Библиографическое описание:

Дробот Д. А., Митичева Т. И. Работа педагога-психолога по профилактике дезадаптации межличностных отношений студентов // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 333-336.

В настоящее время, в России, происходят различные перемены. Меняется психология человека, его взгляды, убеждения, привычки, жизненные ценности, роль в обществе, и др. На одних такие изменения ни как не влияют, а для других оказывают существенные изменения, что приводит к возникновению различных стрессовых ситуаций, приводят к духовной и нравственной деградации, и зачастую к девиантному или даже делинквентному поведению.

Наиболее чувствительны к социальным и психологическим изменениям, как правило, являются студенты.

Формирование личностных особенностей студентов происходит в студенческой группе, которая находится на определенном этапе своего развития. Особенности формирования личности определяются уровнем развития группы, в которой она находиться и формируется. В группах студентов, которые достигли в своем развитии статуса коллектива, существуют адекватные условия для развития у молодежи положительных качеств личности, необходимых современному специалисту [1, с.159].

Наивысший уровень положительного формирования взаимоотношений может быть, лить при благоприятном психологическом климате в группе, который непосредственно создает педагог, и правильный стиль педагогического общения.

Актуальность проблемы взаимоотношений студентов определяется тем, что на данном возрастном этапе формируются особенности межличностных отношений студентов с окружающими их людьми, которые оказывают значительное давление на разные аспекты личности. Кроме того, в действиях студентов складывается комплекс норм и правил поведения, они находят свое место в социуме.

Для решения данной проблемы, нами было проведено исследование, которое мы ранее отображали в предыдущих работах.

Мы разработали программу работы по профилактики дезадаптации межличностных отношений в студенческой группе, при составлении программы мы опирались на труды ученых по изучению развития Я — концепции (Карнеги Д., Кирейчева Е. В., Кирейчев А. В., Эрик Б.), механизмов взаимодействия людей (Вердербер Р., Горбушина О. П., Левин В., Хери А.), рассматривали психологические тренинги (А. Г. Грецок, Е. М. Семенова, И. В. Стишенок), программу по коррекции и развитию коммуникативных компетенций подростков Попенковой И. М.

Данная программа рассчитана на экспериментальную группу студентов 1 курса, возраста 17–19 лет. Занятия проводились 2 раза в неделю. Программа состоит из 8 занятий, каждое занятие включает в себя несколько упражнений и длится не более 60–65 минут.

Цель программы направлена на актуализацию, личностный рост и развитие коммуникативных аспектов личности студента.

Особенности программы заключаются в формировании и коррекции коммуникативных аспектов личности студента, с помощью воздействия на личность через познание себя, познания других и приобретения навыков работы.

Задачи программы:

I.                    Определить понимание межличностных отношений студентов, настроить коллектив на продуктивную работу. Для этого предполагаем на вводном занятие провести беседу, на тему: «Что такое межличностное общение?».

II.                Мотивация для личностного роста.

III.             Развитие коммуникативных качеств у студентов 1 курса.

IV.             Логическое завершение занятий и подведение итогов.

Работу проводим в форме групповых занятий.

Методы работы: диалоги, беседы, тренинги, упражнения.

Структура каждого занятия:

1.                  Приветствие: проговаривание темы занятия, немного теории по теме.

2.                  Основное содержание занятия: упражнения, тренинги и т. п.

3.                  Прощание, психогимнастика.

После каждого занятия проводится рефлексия: какие эмоции вызвало данное занятие; что помогало, а что мешало выполнению заданий; что нового раскрыли для себя и т. п.

В профилактики дезадаптации межличностных отношений студентов, представляются огромные возможности для использования психологического тренинга. Прежде всего, это тренинги, направленные на коррекцию нарушений волевой и коммуникативной сферы. Тренинг способствует профилактики неагрессивного общения.

Студенты на первых занятиях были достаточно замкнуты и нерешительны, но было заметно, что они проявляют интерес к упражнениям. Наиболее активно студенты вели себя на тренингах, именно они позволили им открыться и быстро адаптироваться к изменяющимся заданиям.

Ребятам курс занятий очень понравился. Все студенты говорили хорошие отзывы, о том, что были интересные, веселые и развивающие упражнения. Многие студенты поверили в себя, стали активнее и общительнее.

По завершению психокоррекционной работы, мы провели повторную психодиагностику в экспериментальной группе по следующим методикам.

А. Социометрический метод [2,с.98].

По завершению социометрического исследования в группе студентов, после проведения психокоррекционной программы, были выявлены следующие показатели.

Из 15 студентов (100 %), 7 студентов, что составило 48 % мы отнести к лидерам. 4 студента(26 %) были отнесены нами к группе предпочитаемых. 4 студентов (26 %) составили группу пренебрегаемых. Наряду с этим, ранее, нами были выделены 2 студентов (11 %), которые имели проблемы в адаптации в группе студентов, но после проведения коррекционной программы, этих студентов положительно восприняли в коллективе, тем самым в данной группе больше нет отвергнутых.

По полученным данным в экспериментальной группе 74 % студентов имеют положительный статус, т. е. относятся к первой статусной группе, а 26 % имеют отрицательный статус, т. е. относятся к третьей и четвертой статусной группе.

Исходя из результатов, по методике социометрия, делаем вывод о том, что в данной группе уровень благополучия взаимоотношений, после проведенной психокоррекционной работы, мы определили как средний, так как в группе преобладают студенты с благоприятным статусом — 74 %.

Б. Методика диагностики социально — психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Качественный анализ данных повторной диагностики по методики показал, что социально-психологическая адаптация студентов из экспериментальной группы выглядит следующим образом (таблица 1):

Таблица 1

Сравнительные результаты по методике диагностики социально — психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда до проведения программы и после ее проведения

показатель

% до проведения программы

% после проведения программы

«адаптивность»

6 человек 40 %

9 человек 60 %

«дезадаптация»

9 человек 60 %

6 человек 40 %

«лживость»

3 человека 20 %

2 человека 13 %

«правда»

12 человек 80 %

13 человек 87 %

«принятие себя»

15 человек100 %

15 человек 100 %

«непринятия себя»

0

0

«принятия других»

5 человек 34 %

7 человек 47 %

«непринятия других»

10 человек 66 %

8 человек 53 %

«эмоц.комфорт»

7 человек 46 %

12 человек 80 %

«эмоц.дискомфорт»

8 человек 54 %

3 человека 20 %

«внут.контроль»

10 человек 66 %

11 человек 73 %

«внешний контроль»

5 человек 34 %

4 человека 27 %

«доминирование»

7 человек 47 %

7 человек 47 %

«ведомость»

8 человек 53 %

8 человек 53 %

«эскапизм (уход от проблем)»

11 человек 74 %

4 человека 26 %

 

Данные исследования показали нам, что среди студентов выполнивших данную методику, была выявлена группа студентов, у которых выявлены дезадаптированные показатели (9 студентов, 60 %).

После проведения повторной диагностики, мы видим, что уровень адаптации повысился (9 студентов, 60 %), студенты стали меньше скрывать свои истинные чувства и эмоции, нами было выявлено, что у студентов данной группы не значительно изменился уровень «лживости» (2 человека — 13 %). Так же многие из тестируемых наладили контакт друг с другом, что показывает нам показатель «принятие других» (8 человек — 53 %) и студентам стало более комфортно находиться в данном коллективе, что показывает нам показатель «эмоциональный комфорт» (12 студентов, 80 %). Самые высокие показатели, мы достигли в показатели «эскапизм (уход от проблем)» — 4 человека, что составило 26 %, это означает, что студенты научились видеть и бороться со своими проблемами.

Таким образом, динамика количественных данных по методике диагностики социально — психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда в экспериментальной группе, показывает, что после прохождения психолого — педагогической коррекционной программы, студенты сформировали адекватную самооценку, научились, с понимаем, относится к окружающим, адекватно преодолевать эмоциональный дискомфорт, а так же не «убегать» от проблем, а справляться с ними.

В. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А. К. Осницкого)

В экспериментальной группе, после проведения психокоррекционной программы, были получены следующие данные (таблица 2):

Таблица 2

Сравнительные результаты по методике диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки до проведения и после проведения программы

Шкала

% до проведения программы

% после проведения программы

«физическая агрессия»

0

0

«вербальная агрессия»

4 человека 27 %

1 человек 7 %

«косвенная агрессия»

2 человека 14 %

0

«негативизм»

2 человека 14 %

1 человек 7 %

«раздражение»

3 человека 20 %

1 человека 7 %

«подозрительность»

6 человек 40 %

4 человека 27 %

«обида»

2 человека 14 %

2 человека 14 %

«чувство вины»

4 человека 27 %

2 человека 14 %

 

Из полученных данных, по методики диагностики показателей и форм агрессии, можно сделать вывод о том, что после проведения психолого — педагогической психокоррекционной программы, в экспериментальной группе значительно снизился уровень вербальной агрессии (1 человек — 7 %), это означает, что студенты научились без крика и визга доказывать что либо. Так же студенты данной группы более оптимистично смотрят на многие ситуации, происходящие с ними. Значительно снизился уровень раздражения (1 студент — 7 %), это означает, что студенты научились контролировать свои чувства и эмоции. Студенты стали более доверительно относиться к друг другу, это заметно по шкале «подозрительность» — 4 человека, что составило 27 %. Так же снизился показатель по шкале «чувство вины» — 2 человека (14 %).

И в заключении, необходимо отметить, что целенаправленная работа по оказанию психолого-педагогической помощи в профилактике дезадаптации межличностных отношений в студенческой группе дала положительный результат. Студенты группы стали более адекватно относится к своим сверстникам в группе, научились взаимодействовать друг с другом, приобрели навыки работы в группе.

 

Литература:

 

1.                  Овсяник О. А. Особенности профилактики социальной дезадаптации студентов в вузе// от теории к практики.-М.: Просвящение, 2006.-161с.

2.                  Золотовицкий Р. А. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения // Социологические исследования.-М.: Просвящение, 2002.-113с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle