Библиографическое описание:

Григорян Э. Г. Факторы успешности современного руководителя: социальная ответственность // Молодой ученый. — 2015. — №15.1. — С. 20-22.

Деятельность руководителя достаточно сложна, многообразна и многоаспектна, ее операциональный состав плохо изучен и не охватывается современными научными моделями.

А. В. Коваленко, анализируя понятие успешности, выделяет два смысловых понимания успешности [2]. Первое направление понимает успех как поиск счастья, определяемого как самоудовлетворенность, самоуважение, самодостаточность. Второе направление подразумевает под успехом достижение поставленной цели, самореализацию и самоактуализацию. То есть успех понимается как два принципиально различных по качеству значения — состояние и достижения.

А. М. Бандурка указывает на личность руководителя как на один из факторов эффективности протекания управленческого процесса. Руководитель — это лицо, наделенное правом принятия решений и выступающее единоначальником в пределах данных ему полномочий [1]. А. М. Бандурка рассматривает такие факторы успешности влияния современного руководителя, как: степень централизации решений, характер и степень сложности действий, состояние средств связи, способность подчиненных к сотрудничеству, личные качества руководителя.

Г. С. Никифоров приводит структуру фактора «ориентация на результат», или эффективного поведения, которое включает: стремление к успеху; осторожность; самоопределение; социальную компетентность; контроль эмоций [3].

Г. С. Никифоров выделяет три сферы деятельности руководителя, рассматривая организацию в трех планах: как систему предметных деятельностей; как социальный институт; как сообщество людей и систему интерперсональных отношений [3].

Предметная деятельность человека (сфера науки, техники, практики, хозяйственной деятельности, экономики) оценивается с точки зрения полезности ее результатов. Менеджер как специалист в предметной области должен выполнять следующие функции, отвечающие основным критериям оценки предметной деятельности: заботиться об истинности и полноте своих знаний, быть открытым новым знаниям (истинность); владеть технологией применения этих знаний к решению практических задач, способами анализа и предотвращения ошибок (осуществимость); владеть приемами анализа и оценки эффективности своих действий и проектов (полезность).

Как субъект и объект социальных отношений человек включается в социальный мир (мир политики, права, этики, социальных отношений), частью которого является организация, где поведение индивидуума оценивается в терминах «правильности» или «ценности», т. е. соответствия социальным нормам и ценностям. Единицу социального поведения в организации составляет не предметное действие, а поступок. Поступок всегда обращен к другим людям, и основная его функция — выражение конкретного отношения личности: субъекта к субъекту как ценности (доверие или неприятие), организации (лояльность), предметной деятельности (значимость).

В третьем плане руководство — это деятельность менеджера в организации как системе интерперсональных отношений, деятельность в данной сфере — прежде всего общение и взаимодействие с людьми, умение оказывать влияние. Исследование руководства как частного интерактивного процесса осуществления социального влияния показывает, что мотивация руководства есть комбинация сильного мотива власти и незначительного мотива присоединения.

Г. С. Никифоров, стремясь обнаружить закономерные отличия эффективного менеджера от неэффективного, объединил множество существующих подходов в три группы: функциональный, личностный и ситуационный. При функциональном подходе основным требованием к эффективному менеджеру является определение его функций. Основными функциями менеджера, отражающими структуру и специфику его профессиональной деятельности, являются: функции познания; прогнозирования; проектирования; коммуникативно-информационная функция; мотивации; руководства; организации управления; обучения; развития; оценки; контроля и др.

Личностный подход основывается на допущении, что эффективная управленческая деятельность связана с обладанием менеджером некоторым конечным множеством личностных черт. Личностный подход является наиболее разработанным и располагает значительным количеством эмпирических данных о связи между теми или иными личностными особенностями и эффективностью управления, руководства и лидерства (табл. 1).

Таблица 1

Связь интеллектуальных качеств и успешности менеджера [3]

Интеллектуальные качества

Средний коэффициент корреляции с успешностью

1

Общий интеллект

0,29

2

Внимание

0,28

3

Математические способности

0,23

4

Механически-техническое понимание

0,23

5

Пространственные представления

0,21

6

Моторные способности

0,14

 

При ситуационном подходе эффективное руководство может рассматриваться как функция управляемой группы и ситуации. Ситуационный подход позволяет выделить ряд особенностей личности менеджера, которые свидетельствуют о готовности менеджера к продуктивной активности в широком диапазоне ситуаций, — способность к гибкому изменению стиля руководства, устойчивость к неопределенности, отсутствие жестких стереотипов.

В. А. Розанова выделяет три параметра эффективной управленческой деятельности: 1) ощущение вероятности достижения успеха; 2) мотив поведения как личностного фактора; 3) последствия успеха или неуспеха в решении управленческих ситуаций [4].

Руководители, имеющие положительную мотивацию к труду, хотят получить удовлетворение от работы. В. А. Розанова отмечает несколько факторов, определяющих эту удовлетворенность: осознание целей; достижение успехов в работе; уверенность в себе; положительная оценка своих возможностей; проявление интереса к работе; положительное отношение к работе [4].

Для оценки эффективности работы руководителей среднего звена управления можно применить следующие параметры: стратегическое мышление, управленческие способности, четкое понимание и принятие организационных целей, высокий уровень социальной ответственности за решаемые задачи, умение принимать управленческие решения, креативность, самоконтроль, умение правильно организовать деятельность подчиненных, стремление к инновациям, высокий уровень профессионализма, стремление к получению новой информации, применение эффективных стратегий в решении управленческих задач, способность идти на риск, проявление внимания к исполнителям, умение положительно мотивировать работников, навыки делового общения, умение создать нормальный психологический климат в малых группах, учет мнений исполнителей, культура поведения, контроль за действиями персонала, умение влиять на других людей, наличие положительных социальных установок, стремление к личностному росту, применение эффективных стилей руководства людьми и др.

Ответственное поведение личности связано, главным образом, с ситуативными факторами. Социальная ответственность личности понимается как принятие социальных норм поведения. В отличие от юридической, социальная ответственность — это определенная степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями субкультуры и моральными обязанностями [4].

Социальную ответственность следует рассматривать как стойкое личностное свойство. Выделяют две различные стратегии поведения человека: а) видеть источник управления своей жизнью во внешней среде (внешний, «экстернальный» локус контроля), и б) в самом себе (внутренний, «интернальный» локус контроля). В соответствии со взглядами Дж. Роттера, интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе социализации. Интернальность личности положительно коррелирует с социальной ответственностью: лица с интернальным локусом контроля берут на себя ответственность за ход жизненных событий, руководствуясь чувством долга, морали и четко осознавая смыслы. Осознание человеком необходимости социальной ответственности связано с действием различных факторов: познавательных, мотивационных, ситуационных, характерологических, личностных и других. В условиях организационной деятельности руководитель является носителем ответственности, прежде всего, за работу персонала.

В феврале 2015 г. в г. Балаково впервые торжественно чествовали представителей социально ответственного бизнеса. Тенденция, что социально-ответственный бизнес стал все чаще играть важную роль в жизни района, отмечается последние два года. Средства, поступающие на те или иные социально-значимые проекты, исчисляются внушительными суммами. Так, в 2014 году таких средств поступило более 200 миллионов рублей [5]. По итогам 2014 года в Балаковском муниципальном районе дипломы победителей получили десять самых щедрых меценатов — представители крупного бизнеса (Балаковский филиал АО «Апатит», ОАО «Балаковорезинотехника»); представители среднего бизнеса и малого бизнеса.

Таким образом, факторами успешности современного руководителя можно считать, прежде всего, его личностные качества. Однако концепция личностных качеств не объясняет все вопросы, связанные с успехом руководства. Успех может быть объяснен с позиции ситуативного подхода, благоприятным стечением обстоятельств, а также точным определением функций менеджера. Социальная ответственность может рассматриваться как устойчивое свойство личности, объясняя тем самым ее наличие у ряда современных руководителей.

 

Литература:

 

1.                  Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. — Харьков: ООО «Фортуна Пресс», 1998. — 464 с.

2.                  Коваленко А. В. Психологические основы менеджмента. — Томск: Изд. ТПУ, 2000. — 80 с.

3.                  Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 639 с.

4.                  Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». — 1999. — 352 с.

5.                  Сайт администрации Балаковского муниципального района. — URL: http://www.admbal.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle