Закономерности реализации человекосообразного подхода в условиях информатизации системы высшего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.09.2015

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Колоницкая, О. Л. Закономерности реализации человекосообразного подхода в условиях информатизации системы высшего профессионального образования / О. Л. Колоницкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 453-456. — URL: https://moluch.ru/archive/98/22018/ (дата обращения: 26.04.2024).

Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, человекосообразность, информационное пространство, высшее профессиональное образование, технический вуз, информатизация, программное и педагогически полезное методико-дидактическое обеспечение

 

Настоящий период в развитии высшего профессионального образования в Российской Федерации можно охарактеризовать как квинтэссенцию стремительно расширяющегося информационного пространства и развития человеческого потенциала. А также гуманизацию и гуманитаризацию образовательного пространства технических вузов. Интеллектуальный потенциал человека становится неотъемлемым фактором общественного прогресса и непосредственно влияет на становление личности специалиста. В настоящее время стратегия российского образования направлена на информатизацию образовательного пространства, а также на предоставление возможности обучаемым проявлять свой творческий потенциал; а образовательный процесс в высших учебных заведениях Российской Федерации характеризуется такими тенденциями как гуманизация, гуманитаризация и информатизация. Отметим, что на становление конкурентоспособного специалиста влияет ряд факторов. Наравне с многими другими, важным является умение специалиста владеть информацией о современных мировых технических, технологических, научных разработках и тенденциях. В связи с вышесказанным информационная компетенция является неотъемлемым условием успешной карьеры специалистов, а ее формирование в условиях гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в технических вузах  ̶ одной из приоритетных задач.

Очевидно, что известные теории в области высшего профессионального образования претерпевают многочисленные изменения. Так что же является вектором модернизации высшего образования в настоящее время? На наш взгляд, один из векторов ˗ это человекосообразность. Реформы лежат в области подготовки специалистов, настроенных на активную деятельность в современном развивающемся информационном обществе, на творчество в сфере своей специальности; на развитие и подготовку специалистов тонко чувствующих профессиональную и культурную среду, её реалии, терпимо относящихся к другим культурам, и являющихся полноценными носителями культурных традиций и ценностей своего народа.

В настоящее время, центральным звеном системы высшего профессионального образования становится личность обучаемого, его развитие, внутренний мир, общение внутри [2] информационной и образовательной сред, диалог с окружающим миром, социализация и самоактуализация.

Таким образом, необходимость инновационного развития системы высшего профессионального образования обусловлена тем, что в современном обществе назрели следующие противоречия между: объективной потребностью гуманизации системы образования и отсутствием целостной теоретической концепции высшего профессионального образования; реальной потребностью общества в духовно, творчески и информационно развитых специалистах и недостаточностью использования информационных технологий, обеспечивающих профессиональное становление личности обучаемых, а также компьютерного обеспечения образовательного процесса в вузе; ориентацией современных образовательных учреждений на формирование информационно развитой личности и отсутствием разработанной концепции её формирования с учётом использования человекосообразного подхода в рамках гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в вузах страны.

Установленные противоречия позволяют обозначить проблемное поле современной теории педагогики высшего профессионального образования: определение концептуальных и теоретико-методологических положений инновационного развития системы высшего профессионального образования на основе гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования, а также использования человекосообразного подхода в условиях информатизации образовательного пространства вузов.

Поскольку, информатизация стала одним из основных направлений в развитии высшего профессионального образования в Российской Федерации, то необходимо задуматься о человекосообразности системы высшего образования, так как внедрение дистанционного обучения делает образовательный процесс информативным, но лишенным «души». На наш взгляд, процесс познания человеком самого себя и окружающего мира за счёт развития познавательных процессов, личностных качеств и творческого потенциала обучаемого становится неполноценным.

Таким образом, в свете информатизации образовательного пространства возрастает актуальность процесса гуманизации высшего профессионального образования за счёт создания условий для подготовки специалистов как для общепрофессионального, так и для личностного развития в условиях информационного общества. Гуманизация высшего образования призвана обеспечивать развитие индивидуальности и личностных качеств, при которых человек в своей жизни и деятельности будет учитывать общественные потребности, регулировать и соотносить свои запросы с запросами общества, проявлять терпимость к другим народам и народностям [3], использовать свой творческий потенциал. Так, гуманизация высшего профессионального образования предполагает общую для всего образовательного пространства гуманитарно-ориентированную цель образования: возможность повысить культуру обучаемых [4]; возможность повысить их информационную компетентность с учетом человекосообразного подхода в условиях информатизации образовательного пространства технического вуза, а также закономерностей процесса информатизации современного общества.

В условиях развития информационного общества важен поворот высшего профессионального образования к личности обучаемого, к его индивидуальной картине мира, т. е. образование должно отвечать заказу обучаемого в первую очередь, а потом уже отвечать заказам родителей, общества и т. д. Отсюда и определение человекосообразного образования, которое представляет собой такой вид образования, основной идеей которого является постулат о скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Исходя из вышесказанного, в основе современной системы высшего образования должны лежать три основные задачи: 1) выявление потенциала обучаемого, который может быть реализован с помощью образования; 2) обеспечение реализации особенностей обучаемого с помощью образования; 3) использование педагогических технологий и инновационных методов обучения для реализации концепции человекосообразного образования [6].

Согласимся с Э. Г. Скибицким и А. Г. Шабановым в том, что целенаправленное применение средств информатизации в высшем профессиональном образовании позволяет не только по-новому взглянуть на педагогический процесс, но и дает необходимый научно-методологический аппарат для их анализа и обновления. Кроме того, информатизация высшего профессионального образования влияет не только на способы распространения знаний, но и на сами знания, а, следовательно, оказывает влияние на содержание высшего профессионального образования и управление педагогическим процессом [1].

В условиях информатизации современного общества одним из средств реализации человекосообразного подходы в рамках высшего профессионального образования является его гуманитаризация. Гуманитаризация направлена на становление личности через культуру и на осознание своей национальной идентичности. Анализ литературы показал, что гуманитаризация высшего профессионального образования является общей тенденцией в развитии мирового образования и заключается во всестороннем развитии личности будущего специалиста через преподавание гуманитарных дисциплин. В свете информатизации образовательного пространства гуманитаризация высшего образования способствует овладению гуманитарной культурой, преодолению однообразности и узости мышления, развитию творческого потенциала за счёт создания условий для свободного доступа к культурной, учебной, справочной и научной информации, а также интенсификации эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников педагогического процесса за счет целенаправленного применения средств информатизации [1] образовательного процесса.

Возникает вопрос о целесообразности применения средств информатизации в системе высшего образовании. В настоящее время это является необходимостью, которая диктуется фундаментальными изменениями в обществе. Инструментом информатизации высшего профессионального образования являются такие средства как информационные технологии, коммуникационные средства, техническое, программное и педагогически полезное методико-дидактическое обеспечение. Например, использование мультимедийных технологий, электронной почты; работа в виртуальной образовательной среде ˗ Moodle; внедрение работы с Web-сервисами, такими как Goodle Apps и система Redmine и др.; активное внедрение в образовательный процесс работы с информационными порталами факультетов и кафедр; использование возможностей различных блогов, например Твиттер (с англ. Twitter), и т. д.

На наш взгляд, веб-сервисы являются одним из эффективных ресурсов, применяемых в условиях стремительно развивающегося информационного общества, а также в условиях ограниченного времени. Благодаря веб-сервисам функции любой программы могут стать доступны через Интернет. В обучении веб-сервисы являются высокоэффективным средством, так как позволяют обучаемым обмениваться большим количеством информации в режиме он-лайн, общаться, а также получать знания специфического характера. Приведём примеры некоторых веб-сервисов: веб-сервис «Бобр Добр», позволяющий создавать и хранить закладки на интересующие темы в интернете, обмениваться полезными ссылками на видео или электронные учебники с друзьями или преподавателями, а также создавать группы на любые темы, является незаменимым помощником для обучаемых и преподавателей. Широко используются социальные сети, такие как Твиттер. Данный сервис позволяет пользователям вести собственные микро блоги, иметь доступ к микро блогам других пользователей, за счёт чего происходит обмен информацией и общение в режиме реального времени. Пользователи могут находиться на расстоянии тысяч километров, но при этом осуществлять практически мгновенный обмен сообщениями.

Технологии Web 2.0 укрепились в повседневной жизни как средства коммуникации (социальные сети: Facebook, Twitter, Вконтакте), быстрого поиска нужной информации, средства «коллективного авторства» (Wiki, блоги). А в настоящее время сетевые сообщества используются для свободного распространения учебных материалов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые можно использовать в учебных и образовательных целях в процессе информатизации образовательного пространства [2]. Так, сетевые сообщества используются в педагогической практике для развития:

1.                  Совместного мышления [5]‒ предполагается, что познавательная, творческая и учебная деятельность обучаемых и преподавателя имеет сетевой характер.

2.                  Толерантности ‒ предполагается, что необходимо воспитать человека, способного смотреть на события с различных точек зрения, понимать позицию различных участников диалога культур и т. д.

3.                  Освоения децентрализованных моделей ‒ предполагается, что совместная деятельность не требует синхронного присутствия в одном и том же месте в одно и тоже время.

4.                  Критичности мышления ‒ предполагается, что коллективная деятельность обучаемых, их готовых критиковать друг друга играют важную роль в поиске ошибок, проверке гипотез и т. д.

5.                  Междисциплинарности ‒ предполагается, что познавательная, творческая и учебная деятельность обучаемых имеет межпредметный характер.

Проблема информатизации высшего профессионального образования требует принципиально новых эффективных методов информатизации образовательного пространства вузов, например, развития системы дистанционного образования. Информатизация высшего профессионального образования приводит к изменению социальных отношений между участниками образовательного процесса, так как погружаясь все глубже в виртуальный мир, обучаемый сталкивается с необходимостью изменения стиля и образа жизни, мышления.

На наш взгляд, несмотря на информатизацию образовательного пространства, главным ресурсом остаётся преподаватель. Именно с него начинается процесс гуманизации образования в условиях информатизации образовательного пространства технических вузов.

Таким образом, необходимо сделать ряд выводов:

1.                  Современная система высшего профессионального образования должна быть человекосообразной, учитывать заказы как личности, так и общества, для того, чтобы подготовить не только конкурентоспособных специалистов, но и творческих личностей, способных к саморазвитию и самореализации в условиях современного общества.

2.                  Информатизация высшего профессионального образования необходима для подготовки специалистов к условиям новой информационной среды.

3.                  Главными направлениями формирования перспективной образовательной модели высшего профессионального образования становятся: реализация концепции гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования, а также концепция человекосообразного образования, ориентированного на новые условия стремительно развивающегося информационного общества.

 

Литература:

 

1.                  Скибицки Э. Г., Шабанов А. Г. Применение средств информатизации в системе образования [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/010305/doc/skibicky_shabanov.doc, свободный

2.                  Мещерякова В. С., Мамонтов А. Н. Структура вики–ресурса [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/270/76457.php, свободный

3.                  Корячко М. В. Проблема гуманитарных дисциплин в техническом университете [Электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа: http://mami.ru/science/autotr2009/methodical/articles/m04/m04_16.pdf, свободный

4.                  Колоницкая, О. Л. Роль гуманитарной среды в повышении качества подготовки специалиста в техническом вузе [Текст]: Автореф. дисс.... канд. пед. наук / О. Л. Колоницкая / СПбГПУ. — СПб., 2008 г. — 20 стр.

5.                  Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин — 2-е изд., испр. — М: Интуит.ру, 2007. — 64 с.

6.                  Хуторской А. В. Идеология человекосообразности в образовании и педагогике [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2010/0423–1.htm, свободный

Основные термины (генерируются автоматически): высшее профессиональное образование, образовательное пространство, высшее образование, образовательный процесс, творческий потенциал, педагогический процесс, подготовка специалистов, развитие, Российская Федерация, современное общество.


Ключевые слова

гуманизация, высшее профессиональное образование, информатизация, технический ВУЗ, гуманитаризация, информационное пространство, человекосообразность, программное и педагогически полезное методико-дидактическое обеспечение

Похожие статьи

Профессиональная подготовка педагога...

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки. Современное российское общество ориентировано на динамичное экономическое и социальное развитие.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

По сути, педагог профессионального обучения — это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и...

Современное образование и наука: основные направления...

высшее образование, наука, Болонский процесс, учебный процесс, современное образование, современное общество, образование, студент, высшее учебное заведение, Европа.

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Концепция качества образовательного процесса, являющаяся основополагающей для учебной работы Московского государственного университета культуры и искусства, позволяет учитывать требования соответствия высшего профессионального образования социальным...

Проблема качества подготовки современного специалиста

профессиональная деятельность, иностранный язык, модель подготовки, модель специалиста, будущий специалист, высшая школа, высшее профессиональное образование, образовательный процесс...

Современные качества нового специалиста в обществе...

Кроме социальной необходимости устойчивое развитие российского образования обусловлено явными общекультурными тенденциями, процессами глобализации. Неизбежность вхождения российского образования в мировое образовательное пространство также...

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

образовательный процесс, инновация, инновационная деятельность, изменение, создание, педагогическая деятельность, образовательная деятельность, интенсивное развитие, дошкольное образование...

Основные проблемы формирования профессиональной...

профессиональная компетентность, высшее образование, образовательный процесс, общее образование, формирование, система образования, Россия, современный специалист, дисциплинарный подход, изменение.

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы...

высшая школа, образование, профессиональная подготовка, профессиональное образование, будущий специалист, высшее профессиональное образование, образовательная политика, общая педагогика...

Похожие статьи

Профессиональная подготовка педагога...

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки. Современное российское общество ориентировано на динамичное экономическое и социальное развитие.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

По сути, педагог профессионального обучения — это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и...

Современное образование и наука: основные направления...

высшее образование, наука, Болонский процесс, учебный процесс, современное образование, современное общество, образование, студент, высшее учебное заведение, Европа.

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Концепция качества образовательного процесса, являющаяся основополагающей для учебной работы Московского государственного университета культуры и искусства, позволяет учитывать требования соответствия высшего профессионального образования социальным...

Проблема качества подготовки современного специалиста

профессиональная деятельность, иностранный язык, модель подготовки, модель специалиста, будущий специалист, высшая школа, высшее профессиональное образование, образовательный процесс...

Современные качества нового специалиста в обществе...

Кроме социальной необходимости устойчивое развитие российского образования обусловлено явными общекультурными тенденциями, процессами глобализации. Неизбежность вхождения российского образования в мировое образовательное пространство также...

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

образовательный процесс, инновация, инновационная деятельность, изменение, создание, педагогическая деятельность, образовательная деятельность, интенсивное развитие, дошкольное образование...

Основные проблемы формирования профессиональной...

профессиональная компетентность, высшее образование, образовательный процесс, общее образование, формирование, система образования, Россия, современный специалист, дисциплинарный подход, изменение.

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы...

высшая школа, образование, профессиональная подготовка, профессиональное образование, будущий специалист, высшее профессиональное образование, образовательная политика, общая педагогика...

Задать вопрос