппортунизма, таковы:

1.         Разделение труда и отделение собственности от управления. Обезличенность собственности усиливается с развитием фондового рынка и дроблением акционерного капитала предприятий: в корпорации, которая привлекает капиталы на свободном рынке, ее владельцы лишены возможности контролировать поведение менеджеров в силу своей разобщенности. С ростом сложности труда и образованности работников неизбежно расширяется и пространство для оппортунизма. Работники лучше понимают пространство действий, работа контролируется труднее, люди начинают анализировать дивергенции собственных целей и целей предприятия — все это приводит к возрастанию моральной угрозы в иерархических организациях.

2.         Информационная асимметрия. Характер распределения информации между участниками бизнеса. Например, в случае, если одна из сторон знает больше (т. е. возникает информационная асимметрия), эта сторона имеет стимул к оппортунистическому поведению. Проблема информационной асимметрии особенно ярко проявляется в отношениях между топ — менеджментом и остальными группами влияния. Опыт показывает, что менеджмент без профессионального и заинтересованного контроля активно использует ресурсы предприятий и партнеров в личных целях.

3.         Неопределенность прав собственности. К примеру, рынок эффективно функционирует без государственного вмешательства при следующих предпосылках: определенность и полная защита прав собственности, полная информированность и совершенная конкуренция.

4.         Специфические инвестиции. Наличие специфических инвестиций — инвестиций, теряющих стоимость при прекращении деловых отношений, в обеспечение которых они сделаны. Сюда относятся затраты на развитие специфического ноу-хау, приобретение специализированного оборудования и обучение персонала, на формирование доверия и репутации, а также затраты, окупаемость которых зависит от временных параметров, и др. В случае, если одна сторона сделала специфические инвестиции, а другая — нет, вторая сторона может попытаться эксплуатировать первую, перераспределяя в свою пользу ренту, которая возникает по причине специфичности инвестиций. [3, с. 30].

Основной причиной оппортунистического поведения экономических субъектов хотелось бы заметить, что оппортунистическое поведение заключается не в ослаблении системы стимулирования, а в отсутствии стимулирования «труда трудом». Речь идет о несовпадении границ налагаемых друг на друга моделей — модели рабочего места как социотехнической реальности и модели работника как чрезвычайно сложного био-социо-культурного субъекта действий в пространстве мира труда. Каждый работник должен стимулироваться такой реальной совокупностью элементов этого микромира труда, к которой он генетически, эмоционально, нравственно, психологически подготовлен и которая (совокупность) позволит ему самореализоваться, реализовать в полной мере все свои способности в сфере трудовой деятельности. И, стало быть, проблема противоречивого взаимодействия принципала и агента может быть решена при одном непременном условии, а именно: при условии достаточного знания об агенте, на основании которого принципал определяет адекватную ему (точнее, его способностям, склонностям и потребностям) «нишу» в совокупности рабочих мест. Только таким образом удается мотивировать работника на честный и добросовестный труд (по крайней мере, удастся минимизировать всплески оппортунизма) [5, с. 120].

Также причиной оппортунистического поведения работника можно выделить отчуждение труда. Отношение к труду непосредственно связано с характером или видами участия индивида в производственном процессе. Согласно К. Марксу, главной характеристикой положения наемного работника является отчуждение труда. Отчужденный труд — это труд наемных работников, их труд, заключенный в стоимости товаров или услуг, которые не являются их собственностью и принадлежат собственникам капитала. Это фундаментальное экономическое явление порождает особое отношение к труду, особый характер труда — «наемный труд», особый тип работника — «наемный работник». Наемный работник попадает в сферу производства на основе найма его рабочей силы работодателем, что оформляется соответствующем контрактом (трудовым договором). Он бережно относится к своему основному богатству, главной собственности — способности к труду. Отчуждение труда работников приводит к неэффективной реализации их трудового потенциала. Отчуждение труда — это объективный общественный процесс превращения трудовой деятельности человека и ее результатов во что-то внешнее, самостоятельно господствующее над человеком, на индивидуальном уровне демотивирующее работника, проявляющееся во внутреннем отторжении работы и в оппортунистическом поведении. К примеру, в тарифно-окладной системе труд рабочих, которые работают повременно, оплачивается в зависимости от рабочего времени. При этом организация ожидает, что нанятый работник будет работать интенсивно и инициативно. Однако работник скоро усваивает очевидную истину: зарплата не зависит от эффективности его труда, а инициатива, как правило, не поощряется. В этих условиях работник начинает экономить свою рабочую силу, при этом за уменьшающий труд он получает неизменную зарплату, т. е. организация начинает платить все дороже за каждую единицу затраченного рабочим труда [6, с. 53].

Таким образом, для выявления объективных причины оппортунизма экономических субъектов, в основном выделяют с одной стороны, оппортунизм, который рассматривался согласно теории трансакционных издержек, с другой, — политэкономическое понятие отчуждения труда. Очевидно, что оппортунистическое поведение работников возникает вследствие отчуждения труда и является его внешним проявлением. Развитию оппортунизма способствуют слабый уровень корпоративной культуры, наличие ассиметричной информации, отсутствие оценки труда и необходимого контроля за деятельностью работников [7, с. 43].

Оппортунистическое поведение экономических субъектов имеет место на всех без исключения предприятиях и проявляется в том или ином масштабе или форме. Это вызвано, на мой взгляд, в первую очередь неудовлетворенностью работников экономическим положением, как самих предприятий, так и отраслей, к которым принадлежат их предприятия на макроуровне, уровнем оплаты их труда, системой морального стимулирования, низкой эффективностью административно-управленческого персонала, что в результате приводит к возникновению конфликтных ситуаций внутри коллектива. Кроме низкой мотивации, на осуществление оппортунистических действий сотрудников также толкает недостаточный уровень контроля со стороны руководства.

Литература:

1.                  Богданова, Н. Ю. Оппортунистическое поведение: к формулировке понятия / Н. Ю. Богданова // Вестник Волгоградского государственного университета. 2010. № 2 (10). С. 199–204.

2.                  Козлова, Е. В. Формы проявления оппортунистического поведения менеджеров в крупных российских корпорациях / Е. В. Козлова // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 32 (247). С. 78–81.

3.                  Белкин, В. Н. Демотивация труда и оппортунизм работников организации / В. Н. Белкин, Н. А. Белкина // Челябинский гуманитарий. № 7. 2010. С. 37–46.

4.                  Виноградова, В. Ю. Социально — экономические основы оппортунистического поведения персонала российских организаций / В. Ю. Виноградова, В. Н. Белкин, Н. А. Белкина, О. А. Антонова // Челябинский гуманитарий. 2010. № 9. С. 27–33.

5.                  Козлова, Е. В. Экономические механизмы выявления и ограничения оппортунистического поведения в российских корпорациях / Е. В. Козлова // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 10 (264). С. 117–121.

6.                  Бас, А. В. Регулирование оппортунистического поведения экономических субъектов / А. В. Бас // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 4. С. 53–56.

7.                  Белкина, Н. А. Влияние оппортунистического поведения работников предприятия на реализацию их трудового потенциала / Н. А. Белкина, О. А. Антонова // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. № 13. С. 42–50.

Основные термины (генерируются автоматически): оппортунистическое поведение, отчуждение труда, информационная асимметрия, работник, оппортунизм, труд, наемный работник, полная мера, рабочая сила, рабочее место.

Похожие статьи

Проблема оппортунизма менеджеров и механизмы управления...

Внутри предприятия оппортунистическое поведение менеджеров проявляется в виде потребления на рабочем месте, инвестиций за счет

Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею.

Теория рынка труда: методологический аспект | Статья в журнале...

Во-вторых, рынок труда – это рынок асимметричной информации, а асимметрия информации между его участниками позволяет более информированной стороне (агенту) – работнику вести себя оппортунистически по отношению к принципалу – работодателю, задача которого...

Неблагоприятный отбор на рынке труда | Статья в журнале...

рынок труда, рабочая сила, заработная плата, работник, работодатель, отношение, субъект рынка труда, сегментация рынка труда, внутренний рынок труда, наемный работник.

Трансакционные издержки в олигополиях | Статья в журнале...

Следствием оппортунистического поведения является нарушение условий контракта, и издержки контрагента. Развитию оппортунизма способствуют слабый уровень корпоративной культуры, наличие ассиметричной информации, отсутствие оценки труда и необходимого...

Монопсония на рынке труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

рынок труда, рабочая сила, заработная плата, работник, работодатель, отношение, субъект рынка труда, сегментация рынка труда, внутренний рынок труда, наемный работник.

Особенности формирования отношения к труду у наемных...

рынок труда, рабочая сила, заработная плата, работник, работодатель, отношение, субъект рынка труда, сегментация рынка труда, внутренний рынок труда, наемный работник.

Эволюция подходов к изучению трудового поведения индивидов

8. Темницкий А. Л. Особенности трудового поведения наемных работников

Главными факторами, влияющими на рабочее поведение сотрудников, выступают, в первую

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, рабочая сила, трудовая деятельность...

Истоки возникновения трансакционных издержек

3) издержки измерения (квалификации нанимаемых работников, качества покупаемых благ)

5) издержки оппортунистического поведения (понятие введено Уильямсоном).

Трансакционные издержки зависят от затрат труда, земли, капитала и предпринимательского...

Гендерное равенство использования рабочей силы в условиях...

STEM, цифровая экономика, женщина, доля женщин, рынок труда, место, рабочий, Россия, рабочая сила, Европа.

Похожие статьи

Проблема оппортунизма менеджеров и механизмы управления...

Внутри предприятия оппортунистическое поведение менеджеров проявляется в виде потребления на рабочем месте, инвестиций за счет

Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею.

Теория рынка труда: методологический аспект | Статья в журнале...

Во-вторых, рынок труда – это рынок асимметричной информации, а асимметрия информации между его участниками позволяет более информированной стороне (агенту) – работнику вести себя оппортунистически по отношению к принципалу – работодателю, задача которого...

Неблагоприятный отбор на рынке труда | Статья в журнале...

рынок труда, рабочая сила, заработная плата, работник, работодатель, отношение, субъект рынка труда, сегментация рынка труда, внутренний рынок труда, наемный работник.

Трансакционные издержки в олигополиях | Статья в журнале...

Следствием оппортунистического поведения является нарушение условий контракта, и издержки контрагента. Развитию оппортунизма способствуют слабый уровень корпоративной культуры, наличие ассиметричной информации, отсутствие оценки труда и необходимого...

Монопсония на рынке труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

рынок труда, рабочая сила, заработная плата, работник, работодатель, отношение, субъект рынка труда, сегментация рынка труда, внутренний рынок труда, наемный работник.

Особенности формирования отношения к труду у наемных...

рынок труда, рабочая сила, заработная плата, работник, работодатель, отношение, субъект рынка труда, сегментация рынка труда, внутренний рынок труда, наемный работник.

Эволюция подходов к изучению трудового поведения индивидов

8. Темницкий А. Л. Особенности трудового поведения наемных работников

Главными факторами, влияющими на рабочее поведение сотрудников, выступают, в первую

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, рабочая сила, трудовая деятельность...

Истоки возникновения трансакционных издержек

3) издержки измерения (квалификации нанимаемых работников, качества покупаемых благ)

5) издержки оппортунистического поведения (понятие введено Уильямсоном).

Трансакционные издержки зависят от затрат труда, земли, капитала и предпринимательского...

Гендерное равенство использования рабочей силы в условиях...

STEM, цифровая экономика, женщина, доля женщин, рынок труда, место, рабочий, Россия, рабочая сила, Европа.