Библиографическое описание:

Гойипназаров Б. К., Маткаримова И. А. Основные изменения в системе национальных счетов 2008 года и их влияние на макроэкономические показатели // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 441-444.

Система национальных счетов (СНС) — это система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов. Применяется в большинстве стран мира с рыночной экономикой. СНС возникла в наиболее развитых странах в связи с потребностью в информации, необходимой для принятия решений по регулированию рыночной экономики, формированию экономической политики.

Необходимость в системе макроэкономических показателей была осознана еще английским экономистом Уильямом Петти, который впервые в мире осуществил оценку национального дохода своей страны. Первую макроэкономическую модель национальной экономики создал француз Франсуа Кэне (2), глава школы физиократов. В настоящее время переход на СНС объективно необходим для анализа макроэкономических показателей и для обеспечения сопоставимости в межстрановых исследованиях.

Первым признанным на международном уровне стандартом была СНС 1953 года. Впоследствии она была обновлена в 1968, 1993 и 2008 годах.

Актуальность. Изменения, произошедшие в связи с глобализацией мировой экономики, экологических процессов, социальных условий в мире обусловили необходимость проведения совершенствования системы национальных счетов, для более полного статистического наблюдения тех сложных процессов которые происходят в экономиках стран мирового сообщества.

Обновление СНС является трудоемким процессом, в который были вовлечены профессиональные статистики и ученые со всего мира. Изменения, внесенные в СНС 2008 основаны на тщательном изучении тех процессов которые происходят в процессе развития экономик стран мирового сообщества. Это такие процессы как глобализация экономики, экологические и социальные проблемы. В целях сохранения международной сопоставимости необходимо принимать во внимание возможность их внедрения во всех странах не зависимо от уровня развития и географического положения.

Задачи исследования. Описать основные изменения в системе национальных счетов и их влияние на формирование макропоказателей.

СНС 2008 года в первую очередь направлены на повышение полноты охвата и улучшение качества расчетов ВВП и темпов его роста.

Наиболее существенными являются затраты на научно-исследовательские работы и на вооружения. Так как в связи с этими изменениями существенно изменяются расчеты объема и структуры ВВП.

Выпуск научно-исследовательской деятельности включает исследования и разработки, производимые по заказам со стороны и собственными силами, как рыночными, так и нерыночными производителями.

По принципам СНС 1993 года научные исследования и разработки предпринимаются с целью повышения эффективности или производительности, либо для получения другой выгоды в будущем и научные исследования и разработки рассматривались как часть промежуточного потребления. В то же время рекомендовалось не рассматривать их как вспомогательную деятельность, а по возможности выделять в отдельное заведение как вторичную деятельность

Поскольку в СНС 1993 года использование выпуска научно-исследовательской деятельности отражается как промежуточное потребление, имело место недооценка ВВП. Соответственно, несмотря на то, что результаты научно-исследовательской деятельности (запасы знаний) являются основной предпосылкой будущего экономического роста, они не учитывались как валовое накопление основного капитала и как активы в балансе активов и пассивов, и, следовательно, чистая стоимость капитала страны также в результате недооценивалась.

В СНС 2008 под научными исследованиями и разработками понимаются расходы на творческую работу, осуществляемую на систематической основе с целью увеличения запаса знаний, включая знания о человеке, культуре и обществе, и использования этого запаса знаний для разработки новых возможностей его применения. Это не предполагает включение человеческого капитала в состав активов в СНС. Стоимость научных исследований и разработок (НИР) должна быть определена с точки зрения экономических выгод, получение которых можно ожидать в будущем. Это включает предоставление государственных услуг в случае НИР, приобретенных органом государственного управления. В принципе, НИР, которые не обеспечивают экономическую выгоду их собственнику, не являются объектом основных фондов в СНС 2008г. и должны рассматриваться как промежуточное потребление. Если рыночная стоимость НИР прямо не наблюдается, то она в соответствии с принятой договоренностью может быть оценена по сумме понесенных затрат, включая затраты на безрезультатные НИР (1).

В то же время в СНС 2008 поясняется, что научно-исследовательская деятельность, которая не приносит экономической выгоды своему владельцу, должна рассматриваться как промежуточное потребление (1).

В СНС 2008 года меняется подход к отражению использования результатов научно-исследовательской деятельности. Затраты на них отражаются как валовое накопление основного капитала, поскольку результаты научных изысканий могут использоваться многократно. В балансе активов и пассивов для них выделена отдельная позиция («исследования и разработки») в составе основных фондов. В результате это приведет к увеличению абсолютной величины ВВП, а также темпов его роста при условии опережающего роста расходов на научно-исследовательскую деятельность.

С включением расходов на НИР в валовое накопление патенты больше не рассматриваются в качестве активов в СНС 2008г.. Вместо этого соглашение о патенте должно рассматриваться как юридическое соглашение относительно условий, на которых предоставляется доступ к НИР. Патентное соглашение представляет собой разновидность лицензии на использование, которая отражается как основание для платежей за услуги или за приобретение актива (1).

Основной проблемой, как и во многих странах мира, так и у нас в республике, является соотнесение объемов выполняемых работ по научным исследованиям к валовому накоплению основного капитала или к промежуточному потреблению. Все сводится к тому что в настоящее время сложно определить можно ли получить экономический эффект от научных разработок в будущем.

По поводу военных расходов в СНС 1993 года наступательные вооружения и средства их доставки не включаются в накопление капитала независимо от срока их службы, а расходы на них отражаются как промежуточное потребление в счетах сектора государственного управления.

Системы вооружения включают транспортные средства и другие виды оборудования, такие как, военные самолеты, танки, артилеррия, радары и системы запуска и т. д. Большинство оружия одноразового использования, такого как боеприпасы, снаряды, ракеты, бомбы и т. д., отражается в счетах как материальные оборотные средства военного назначения. Однако некоторые объекты одноразового использования, с высокой разрушительной способностью, могут использоваться для сдерживания агрессоров в течение длительного периода времени и поэтому соответствуют общим критериям классификации в качестве основных фондов (1).

К валовому накоплению основного капитала относится также строительство военных аэропортов, взлетно-посадочных полос, фортификационных сооружений, военных портов и баз. Возведение этих объектов осуществляется на контрактной основе нефинансовыми корпорациями, но после выплаты контрактных сумм, они должны быть отнесены к валовому накоплению основного капитала сектора государственного управления.

Запасы материальных оборотных средства военного назначения состоят из объектов одноразового использования, таких как боеприпасы, снаряды, ракеты, бомбы и т. д., доставляемые оружием или системами вооружения, (1).

Необходимо отделять расходы на вооружения, которые с точки зрения СНС 2008, носят капитальный характер, от расходов, которые не относятся к основным фондам и должны быть учтены в СНС как текущие расходы.

В СНС 2008 введены изменения по определению затрат по передаче прав собственности. Все издержки, связанные с приобретением и выбытием активов, называются издержками, связанными с передачей прав собственности. Издержки, связанные с передачей прав собственности, состоят из следующих статей:

a. вся оплата профессиональных услуг или комиссионные, расходы по которым несут как единицы, приобретающие активы, так и единицы, реализующие активы; к ним относятся гонорары юристам, архитекторам, землемерам, инженерам и оценщикам, а также комиссионные вознаграждения агентам по недвижимости и аукционистам;

b. любые торговые и транспортные расходы, отдельно указанные в счете-фактуре, представленном покупателю;

c. все налоги, подлежащие выплате единицей, приобретающей актив, в связи с передачей права собственности на актив;

d. любой налог, подлежащий выплате в связи с выбытием актива;

e. любые издержки, связанные с доставкой, установкой или демонтажом, не включенные в цену приобретаемого или выбывающего актива; и

f. любые заключительные расходы, понесенные в конце срока существования актива, например, требующиеся для обеспечения безопасности сооружения или для восстановления окружающей среды, где был расположен актив, (1).

Все эти издержки, связанные с передачей прав собственности, в СНС 2008 отражаются в счетах как валовое накопление основного капитала. Они относятся к покупателю или продавцу актива в зависимости от того, какая единица несет издержки. Издержки списываются на потребление основного капитала в течение периода, на протяжении которого новый собственник предполагает быть держателем актива, за исключением заключительных расходов, которые должны быть списаны в течение всего срока службы актива.

В СНС 2008 г. выделены три широкие группы услуг, предоставляемых центральным банком. Это услуги, связанные с осуществлением денежной политики, услуги финансового посредничества и другие «пограничные» услуги, которые могут быть отнесены к той или другой группе, упомянутой выше. Услуги, связанные с осуществлением денежной политики, по своему характеру являются коллективными услугами, предоставляемыми обществу в целом, и таким образом, представляют собой нерыночный выпуск. Услуги финансового посредничества являются по своему характеру индивидуальными услугами и в основном должны рассматриваться как рыночные. Пограничные случаи, такие как услуги по осуществлению надзора и контроля, могут рассматриваться как рыночные или нерыночные в зависимости от того, достаточна ли плата за услуги для возмещения затрат на производство услуг (1).

В СНС 2008 года предпринята попытка уточнить влияние различных функций центральных банков на содержание, оценку и использование их выпуска. Для этого в центральных банках должны быть выделены заведения, производящие рыночные и нерыночные услуги, если это различие является значительным для счетов в целом. Оценка по текущим затратам применяется в отношении нерыночных услуг. Их использование отражается как приобретение коллективных услуг сектором государственного управления, то есть в промежуточном потреблении, выпуске и расходах на конечное потребление сектора государственного управления, что приведет к увеличению ВВП. Для финансирования этого приобретения в счетах вторичного распределения доходов должен быть показан условный трансферт от банка (сектора финансовых корпораций) сектору государственного управления. Рыночные услуги оцениваются по рыночным ценам и могут предоставляться всем секторам экономики, однако в основном их потребителями являются коммерческие банки.

В тех случаях, когда невозможно отделить рыночный выпуск от нерыночного, весь выпуск центрального банка должен рассматриваться как нерыночный и оцениваться по сумме затрат на производство (1).

Деятельность финансовых корпораций во всем мире за последние двадцать лет претерпела значительные структурные изменения: значение обычного финансового посредничества уменьшилось, и возросла роль управления портфелем финансовых активов с целью получения холдинговой прибыли. Для лучшего отражения увеличения значимости этих услуг в СНС 2008 года большое внимание уделено определению финансовых корпораций; в оплату финансовых услуг в явной форме включена маржа по сделкам с иностранной валютой и ценными бумагами.

Если нефинансовые корпорации предоставляют финансовые услуги за плату, это не рассматривается как УФПИК. Однако, единицы, одалживающие свои средства, будут считаться финансовыми корпорациями, предоставляющими финансовые услуги за плату, если они предоставляют ссуды ряду клиентов и принимают финансовый риск в случае банкротства должника.

СНС 2008 года вводит несколько более детальную классификацию сектора финансовых корпораций, чтобы обеспечить большую гибкость и лучшую согласованность с другими системами денежной и финансовой статистики, такими как системы Международного валютного фонда и Европейского центрального банка. Сектор финансовых корпораций разделяется на 9 подсекторов (в СНС 1993 года их было пять) в соответствии с деятельностью единиц на рынке и ликвидности их обязательств.

Эти подсекторы следующие:

1)        центральный банк;

2)        корпорации, принимающие депозиты, кроме центрального банка;

3)        фонды денежного рынка (ФДР);

4)        инвестиционные фонды не денежного рынка;

5)        другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов;

6)        вспомогательные финансовые корпорации;

7)        кэптивные финансовые учреждения и ростовщики;

8)        страховые корпорации (СК);

9)        пенсионные фонды (ПФ).

Выпуск услуг страхования в СНС 1993 года исчисляется как разница между страховыми премиями и выплатами (на основе начислений). Поэтому выпуск может сильно колебаться и быть даже отрицательным в результате крупных катастроф, и эти колебания сказываются на ВВП и платежном балансе (в части перестрахования).

Неформальный сектор обеспечивает значительную часть производства во многих странах мира, в том числе в странах СНГ. В СНС — 2008 появились новые статистические разработки и источники, позволяющие применить более конкретные подходы к определению объема неформального сектора. Это, в частности, материалы Делийской группы по статистике неформального сектора и Руководства по измерению ненаблюдаемой экономики, подготовленного ОЭСР, МОТ, ЕЭК ООН, МВФ, Статкомитетом СНГ.

Основные нововведения СНС 2008 позволят повысить аналитическую ценность ряда важных показателей СНС. Однако на практике это потребует решения ряда задач, связанных с получением исходной информации и отсутствием методологических инструментов.

Одной из актуальных методологических и информационных проблем в деятельности статистиков многих странах мира, является проблема охвата всех видов экономической деятельности в пределах границы производства СНС, которая тесно связана с оценкой «ненаблюдаемой экономики», включающей:

-        незаконную деятельность;

-        теневую (подпольную, черную, теневую) деятельность предприятий;

-        неформальную деятельность домашних хозяйств.

В заключении, можно сказать, что СНС выполняет важнейшую функцию обеспечивающую информационную основу для принятия решений при выработке макроэкономической политики как в отдельной стране, так и в целом в мировом сообществе.

 

Литература:

 

1.         Система национальных счетов, 2008г., Европейская комиссия, ООН, МВФ, ОЭСР, ВБ, Нью Йорк, 2012.

2.         Ю. Н. Иванов и др. Система национальных счетов — инструмент макроэкономического анализа. Учебное пособие. Под редакцией Ю. Н. Иванова.- М: Финстатинформ, 1996.

3.         Б. Т. Рябушкин. Национальные счета и экономические балансы.- М: ФиС, 2002.

4.         Салин В. Н., Кудряшова С. И. Система национальных счетов. — М.: ФиС, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle