Библиографическое описание:

Усова Е. В. Общая характеристика принципа сотрудничества государств в области природопользования и охраны окружающей среды // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 473-477.

Статья посвящена анализу основополагающего принципа международного права — принципа сотрудничества государств. Важным направлением во взаимодействии государств в настоящее время является охрана окружающей природной среды. Реализация принципа сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды проявляется в заключении межгосударственных соглашений по различным направлениям деятельности государств. Определено значение международных организаций в деле развития основных принципов международного права.

Ключевые слова:сотрудничество, международное право, Организация Объединенных Наций.

 

Принцип сотрудничества государств представляет собой исторически наиболее ранний принцип международного права, наряду с принципом добросовестного выполнения международных обязательств. Идея о международном сотрудничестве государств является одним из основных положений в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Данный принцип получил свое закрепление в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Например, Европейский Союз действует на основании принципа лояльного сотрудничества: «Государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия» [14, С.9]. Цель принципа лояльного сотрудничества — облегчить сотрудничество государств Западной Европы в первую очередь в области экономического сотрудничества, а также в социальной, культурной и технической областях. Он призван обеспечить стабильность внутрисоюзных отношений и усилить правовую связь между частями ЕС, включая и государства, и регионы, и коммуны. [2, С.16]

Представители некоторых школ международного права утверждают, что обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный характер. Подобные утверждения уже не соответствуют реальной действительности. Разумеется, было время, когда сотрудничество представляло собой добровольный акт государственной власти, однако впоследствии требования развивающихся международных отношений привели к превращению добровольного акта в правовую обязанность. [13, С.51]

С принятием Устава ООН принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. Так, в соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры» [20, Ст.1].

Разумеется, конкретные формы сотрудничества и его объемы зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств. Однако анализ политико-правовых документов, отражающих намерения государств (таких как Декларация 1970 года и Декларация принципов Заключительного акта СБСЕ), показывает стремление государств придать принципу сотрудничества универсальный характер. Согласно Заключительному акту СБСЕ 1975г., государства-участники «будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН». При этом особо подчеркивается стремление на его основе содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям, безопасности и справедливости. [12, С.127–128]

На практике сотрудничество государств происходит в том случае, если одно государство признает другое государство в качестве суверенного партнера. Поэтому в международном праве сформировался институт признания. Вопрос о признании того или иного государства возникает при образовании нового государства, стремящегося стать членом международного сообщества. Государство может возникнуть, например, в результате освобождения от колониальной зависимости, при отделении от государства его части в целях образования самостоятельного государства и т. д. С помощью официального или фактического признания государства выражают свое отношение к вновь возникшему государству.

Основной формой сотрудничества государств в современном мире являются международные организации. Если в прошлом государства для решения своих проблем ориентировались в основном на двусторонние отношения, то на современном этапе получило развитие многостороннее сотрудничество. Последнее требует более высокого уровня международно-правового регулирования, в результате чего стали создаваться международные организации.

Особое значение отводится Организации Объединенных Наций. Огромное значение ООН как в поддержании международного мира и безопасности, так и в развитии мирного сотрудничества государств подчеркивается в многочисленных работах как отечественных, так и зарубежных юристов-международников. [17, С.11]

На современном этапе развития международные организации являются основным средством общения и сотрудничества государств в самых различных областях.

Для решения глобальных проблем современности являются необходимыми объединение усилий всех государств международного сообщества, коллективные действия, основанные на многостороннем сотрудничестве. Глобальные проблемы составляют на современном этапе предмет деятельности международных организаций универсального характера, и в первую очередь следует отметить международные организации системы ООН.

Глобализация охватывает все сферы совместной международной жизни, кроме того, глобализация усиливает необходимость решения многих актуальных проблем совместными усилиями в рамках многосторонних действий и на многосторонней основе. Ф.Федотов отмечает, что «сегодня все без исключения государства сталкиваются с такими масштабными проблемами, как дисбаланс экономического развития, региональные конфликты, террористическая и наркотическая угрозы, распространение оружия массового уничтожения… Очевидно, что ни одно государство, каким бы сильным оно ни было, не в состоянии в одиночку поставить заслон этим не признающим границ вызовам» [21, С.37].

Является достаточно сложным привести полный перечень глобальных проблем современности, но вместе с тем следует отметить некоторые из них: обеспечение всеобщего мира и безопасности; нераспространение ядерного, биологического и химического оружия; сохранение окружающей среды и др. Даже самый беглый обзор, отмечает И. И. Лукашук, показывает, сколь широк круг глобальных проблем, сколь велико их значение и сколь сложно их решение. От их решения зависит судьба человечества уже в ближайшем будущем. Проблемы эти настолько сложны и масштабны, что их решение требует совместных усилий государств, гораздо более высокого, чем ныне, уровня сотрудничества. [10, С.7]

В одном из докладов Римского клуба было высказано мнение о том, что наиболее успешно глобальные проблемы могут быть решены международными неправительственными организациями. Однако в современных исследованиях встречается другое мнение. «Нормы, которые должны регулировать отношения государств в вопросах, связанных с глобальными проблемами, создаются как государствами самостоятельно, так и с помощью межправительственных организаций. Подобные организации осуществляют контроль за сотрудничеством государств в области глобальных проблем, а в случае правонарушения применяют санкции в отношении правонарушителя. Подобными функциями международные неправительственные организации не обладают. Исходя из данного положения, основное сотрудничество по глобальным вопросам, имеющим интерес для всего человечества, будет проходить в основном в рамках международных межправительственных организаций». [17, С.13]

В настоящее время приобретают все большее значение вопросы, связанные с сохранением окружающей среды в результате ее нерационального использования. Об этом напомнил П.Рейвен, председатель Международного ботанического конгресса, состоявшемся еще в 1999 году. П.Рейвен отметил, что «в ближайшем будущем мы предвидим исчезновение приблизительно двух третей видов всех птиц, а также млекопитающих, насекомых и растений к концу следующего века» [17, С.13]. Такая ситуация, связанная с нерациональным использованием окружающей среды, ставит под угрозу будущее всего человечества.

Таким образом, принцип сотрудничества государств занимает одно из ведущих мест в системе принципов международного права. Получив применение в области решения ряда глобальных проблем современности, принцип сотрудничества, безусловно, должен применяться и в области охраны окружающей среды.

Антропогенная деятельность оказывает катастрофическое воздействие на окружающую среду. С середины XX века нарастающими темпами идет уничтожение лесов и почв сельскохозяйственного назначения, исчезают разнообразные виды животных и растений. Постоянно снижается иммунитет и ухудшается здоровье людей, появляются новые болезни, не хватает пресной воды, чистого воздуха, участились природные катаклизмы. В результате применяющихся систем производства и потребления снижается качество окружающей среды. Это приводит к риску для жизни и здоровья людей и угрозе глобальной и региональной безопасности. Существующие экологические проблемы: изменение климата, истощение озонового слоя, обезлесение, сокращение биоразнообразия, кислотные дожди, увеличение количества отходов, — имеют выраженный экономический аспект и непосредственно связаны с проблемой обеспечения безопасности государства. Одним из наиболее эффективных способов предотвращения и сведения к минимуму отрицательных последствий глобальных экономических проблем является использование механизма международно-правового регулирования [3, С.39], которое «осуществляется путем определения стандартов, моделей обязательного, возможного и недопустимого поведения, а также побуждения субъектов следовать этим стандартам» [11, С.176].

Международно-правовая охрана окружающей среды — одна из функций международного сотрудничества. Она находится в системе организационно-правовых мер, предпринимаемых членами мирового сообщества по охране природы Земли, рациональному использованию ее ресурсов, оздоровлению окружающей человека среды. [1, С.6]

Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы: окружающая среда — общая забота человечества; окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества; свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов; рациональное использование окружающей среды; содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды; взаимосвязь охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод; предосторожный подход к окружающей среде; право на развитие; предотвращение вреда; предотвращение загрязнения окружающей среды; ответственность государств; отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов. [1, С.8–14]

В настоящее время заключено свыше тысячи международных договоров в области защиты и сохранения окружающей среды на всеобщем, региональном и двустороннем уровнях [16, С.305], что дает возможность сделать вывод об активном сотрудничестве государств в области охраны окружающей среды. Сотрудничество государств проявляется в сфере использования природных ресурсов, в борьбе с загрязнениями окружающей среды, предупреждении и ликвидации неблагоприятных воздействий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно международному праву государства имеют суверенное право разрабатывать свои природные ресурсы и несут ответственность за обеспечение того, чтобы их деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств. Разработка природных ресурсов, находящихся за пределами государственных границ, осуществляется в соответствии с международным правом, в котором предусмотрены и экологические аспекты такой деятельности, а в отдельных районах — в соответствии с национальным законодательством. Невосполняемые ресурсы Земли, как это следует из Стокгольмской декларации ООН 1972г. [19], должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась защита их от истощения, а выгоды от разработки этих ресурсов получало все человечество.

Наиболее чувствительными к нерациональной деятельности человечества являются живые ресурсы. Государства, озабоченные тем, что биологическое разнообразие существенно сокращается, вынуждены принимать меры, в том числе и в международно-правовой сфере, по его сохранению и восстановлению.

В 1992г. была заключена Конвенция о биологическом разнообразии [7]. Целями Конвенции является сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. В соответствии с данной Конвенцией государства, насколько это возможно и целесообразно, создают систему охраняемых районов или районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия. Этим же целям служат: Конвенция об охране природы и сохранении животного мира в Западном полушарии 1940г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979г., Соглашение о сохранении белых медведей 1975г. и др. [16, С.305]

Важное значение в вопросах сохранения морских живых ресурсов имеет Конвенция ООН по морскому праву 1982г. [9], в соответствии с которой все государства-участники принимают необходимые меры для сохранения живых ресурсов открытого моря и управления ими. Особые меры государств направлены и в отношении сохранения морских млекопитающих. Рациональному использованию рыбных живых ресурсов посвящено Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982г. [18], которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими.

Учитывая важные экологические функции водно-болотных угодий, которые являются и регуляторами водного режима, и местообитанием характерной флоры и фауны, в 1971г. была заключена Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение. Государства обязались осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы способствовать охране и разумному использованию таких водно-болотных угодий, а также создавать природные резерваты на водно-болотных угодьях и обеспечивать надлежащий надзор за ними. [16, С.306]

Глобальной проблемой является потеря лесов, которая приводит к изменению количества осадков, резкому перепаду температур, изменению скорости ветров. Леса — это источник древесины, смол, лечебных растений и других не менее необходимых материалов. В целях борьбы с обезлесением на глобальном уровне Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) осуществляет наблюдение за процессом исчезновения лесов и торговлей лесом и оказывает развивающимся странам помощь в лесохозяйственной деятельности. В части охраны лесов сегодня не существует единого универсального международного договора. Нормы об охране лесов содержатся в международных договорах, регулирующих отношения в других областях, в региональных и двусторонних соглашениях. Многосторонним международным договором в области защиты тропического леса является Соглашение по тропической древесине 1983г. В его основу положена концепция устойчивого развития для сохранения тропических лесов. В 2006г. в Женеве было подписано последнее (на сегодняшний день) Соглашение по тропической древесине. [3, С.40–41]

Внесение человечеством в окружающую среду токсических и других веществ в количествах, превышающих способность окружающей среды обезвреживать их, наносит серьезный или непоправимый ущерб экосистемам. Такая деятельность, как утверждают ученые, ведет к изменению климата. В целях предупреждения и пресечения загрязнения окружающей среды был заключен целый ряд международных договоров.

Проблема загрязнения воздуха была поднята еще в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года [5, С.8–12]. В нем содержится призыв к сотрудничеству в области борьбы с загрязнением воздуха и его последствиями, включая перенос загрязнителей воздуха на большие расстояния. В интересах укрепления международного сотрудничества в борьбе с загрязнением воздуха, включая трансграничное загрязнение, была разработана Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния [8].

Загрязнение окружающей среды ведет к изменению состояния озонового слоя. Это пагубно воздействует на здоровье человека и окружающую среду, на изменение климата. В 1985г. была принята Венская конвенция об охране озонового слоя [4]. В соответствии с ней участники сотрудничают в проведении систематических наблюдений и исследований, обмене информацией в интересах изучения и оценки воздействия деятельности человека на озоновый слой и последствий изменения состояния озонового слоя для здоровья человека и окружающей среды.

В результате непродуманной человеческой деятельности произошло существенное увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере, что приводит, по мнению ученых, к потеплению поверхности и атмосферы Земли и изменению климата. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата 1992г. [15] и Киотский протокол к указанной конвенции 1997г. [6] направлены на предотвращение вредных последствий изменения климата в результате антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Срок действия Киотского протокола истекает в 2012г. К сожалению, механизм реализации обязательств, предусмотренных этим договором, до сих пор не работает достаточно эффективно. [3, С.40–41].

Важную роль в борьбе с загрязнением морской среды играет Конвенция ООН по морскому праву 1982г. Как следствие переноса деятельности человечества в космическое пространство возникла проблема и его загрязнения. Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967г. его участники взяли обязательство осуществлять изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.

Итак, сфера деятельности человека значительно расширилась, что непосредственно стало оказывать негативное воздействие на состояние окружающей среды. Сотрудничество государств в области охраны окружающей среды в мировом масштабе, безусловно, положительное явление, но региональное сотрудничество государств, на наш взгляд, имеет не менее важное значение.

 

Литература:

 

1.                  Авраменко И. М. Международное экологическое право. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

2.                  Барышников М. Ю. Соотношение европейского принципа лояльного сотрудничества с принципом международного сотрудничества государств // Международное публичное и частное право. — 2007. — № 1(34).

3.                  Боклан Д. С. Глобальная и региональная экологическая безопасность (международно-правовой аспект) // Государство и право. — 2009. — № 8.

4.                  Венская конвенция об охране озонового слоя (Заключена в г.Вене 22.03.1985) // Международное публичное право. Сборник документов. Т.2. — М.: БЕК, 1996.

5.                  Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (г.Хельсинки 01.08.1975) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. — М.: БЕК, 1996.

6.                  Киотский протокол к Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (Подписан в г. Киото 11.12.1997) // СЗ РФ. — 7 марта 2005г. — № 10.

7.                  Конвенция о биологическом разнообразии (Заключена в г.Рио-де-Жанейро 05.06.1992) // СЗ РФ. — 6 мая 1996г. — № 19.

8.                  Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Заключена в г.Женеве 13.11.1979) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXIX. — М., 1985.

9.                  Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) // СЗ РФ. — 1 декабря 1997г. — № 48.

10.              Лукашук И. И. Глобализация, государство, право XXI век. — М., 2000.

11.              Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. — М., 2003.

12.              Международное право / Отв.ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. — М.: Издательство НОРМА, 2000.

13.              Международное право / Отв.ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. — М.: Междунар. отношения, 1999.

14.              Международное право в документах. — М.: Юрид.лит., 1982.

15.              Рамочная Конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Заключена в г. Нью-Йорке 09.05.1992) // СЗ РФ. — 11 ноября 1996г. — № 46.

16.              Ромашов Ю. С. Международное сотрудничество в специальных областях: Международное экологическое право // Международное право / Под общ. ред. А. И. Микульшина. — М.: Международные отношения, 2005.

17.              Самхарадзе Д. Г. Роль международных организаций в современных международных отношениях // Международное публичное и частное право. — 2007. — № 2 (35).

18.              Соглашение об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими (Заключено г. Нью-Йорке 04.12.1995). — Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1995

19.              Стокгольмская декларация (Принята в г. Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды) // Действующее международное право. Т.3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997.

20.              Устав Организации Объединенных Наций (принят в г.Сан-Франциско 26.06.1945) // Действующее международное право. Т.1. — М.: Московский независимый институт международного права, 1996.

21.              Федотов Ю. ООН — гарант международного мира и стабильности // Международная жизнь. — 2003. — № 11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle