Библиографическое описание:

Якуб И. Ю., Старикова А. А. Аэробика как средство физической культуры // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 442-446.

Одной из основных целей государства является привлечение молодежи к занятиям физической культурой и формирование у них желания вести здоровый образ жизни. Ведь здоровая молодежь — это основа нашего общества и государства. И важно, чтобы молодежь была работоспособной. А эту работоспособность определяют физиологические, физические и психологические особенности, поэтому значение физической подготовки студентов очень важна, и она повышается с каждым годом [5].

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура является обязательной дисциплиной образовательного процесса. Она содержит теоретический, практический и контрольный учебный материал, который рекомендуется государственной учебной программой для вузов [5].

Физическая культура и спорт должны быть привлекательными для студентов, а какими методами и средствами вуз добьется этого, он уже выбирает самостоятельно. Главное, чтобы молодое поколение понимало, что это им необходимо. С помощью занятий обеспечивается гармоничное развитие физического состояния организма [4].

В физкультурном воспитании и образовании молодого поколения формированию и закреплению в сознании потребности и мотивации к постоянной заботе о своем здоровье уделяется огромное внимание [3]. Эта потребность должна быть основной для студентов. Наше общество заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение было физически развитым, здоровым и жизнерадостным. Здоровье — это основной фундамент каждой личности, а здоровая молодежь — фундамент нашего общества, нашего государства [4].

Проблема организации и совершенствования форм и методов воспитания на современном этапе не может быть решена вне рассмотрения проблемы гармоничного развития студенческой молодежи. Обязательным условием является развитие физического совершенствования человека.

В последние годы появляются различные работы, авторы которых рассматривают влияние физической культуры на духовный, нравственный уровень личности. Предпочтение отдается оздоровлению человека. Здоровый человек — лучший будущий специалист. Не зря есть поговорка «в здоровом теле — здоровый дух».

Общенациональная концепция подготовки физически здоровых и высокодуховных специалистов ставит перед кафедрами физического воспитания и спорта каждого вуза задачу воспитать духовно-нравственного, физически здорового, высокоинтеллектуального, волевого человека с крепким здоровьем [5]. Обновление физического воспитания немыслимо без новых форм воспитания. Аэробика представляет широкую возможность более разнообразно использовать средства и методы комплексного воздействия на организм занимающегося.

Внедрение аэробики в учебный процесс по физической культуре позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке студентов по сравнению с общепринятыми средствами при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными [1].

Оздоровительная аэробика — одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Над разработкой различных программ, синтезирующих элементы физических упражнений, трудится большое количество специалистов.

Характерной чертой оздоровительной аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

Аэробика, как дисциплина решает комплекс задач [1]:

1.                  Оздоровительные:

-          повышение функциональных возможностей организма;

-          формирование осанки и совершенствование телосложения.

2.      Образовательные:

-          обучение выполнению упражнений и различных комплексов упражнений;

-          получение знаний самоконтроля и регулирования физической нагрузки;

-          обучение правилам безопасности;

-          развитие силы, выносливости и координационных способностей, гибкости.

3.      Воспитательные:

-          выработка чувства коллективизма;

-          преодоление трудностей;

-          воспитание эстетики движений и «красоты тела».

Аэробика на занятиях по физической культуре в вузе имеет ряд преимуществ. Так, например, аэробика популярна среди девушек, она им нравится, они понимают, что это приносит пользу их организму и фигуре. К тому же занятия чаще всего проходят под музыку, что очень важно для эмоционального фона. Заряд энергии, хорошее настроение, подтянутое тело, вот что ощущают студентки после занятий. Также аэробика оказывает полезное влияние на сердечную систему, укрепляет кровеносные сосуды, мышцы тела и центральную нервную систему.

Занятие аэробикой имеет следующую структуру:

-          вводная часть или разминка;

-          основная часть;

-          силовая часть;

-          заключительная часть или заминка.

Комплекс упражнений по аэробике.

Упражнение 1. Вращение головой.

Встаньте прямо, поставьте ноги на ширину плеч, руки положите на пояс. Выполните вращательные движения головой, наклоны вперед-назад и влево-вправо (к плечам) в течение 1 минуты. Дыхание произвольное.

Упражнение 2. Вращение руками.

Встаньте прямо, поставьте ноги на ширину плеч, руки опустите вдоль туловища. Вращайте прямыми руками сначала вперед, а затем назад по 10–12 раз. Во время выполнения упражнения спину держите прямо, смотрите перед собой. Дыхание произвольное.

Упражнение 3. Повороты туловища.

Встаньте прямо, поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтевых суставах и поднимите на уровне груди так, чтобы они были параллельны полу. Выполняйте повороты влево и вправо (по 10 раз в каждую сторону), стараясь как можно больше повернуться назад. При повороте в сторону делайте выдох, при возвращении в исходное положение — вдох.

Упражнение 4. Наклоны туловища в стороны.

Встаньте прямо, поставьте ноги на ширину плеч, поднимите руки над головой. Нагибайтесь вправо-влево (по 10–12 раз в каждую сторону). При наклоне в сторону делайте выдох, при возвращении в исходное положение — вдох.

Упражнение 5. Наклоны туловища вперед-назад.

Встаньте прямо, поставьте ноги на ширину плеч, руки положите на пояс. Выполните наклоны вперед-назад (по 10–12 раз в каждую сторону). При наклоне вперед руками касайтесь пола, при наклоне назад старайтесь прогнуться как можно сильнее. При наклонах делайте выдох, при возвращении в исходное положение — вдох.

Упражнение 6. Наклоны.

Поставьте ноги вместе, встаньте на носки, руки положите на пояс. Присядьте, затем поднимитесь, сначала упираясь руками в пол, а затем подняв их над головой. Потянитесь вверх как можно сильнее. Дыхание произвольное. Повторите упражнение 10–12 раз.

Упражнение 7. Махи ногами.

Встаньте прямо, возьмитесь одной рукой за опору, другую положите на пояс. Выполняйте махи ногой с согнутым коленом вперед-назад и в сторону (по 10–12 раз в каждую сторону). При махе ногой делайте выдох, возвращаясь в исходное положение — вдох. Закончив упражнение, повторите махи другой ногой.

Упражнение 8. Приседания.

Встаньте прямо, ноги вместе, руки положите на пояс. Выполните 10–12 приседаний. При этом спина должна оставаться прямой. При приседании делайте выдох, при возвращении в исходное положение — вдох.

Упражнение 9. Выпрямление ног.

Сядьте на край стула, подтяните ноги к животу, руки подложите под ягодицы. Выпрямляйте поочередно то одну, то другую ногу, держа спину прямо. Выполните 10–12 махов каждой ногой. При выпрямлении ноги делайте выдох, при возвращении в исходное положение — вдох.

Упражнение 10. Тренировка брюшного пресса.

Лягте на спину на жесткую ровную поверхность (пол), пятки вместе, руки свободно положите вдоль туловища. Одновременно отрывайте плечи и ноги от пола, спина при этом должна оставаться прямой. В начале тренировки можно помогать себе руками, уперев их в пол. При отрыве плеч и ног от пола делайте вдох, при возвращении в исходное положение — выдох. Повторите упражнение 6–8 раз.

Упражнение 11. Ножницы.

Лягте на спину на жесткую ровную поверхность (пол), руки свободно положите вдоль туловища. Приподнимите ноги на 10–15 см от пола, выполняйте махи ногами, сводя их и разводя в стороны (правую ногу — вправо, левую ногу — влево). Дыхание произвольное. Повторите упражнение 10–12 раз.

Упражнение 12. Велосипед.

Лягте на спину на жесткую ровную поверхность (пол), руки свободно положите вдоль туловища. Поднимите ноги на 30–40 см от пола, согните их в коленях и выполняйте ногами движения, напоминающие кручение педалей на велосипеде. Дыхание произвольное. Выполняйте упражнение в течение 2–3 минут, постепенно убыстряя темп. Упражнение «Велосипед» улучшает работу легких, печени, селезенки, желудка, поджелудочной железы и кишечника, повышает иммунитет, стабилизирует артериальное кровообращение.

Упражнение 13. Уголок.

Лягте на бок, одну руку положите под голову, другую — на бедро или, согнув локоть, на пол. Согните колени под углом 45° и поднимайте их на 10–15 см над полом. Дыхание произвольное. Повторите упражнение 10–12 раз на каждом боку.

Упражнение 14. Потягивание.

Встаньте на четвереньки, обопритесь на колени и вытянутые руки. Вытяните вперед правую руку и поднимите выпрямленную левую ногу. Держите левую ногу и правую руку на одном уровне. Тяните выпрямленную руку вперед, а поднятую ногу назад, растягивая позвоночник. Дыхание произвольное. Повторите упражнение, поменяв руку и ногу.

Упражнение 15. Приседания в стороны.

Встаньте на колени, руки положите на пояс, спину выпрямите, смотрите прямо перед собой. Садитесь то вправо, то влево. При смене сидячего положения на исходное (стоя на коленях) не помогайте себе руками, поднимайтесь, напрягая мышцы ног. Дыхание произвольное. Повторите упражнение 10–12 раз в каждую сторону.

Упражнение 16. Кузнечик.

Сядьте на пол, ноги согните, ступни соедините подошва к подошве. Притяните ступни к паху и удерживайте ноги в данном положении за голени, сохраняя спину прямой. Наклонитесь вперед, расслабьте ноги и начните движения коленями вверх-вниз. Посидите в таком положении 2–3 минуты. Дыхание произвольное.

Упражнение 17. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.

Встаньте прямо, согните руки в локтевых суставах, правую руку положите на левое плечо, левую руку — на правое плечо. Выполните ходьбу на месте, старайтесь поднимать бедра как можно выше. На каждое поднятие бедра делайте вдох, на опускание — выдох. Постепенно увеличивайте темп ходьбы. Выполняйте упражнение в течение 2–3 минут.

Упражнение 18. Разведение рук в стороны.

Лягте на спину, пятки соедините, руки положите на затылок. Во время вдоха разведите руки в стороны, во время выдоха сведите обратно. Выполните упражнение 10 раз.

Упражнение 19. Сгибание коленных суставов.

Лягте на спину, руки положите вдоль туловища. Попеременно сгибайте ноги в коленных суставах и подводите их к животу на выдох. На вдох отводите и выпрямляйте. Повторите упражнение 10 раз.

Упражнение 20. Качели.

Лягте на спину, руки опустите вдоль туловища. Приподнимайте туловище, прогибая грудной отдел позвоночника во время вдоха и опуская во время выдоха. Повторите упражнение 10 раз.

Упражнение 21. Подъем корпуса.

Лягте на живот, одну руку положите на затылок, другую — на грудь. Поднимите верхнюю часть корпуса руками, делая вдох, опустите, делая выдох. Повторите упражнение 10 раз.

Упражнение 22. Тренировка спины.

Лягте на живот, руки опустите вдоль туловища ладонями вниз. Поднимайте ноги попеременно, одновременно поднимая туловище, опираясь на руки и делая вдох. При возвращении в исходное положение делайте выдох. Повторите упражнение 8 раз.

Упражнение 23. Тренировка косых мышц спины.

Лягте на бок на валик. Закиньте руки за голову, делая вдох, опустите, делая выдох. Закончите выполнение комплекса упражнений контрастным душем. Выполните упражнение в медленном темпе 4 раза.

Занятия бывают разные: с использованием оборудования (мячи, гантели, амортизаторы, степы, платформы) для увеличения нагрузки на мышцы и без оборудования.

Кроме индивидуальных тренировок, существуют еще и групповые. Работа в группах отличный вариант для любящих общение людей, которые лучше себя чувствуют в коллективе. Основные виды групповых занятий по аэробике представлены ниже.

Роулинг — тренировка на гребных тренажерах. Этот вариант идеально подойдет тем, кто желает развить мускулатуру и повысить уровень выносливости организма. Также гребной тренажер способствует укреплению сердечно-сосудистой системы.

Трекинг — тренировка на беговой дорожке. Занятия проходят в группах. Работа на тренажере повышает выносливость и способствует сжиганию лишних калорий. Эффект достигается изменением нагрузки путем повышения угла наклона и, конечно же, скорости.

Слайд — это очень специфичный и интересный тренажер. Выглядит он как гладкая дорожка, длиной около 180 см и шириной 60 см. Тренирующийся человек надевает на ноги специальную обувь со скользящей поверхностью, встает на дорожку и начинает имитировать движения конькобежца.

Спиннинг — еще один интересный вариант занятия. Оно осуществляется на велотренажере, но «изюминка» в том, что тренирующийся параллельно смотрит видеофильм. Таким образом, за 45 минут человек под ритмичную музыку «проезжает» по различным горным тропам, лесам, степям и даже странам. Это и весело, и не однообразно. Не тренировка — а сплошное удовольствие.

Фитбол — это вид аэробики на мяче. Он безопасный и весьма эффективный. Суть его заключается в том, что человек, лежа или сидя на специальном мяче, выполняет определенные упражнения. Таким образом, исправляется осанка, корректируется фигура, улучшается координация движения, повышается гибкость. Фитбол особенно полезен при таких заболеваниях как варикозное расширение вен, артрит и остеохондроз.

Занятия аэробикой носят эстетический характер. Эстетическое воспитание — это организованный, целенаправленный и контролируемый педагогический процесс. Человек, умеющий выполнять красиво и плавно движения, развивает свои способности [2].

Благодаря музыке, аэробика является эффективным средство эстетического воспитания. Музыка имеет важное значение при обучении движениям, особенно при развитии выразительности и артистичности.

Таким образом, аэробика, обладая особой выразительностью и эмоциональностью, оказывает воздействие на организм и личность занимающегося.

Аэробику можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания студентов. С ее помощью преподавателями вузов достигается важная цель — формирование всесторонне-развитой личности (формирование физической и духовной культуры). В занятиях аэробикой формируются и совершенствуются основные физические качества: быстрота, выносливость, сила, гибкость и координация. Комплексное воздействие на организм занимающихся аэробикой проявляется в повышении запасов энергии и жизненных сил, повышении самооценки, улучшении пищеварения и сна, снижении нервозности, активном усвоении предметных программ обучения в вузе, и конечно же укреплении здоровья студентов.

Простота и доступность, исключение длительных и монотонных упражнений позволяет студентам с интересом и желанием заниматься. Упражнения должны охватывать все группы мышц. Чтобы студенты выполняли правильно упражнения, нужно исправлять «искажения упражнений», использовать методы наглядности, доступности, систематичности, последовательности. Преподаватель-инструктор может применять метод «замедленного кадра». Смена «кадра движения» несет определенные трудности, но это так же полезно для внимания и развития памяти [4].

Аэробика представляет собой несколько видов физических упражнений под музыку, которые образуют собой танец и общеразвивающие упражнения. Аэробика полезна как для физического развития, так и для похудения, она практически не имеет недостатков [1].

Необходимо использовать такие занятия с использованием аэробики в вузах. Это улучшает посещаемость и повышает уровень здоровья у студентов, так как аэробика носит оздоровительный характер.

 

Литература:

 

1.         Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студентов вузов и ссузов физ. культуры / под. общ. ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. М.: ТВТ Дивизион, 2006. — 303 с.

2.         Бабушкин Г. Д. Актуальные проблемы профессионального становления и воспитания специалистов // Теория и практика физической культуры. 1991. № 7. С. 5–39.

3.         Ильинич В. И. Физическая культура студента: учебник. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

4.         Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студентов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 608с.

5.         Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. — 480с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle