Библиографическое описание:

Жукова А. А. Обеспечение права свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, находящихся в местах лишения свободы в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 475-478.

На пути гуманизации уголовного законодательства и на пути совершенствования условий отбывания наказаний в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации совершенствуется институт соблюдения прав человека.

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно определить как основанное на правовом статусе граждан Российской Федерации положение осужденного во время отбывания им уголовного наказания.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ).

Специфика правового положения лиц, осужденных к лишению свободы, предполагает определенные ограничения в личных правах и свободах согласно уголовном, уголовно-исполнительному и иному законодательству Российской Федерации (ч.2 ст. 10 УИК РФ). Вместе с тем понимание значимости свободы совести и свободы вероисповедания для развития личности, убежденность в том, что реализация указанного института в процессе исполнения лишения свободы позитивно влияет на исправление осужденных, обеспечивает ее неотчуждаемость для лиц, приговоренных к изоляции от общества [8, с.36].

В настоящее время осужденные, содержащиеся в местах лишения свободы, в полной мере осуществляют свое право на свободу совести и свободу вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними (ч. 1 ст. 14 УИК РФ). УИК РФ регламентирует осуществление осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания. В нем содержится только одно прямое ограничение этого права: при его осуществлении не должны нарушаться правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, а также ущемляться права других лиц (ч. 2 ст. 14 УИК РФ).

Предоставление осужденным права на свободу совести и свободу вероисповедания должно быть подчинено ряду принципов, к которым относятся:

-          законность (данные права должны реализовываться осужденными в строгом соответствии с законом и иными подзаконными актами);

-          приоритетность соблюдения Правил внутреннего распорядка ИУ над реализацией осужденными права на свободу совести и вероисповедания;

-          добровольность (рассматриваемое право осуществляется осужденными по собственному желанию, без какого-либо принуждения или насилия);

-          доступность (предоставление осужденным всех имеющихся возможностей для отправления ими религиозных обрядов, встреч (общения) со служителями культа, ознакомления с религиозной литературой) [8, с. 37].

Во многих исправительных учреждениях Российской Федерации строятся храмы. В уголовно-исполнительной системе соблюдаются права не только христиан, но и мусульман. Проводится организация встреч представителей Духовного управления мусульман с осужденными, приверженцами мусульманского вероисповедания, приуроченные к священным праздникам для всех мусульман. Встречи проходят в дружественной обстановке. Осужденные задают интересующие их вопросы, в том числе по порядку проведения молитвы, соблюдению мусульманских традиций [7, с. 6].

Так, например, в конце 2014 года на территории ИК-54 строгого режима ГУФСИН России по Свердловской области состоялась торжественная закладка фундамента мечети. Как рассказали в ГУФСИН России по Свердловской области, мусульманская община в ИК-54 насчитывает более 100 осужденных, для которых в учреждении пока только действует молитвенная комната [10].

Сотрудники уголовно-исполнительной системы не препятствуют осужденным в реализации данного права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Как сказал Тагир Ахмадуллович Бикчантаев, муфтий духовного управления мусульман Кемеровской области: «Сотрудникам хочется сказать, что самое основное в вопросах вероисповедания — это быть просто человечными со всеми, будь то мусульманин или христианин. Здесь нет разницы, все мы люди. Не нужно ставить себя выше других, осужденный уже несет свое наказание, и это не значит, что ты выше его, ты просто выполняешь свою функцию в этой системе. Грамотные сотрудники сразу поймут, я думаю, что религиозно-практичные мусульмане никого не обидят, пускай они выполняют свою пятикратную молитву, конечно, в соответствии с распорядком дня. Любого человека нужно постараться понять и пойти ему на встречу» [6, с. 10].

Хотелось бы еще упомянуть важность религии в исправлении осужденных. Так как многие строят семьи, женятся в местах лишения свободы. Нередко брачующиеся желают повенчаться, администрация учреждения им в этом не препятствует. Назначается день, когда батюшка венчает молодых. Для верующих людей это большой стимул для исправления и возвращению в «нормальную» жизнь, за пределами исправительного учреждения.

Для кого-то свадьба, венчание в колонии кажется абсурдным и глупым, а для осужденного — это подспорье, помогающее дожидаться конца срока [5, с. 44].

Многие осужденные решаются покреститься, исповедоваться, причаститься именно в местах лишения свободы. В исправительных учреждениях проходят службы, где батюшка может выслушать каждого, исповедовать.

Данное право осужденных соблюдается. Представители религиозных объединений присутствуют и входят в состав комиссии по помилованию, в Общественную наблюдательную комиссию.

5 марта 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви образован Синодальный отдел по тюремному служению.

Основные направления работы Синодального отдела выделяются по 8 секторам:

1)        взаимодействия с епархиями, правозащитными организациями и общественностью;

2)        «Центр духовного просвещения в местах лишения свободы»;

3)        разработки образовательных программ и подготовки капелланов дл тюремного служения;

4)        помилования, реабилитации (ресоциализации) и социологических исследований;

5)        информационно-аналитический;

6)        издательско-информационный;

7)        электронных СМИ;

8)        работа с письмами заключенных.

Главной и самой основной задачей Синодального отдела тюремного служения является содействие оказанию духовно-нравственной помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы.

В июне 2015 года в актовом зале Синодального отдела по тюремному служению Московского патриарха прошла конференция, на которой обсуждались вопросы создания института штатного духовенства уголовно-исполнительной системы и дальнейшие перспективы развития пастырского душепопечения в местах лишения свободы.

В мероприятии принимали участие викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, председатель Синодального отдела Московского патриарха по тюремному служению Епископ Красногорский Иринарх, заместитель начальника правового управления ФСИН России подполковник внутренней службы Алексей Юношев, начальник УФСИН России по городу Москве полковник внутренней службы Анатолий Тихомиров, начальник Академии ФСИН России генерал-майор внутренней службы Александр Крымов, представители общественности и духовенства.

Алексей Юношев от имени руководства ФСИН России поблагодарил представителей Русской православной церкви за активное содействие администрациям исправительных учреждений в духовно-нравственном воспитании осужденных. На протяжении многих веков в России существовала традиция духовного попечения о заключенных, пребывающих в местах лишения свободы. Накопленный опыт свидетельствует о том, что институт тюремного духовенства приносит огромную пользу государству и обществу.

«Мы верим, что деятельное служение священнослужителей в местах лишения свободы обратит многих заключенных к Богу, послужит их духовному возрождению» — сказал Епископ Красногорский Иринарх [9, с. 20].

Осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы необходима поддержка и помощь. Соблюдение такого права как свобода совести и свобода вероисповедания дает им возможность исповедоваться, покаяться в своих грехах, осознать какие поступки они совершали были правильными, а какие только навредили, и прежде всего им самим.

Если данное право буде нарушаться, то осужденные будут чувствовать себя «брошенными», будут относиться со злобой и недоверием к сотрудникам и к людям, что допускать категорически нельзя.

Нужно помнить, что осужденные, находясь в местах лишения свободы, являются, прежде всего, людьми.

В итоге хотелось бы процитировать Евангелие:

«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня: был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» [4, с. 130].

 

Литература:

 

1.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституцию РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ)//ЭПС Консультант плюс

2.         Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (принят 18.12.1996) (в ред. от 05.05.2014) // ЭПС Консультант плюс

3.         Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 15.04.2009) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — № 47. — 2005. — С. 25.

4.         Мои друзья святые. Рассказы о святых и верующих / Наталья Горбачева. — Москва: АСТ, 2014. — С. 320.

5.         Жукова А. А. «Заключение брака в местах лишения свободы» // «Региональные проблемы перехода к инновационной экономике» (Материалы ХХ Международной научно-практической конференции аспирантов и студентов). Часть 3. Кемерово. 2013 г. — С. 68.

6.         Журнал уголовно-исполнительной системы Кемеровской области «Вестник УИС Кузбасса» № 6–2010. — С. 36.

7.         Областная пенитенциарная газета Кузбасса «Надежда» № 15–16–2011. — С. 8.

8.         Пенитенциарный журнал «Преступление и наказание» № 10. — 2013. — С. 64.

9.         Пенитенциарный журнал «Преступление и наказание» № 6. — 3015. — С. 71.

10.     Электронный ресурс. http://ramzan.deprel.ru/index.php/2012–07–02–20–31–08/vstrane/1353-na-territorii-kolonii-strogogo-rezhima-v-sverdlovskoj-oblasti-postroyat-mechet/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle