Библиографическое описание:

Улюмджиева Е. В. Инвестиции в сельское хозяйство Республики Калмыкия [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 157-158.

В современных условиях наряду с положительными тенденциями в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. Одной из причин низкой эффективности сельского хозяйства является высокий физический и моральный износ основных фондов, техническая и технологическая отсталость отрасли. Нехватка денежных средств не позволяет большинству предприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизацию основных фондов. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет всего 4% общего объема инвестиций в экономику, что в 4,5 раза меньше, чем в 1991 г. Основным источником финансирования продолжают оставаться собственные средства предприятий.

Инвестиции в сельскохозяйственное производство &#; это чаще всего инвестиции не в развитие, а в выживание, поскольку не обещают не только прибыль, но даже возврат вложенных средств в ликвидной форме. Отсюда сельскохозяйственное производство в целом по сравнению с другими отраслями экономики Российской Федерации имеет слабую инвестиционную привлекательность для внешних инвесторов.

Как известно, отраслевая принадлежность во многом предопределяет инвестиционную привлекательность предприятий для различных типов инвесторов (государственных и частных) и, следовательно, доступность инвестиций из различных источников финансирования[2].

При всем многообразии видов инвестиции в сельское хозяйство представлены в незначительном объеме весьма ограниченным набором:

  • собственными в форме амортизационных отчислений и части чистой прибыли;

  • государственными инвестициями в форме прямого финансирования наиболее важных объектов, например племенного скота.

Это объясняется не только объективными причинами, к числу которых относится более низкая доходность отрасли и, соответственно, инвестиционная привлекательность, но и многочисленными причинами субъективного характера. Второе объединяет в себе умение квалифицированно разработать инвестиционный проект и бизнес&#;план к нему, а также привлечь к себе внимание инвесторов.

При разработке инвестиционного проекта и бизнес&#;плана учитываются общие понятия инвестиций, правила и механизмы привлечения, а также специфические для отрасли сельского хозяйства. Они должны быть не простым набором, а комплексом взаимосвязанных элементов, работающих на конечную цель &#; привлечение инвестиций. Отсюда возникает необходимость проектного подхода к самой проблеме привлечения инвестиций.

Успех реализации данного проекта будет зависеть от уровня проработки всех вопросов, а также от того, насколько акцентированным на конкретные доступные виды инвестиций и источники финансирования, механизмы привлечения, будет инвестиционный проект и бизнес&#;план.

Необходимыми условиями привлечения инвестиций является:

  • выделение объекта инвестирования в отдельное производство с раздельной бухгалтерией на базе действующего предприятия и создание с инвестором совместного предприятия на паритетных началах;

  • бизнес&#;план, показывающий, насколько эффективно соискателем инвестиций будут использованы средства инвестора и каким образом они будут возвращены по истечении предусмотренного инвестиционным договором срока с необходимыми платежами за пользование средствами.

Невозможность выделения на базе действующего предприятия какого-либо подразделения с целью создания на его базе совместного предприятия делает невозможным привлечение в сельское хозяйство частных инвестиций. Последние могут иметь место лишь в крайней форме &#; покупке объекта инвестирования, что нежелательно для соискателя инвестиций. Поэтому в сельском хозяйстве получила развитие специфическая форма инвестирования &#; лизинг[2].

Важным условием привлечения инвестиций является учет того факта, что они привлекаются на платной, возвратной и срочной основах. Эти принципы учитываются в явном виде в конкретных расчетах эффективности привлечения инвестиций.

Для государственных инвестиций вместо названных принципов важное значение имеет принцип &#; целевое использование бюджетных средств.

При разработке инвестиционного проекта и бизнес&#;плана необходимо учитывать, каков характер привлекаемых одновременно инвестиций. Инвестиции могут быть взаимодополняющими, взаимоисключающими и конкурирующими.

Государственные инвестиции, не требующие возврата и оплаты за пользование ими, являются взаимодополняющими к любой другой форме инвестиций. Собственные инвестиции и лизинг &#; конкурирующими. Поскольку за лизинг необходимо платить, то приходится сокращать долю собственных инвестиций.

Таким образом, успех деятельности в привлечении внешних инвестиций в сельскохозяйственное предприятие предполагает необходимость проектного подхода с детальной проработкой всех элементов с учетов их внутренних взаимосвязей, а также нацеленности их на общую цель &#; привлечение инвестиций.

Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Республике Калмыкия органами государ­ственной власти и местного самоуправления продекларированы и реализуются меры по стимулированию инвестиционной деятельности:

  • изменение сроков уплаты налогов и сборов;

  • установление льготных условий аренды помещений и других основных фондов, находящихся в республиканской собственности;

  • кре­дитование и предоставление государственных гарантий республики, субсидий, субвенций из республиканского бюджета;

  • предоставление достоверной информации инвесторам о фирмах - предполагаемых партнерах, их финансовом, экономическом по­ложении, кредитоспособности;

  • принятие антимонопольных мер;

  • снижение трансакционных издержек при осуществлении инвестиций в экономику республики.

Таблица

Объем инвестиций в экономику Республики Калмыкия*


2003 г.

%

2004 г.

%

2005 г.

%

2006 г.

%

2007 г.

%

Инвестиции в основной капитал, всего, млн. руб.











в том числе:











Сельское хозяйство

232,7

9,3

226,3

10

434

14,2

589,3

15,0

667,9

16,9

Добыча полезных ископаемых

85,3

3,6

76,2

3,4

153,2

5,0

72,8

1,9

30,4

0,8

Обрабатывающие производства

75,6

3,1

159,8

7

190,6

6,2

210,6

5,4

7,8

0,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

185,8

7,7

254,5

11,2

232,7

7,6

317,2

8,1

500,3

12,7

строительство

227,6

9,5

236,6

10,4

445,9

14,5

451,0

11,5

281,6

7,2

Транспорт и связь

920,3

38,2

534,9

23,6

341,6

11,2

375,2

9,6

809,6

20,5

*Калмыкия в цифрах. Стат.сб.- Элиста: Калмыкиястат,2008

В целях привлечения частных инвестиций в экономику республики в декабре 2008 г. был принят Закон Республики Калмыкия № 59-IV-3 «О государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия», предусматри­вающий совместное участие государства и бизнеса в реализации инвестиционных проектов.

Благодаря такой целенаправленной государственной политике объем инвестиций в экономику республики (без субъектов малого предпринимательства) в 2007 г. составил 3951,6 млн. руб., в том числе в сельское хозяйство - 667,9 млн. руб., или 16,9% всех инвестиций против 9,3% в 2003 г. Соотношение собственных и заемных средств, привлекаемых на осуществление инве­стиционной деятельности в респуб­лике, составило 41,5 и 58,5% против 31,4 и 68,6% в 2003 г.

Следует заметить, что за 2006-2007 гг. доля собственных средств, одним из источников которых является прибыль предприятий, в связи с инфляцией и убыточностью произ­водства несколько уменьшилась - на 8,4 процентных пункта и соответственно увеличилась доля заемных средств, в структуре которых преобладают бюджетные средства.

Существенную роль в создании благоприятной инвестиционной среды и развитии инвестиционной деятельности играют республиканские инвестиционные программы. Как отдельный блок республиканского бюджета они имеют социальную направленность, поскольку в них особое внимание уделяется созданию социальной и инженерной инфраструктур.

Другим источником финансирования инвестиционной деятельности в республике являются кредиты банков. В настоящее время банки выдают сельскохозяйственным товаропроизводителям долгосрочные инвестиционные кредиты на срок до восьми лет.

Одним из направлений работы по улучшению инвестиционного климата в сельской местности республики Калмыкия должно стать совершенствование налогового законодательства. Очень важно создать гарантии стабильности налогового режима, так как в настоящее время его характеризуют, к сожалению, крайняя нестабильность и противоречивость.

Для активизации инвестиционной деятельности необходимо принять меры по формированию систе­мы страхования рисков инвесторов, долевому участию муниципальных бюджетов в финансировании инвестиционных проектов, развитию рыночной инфраструктуры, созданию и распространению ее новых институциональных форм, улучшению условий развития предприятий - сельхозтоваропроизводителей.


Литература:

  1. Калмыкия в цифрах. Стат.сб.- Элиста: Калмыкиястат,2008

  2. В.Иванова, В. Гончаров. Инвестиционная деятельность а АПК России// АПК: экономика, управление. 2011. № 4

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle