Библиографическое описание:

Ризаев С. Н. Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №19.1. — С. 42-44.

Изучив психолого-педагогическую литературу по вопросам проблемного обучения, мы выяснили, что проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснения учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, развитие его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим.

Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.

Проблемное технология  понимается, как вид обучения, обеспечивающий, сочетаясь с традиционным, и тем новым, что было внесено в педагогику многими исследователями и практиками, развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, то есть формирует  целостную, интеллектуально активную личность.

Обучение не может считаться развивающим, если в нем не используются закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация).

Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы организации учебно-воспитательного процесса, но и система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.

Проблемная технология может использоваться на всех этапах обучения. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их умений создавать проблемные ситуации и решать их.

Рассмотрим условия создания проблемных ситуаций.

1.                  Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.

2.                  Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3.                  Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

4.                  Проблемными заданиями могут быть:

1)                 усвоение;

2)                 формулировка вопроса;

3)                 практические здания.

Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.

5.                  Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

6.                  Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Подготовленность ученика к проблемному учению определяется, прежде всего, его умением увидеть выдвинутую учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить её, используя эффективные приемы.

К выдвигаемой проблеме предъявляются требования, и если хотя бы одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.

1.                  Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.

2.                  Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему большинство учащихся не может решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; то и другое не даст должного эффекта.

3.                  Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Конечно, главным в создании интереса является лингвистическая сторона дела, но весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.

4.                  Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.

Знание учителем основных требований к учебной программе является одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов:

а) анализ проблемной ситуации;

б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;

в) словесная формулировка проблемы.

Учителю необходимо учитывать и педагогические требования к организации урока и создании проблемных ситуаций, так как они являются центральным звеном в решении обучающих и развивающих задач проблемного обучения. От того, насколько удачно создана ситуация, во многом зависит успех учебно-познавательного процесса. Поэтому необходимо создавать проблемные ситуации на реальном жизненном материале, как на историческом, описанном в литературе, так и на современном. Такие ситуации нужно направлять на стимулирование развития мышления, которое не является самоцелью, так как целью во всех случаях выступает формирование у школьников  общеучебных, коммуникативных умений для применения в повседневной жизни. Проблемная ситуация должна быть построена таким образом, чтобы ее содержание соответствовало теоретическим знаниям учащихся. Учителю необходимо формулировать вопросы так, чтобы они действительно были проблемными и исключали всякую попытку отделаться заученным материалом и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему (например, при изучении темы «Food», учитель задаёт ребятам проблемный вопрос «What do we need to be healthy?»).

При изучении курса английского языка анализ и синтез являются необходимыми элементами всякого действия, направленного на рассмотрение любого языкового явления.

Приём сопоставления может присутствовать на каждом этапе урока, позволяя ученикам принимать активное участие в работе.  При изучении темы «What traditions and holidays are there in Great Britain?» учащимся можно предложить сравнить, сопоставить традиции, праздники и обычаи двух стран, страны изучаемого языка – Great Britain, и страны родного языка - Russia. Учащиеся могут сделать выводы о традициях разных стран, найти сходства и различия.

Таким образом, проблемные ситуации изменяют привычную обстановку на занятиях, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности.

Так как сущность проблемного обучения состоит в том ,чтобы вызвать у учащегося к усвоению новых знаний, то при работе на темой "My family meеts guests" в 6 классе  нами был использован прием создания затруднений с удивлением, где каждый ученик высказывал свое отношение к встрече гостей.

Поиск решения данной проблемы осуществлялся через "Warming up" . Дети распределили продукты на разные группы (овощи, фрукты, полезные, вредные и т.д)

Чтобы добиться активной мыслительной работы учащихся, необходимо вызвать у них потребность в знаниях, которая  возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляются препятствия, затруднения , преодолеть которые без необходимых для этого сведений на первый взгляд очень сложно.

На этапе работы над побуждающим монологам детям было предложено составить  из списка продуктов меню для встречи гостей ( с чем дети успешно справились)

Затем детям была предложена новая ситуация  "что ты можешь приготовить из следующих продуктов". На этапе рефлексии детям было предложено заполнить таблицу , используя прием незаконченного предложения.

При решении проблемных заданий на этапе контроля обучающимся было предложено применить полученные на занятиях знания через создание  интеллект – карты «MindMap» , автором которой является амер.ученый Тони Бьюзен, по теме «Семейные обязанности».

На  интеллект-карте приведена ассоциативная запись мыслей детей по теме «Семейные Обязанности». Запись происходила быстро, ассоциативно.

Использование данной технологии способствовало более эффективному обобщению лексико – грамматического материала, являющегося основой для устно – речевого высказывания по предложенной теме.

Из анализа проведенных уроков, можно сделать вывод, что дети научились систематизировать материал, выделять главное, искать пути решения задач, анализировать, делать выводы, высказывать собственное мнение, обобщать материал, используя активные технологии.

Таким образом, проблемное обучение вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, исключает бездумное заучивание и пересказ “книжных” знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира и развитие коммуникативной компетенции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle