Библиографическое описание:

Солиев И. И., Сирожиддинов К. И. Благоприятный инвестиционный климат — важный фактор макроэкономического развития // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 461-463.

Известно, что на макроуровне благоприятный инвестиционный климат формируется в результате развития политической, экономической и социальной сферы в таких направлениях, которые, во-первых, максимально гарантируют сохранность вкладываемого капитала, во-вторых, не препятствуют экономически выгодному применению, в-третьих, в морально духовном плане общественность положительно воспринимает успехи бизнеса и конкретного бизнесмена. Конечно, природно-материальной основой бизнеса является природно-климатические условия и наличие минеральных ресурсов. Однако, управление ими или их изменение достаточно сложно. Потому на улучшение инвестиционного климата они практически не оказывают влияние. Инвестиционный климат формируется под влияниями демографических факторов. Но и их приходиться воспринимать в таком состоянии, в каком она находиться. Следует отметить, в Узбекистане природно-климатические и демографические условия с точки зрения достижения эффективности бизнеса являются достаточно благоприятными.

Совершенствования инвестиционного климата является непрерывным и постоянным процессом, ибо содержания и направления инвестиционных процессов не могут долго оставаться неизменными. На уровне конкретных инвестиционных проектов на привлечение средств и выбор объектов инвестирования, объемы инвестируемых средств и активность инвесторов оказывают влияние различные факторы, которые формируются непосредственно государством или под его активным воздействием. Иначе говоря, есть группа условия привлекательности инвестирования подвержены управлению государством нормативно-правовые акты(качество и стабильность законодательной базы, защита прав собственности, защита интересов инвесторов, уровень монополизации в экономике, уровень соблюдения законности и правопорядка, административные барьеры входа на инвестиционный рынок, уровень корпоративного управления) деловые налогообложения(качество налоговой системы и уровень налогового бремени), условия информационного обеспечения(развитость системы информационного обеспечения, полнота и доступность информации об инвестиционных возможностях в стран и в регионах, актуальность сведений, доверие к источнику информации, возможности проведения рекламно-информационных компаний в СМИ, организации инвестиционных выставок, семинаров, инвестиционных миссий), прозрачность страны для отечественных и иностранных инвесторов(наличие чётких, выраженных в формальных процедурах общепринятых правил ведения деятельности на мировых рынках и отечественных рынках капитала), выполнение обязательств перед международными, экономическими и финансовыми организациями(уровень за должности по внешним обязательствам международным экономическим и финансовым организациям). Другая группа условий инвестирования складываются под воздействием общей макроэкономической ситуации в стране. Однако, они также подвержены, если не прямому воздействию государств, то во многом являются результатом макроэкономической политики государства: динамика ВВП, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП.

В последние годы в Узбекистане были приняты кардинальные меры по улучшению деловой среды и условий для инвестирования. Реализованы конкретные меры по улучшению делового климата в стране и созданию ещё более благоприятных условий для ускоренного развития предпринимательской деятельности, повышение доли частной собственности в развитии экономики. В результате совершенствования, направленного на усиление защиты прав предпринимателей, осуществляется ликвидация бюрократических барьеров, сокращаются и упрощаются регистрирующие и разрешительные процедуры, совершенствуется налоговое и таможенное администрирование, система учёта и отчётности.

Сегодня надёжное макроэкономическое развитие обеспечивается реализацией многих программ экономической и социальной направленности, которые способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата в стране. Так меры по стимулированию развития малого бизнеса привели к дальнейшему углублению конкуренции на внутреннем рынке, созданию для всех субъектов предпринимательства, независимо от форм собственности и организации их деятельности, равных условий ведения бизнеса, широкого доступа на рыночных принципах к материально-сырьевым и кредитным ресурсам, к участию в государственных закупках, тендерных торгах и реализацию продукции и осуществление подрядных работ.

Государством существенно изменен порядок предоставления статистической, финансовой и налоговой отчетности, уплаты налогов и обязательных платежей. Теперь они осуществляются с использованием электронной системы, включая Интернет. В результате широкого внедрения современных технологий регистрационные и разрешительные процедуры, выделение земельных участков и подключение к инженерно-коммуникационным сетям, а также кредитование субъектов предпринимательства могут осуществляться без прямые контактов между государственными, контролирующими органами и субъектами предпринимательства, что значительно устраняет бюрократические барьеры.

Произошло расширение возможностей информационного обеспечения субъектов бизнеса. Государственными структурами, общественными организациями созданы и регулярно обновляются и расширяются Интернет-ресурсы по направлениям, возможностям, порядку осуществления инвестиционной деятельности в республике. Регулярное проведение тематических ярмарок, симпозиумов и конференций также способствует инвестиционной привлекательности страны. На сайте Министерства внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли размещена информация о приятных законодательных и нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы инвестиционной деятельности, внешней торговли, предоставления льгот и преференций. Здесь представлена информация об отраслях экономики Узбекистана, об условиях деятельности в свободных экономических зонах, дается перечень перспективных инвестиционных проектов, раскрываются и многие другие вопросы. Это, в свою очередь, дает возможность потенциальному инвестору сделать выгодный выбор и осуществить инвестиции.

Как известно наша страна в международных экономических отношениях проявляет себя в качестве надежного партнера, строящего взаимоотношения на основе открытости и либерализма, своевременного и полного выполнения взятых на себя обязательств. Широкая информация об этом и других различных сторонах инвестиционной и общеэкономической деятельности способствует созданию соответствующего международного имиджа. Кроме того, макроэкономическая стабильность, последовательность выбранного пути развития являются важнейшими условиями привлекательности страны для инвестора, особенно в настоящее время на фоне кризисного мирового экономического и инвестиционного развития. Экономика Узбекистана показала свою устойчивость особенно в период мирового финансово-экономического кризиса, когда она достигла высоких темпов роста, несмотря на общемировой спад. Предпосылкой этого стали такие механизмы государственной политики, как принятые в докризисные годы программы по модернизации, техническому и технологическому перевооружению производств, Антикризисная программа по нивелированию негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса. И в последующем надежное макроэкономическое развитие обеспечивается реализацией многих программ экономической и социальной направленности, а также дополнительными мерами, принятыми с целю создания благоприятного инвестиционного климата. В их числе — дальнейшее совершенствование налогообложения, отразившееся во внесении изменений в «Положение о порядке применения налоговых льгот для предприятий, привлекающих прямые частные иностранные инвестиции». В нем существенно расширен перечень отраслей экономики (20 вместо 8), на которые распространяются льготы. В частности, в него включены такие отрасли, как производство упаковочных материалов, строительство электростанций на базе альтернативных источников энергии, нефтехимическая промышленность и другие. В положении изменены условия, при которых применяются налоговые льготы. Если прежде предприятия могли получит право на льготы, находясь только в труд избыточных регионах конкретно указанных областей, теперь льготы распространены на предприятия, расположенные во всех городах и сельских населенных пунктах республики, кроме Ташкента и Ташкентской области. Для применения льгот теперь достаточно 33 % иностранного участия в уставном капитале предприятий, а не 50 %, как требовалось прежде. Исключено условие о внесении прямых частных иностранных инвестиций после государственной регистрации предприятий.

Созданы новые финансовые стимулы для инвесторов. Если раньше весь полученный в результате предоставления льгот по налогам и обязательным отчислениям в Республиканский дорожный фонд в течение срока их применения доход направлялся полностью на реинвестирование для дальнейшего развития предприятия, т. е. его нельзя было распределить между учредителями. Теперь реинвестиции подлежит лишь часть — не менее 50 % прибыли, полученной за счет освобождения от налогообложения.

 

Литература:

 

1.         Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача. Доклад на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. — Народное слово, 17 января 2015 года.

2.         Программа действий Кабинета Министров Республики Узбекистан на ближайшую и долгосрочную перспективу. — Народное слово, 27 января 2015 года.

3.         Касымов Г. М., Махмудов Б. Д. Основы национальной экономики. Учебник. –ТТ.: Мехнат, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle