Библиографическое описание:

Муравьёва Н. Г. Социокультурные проекты как средство формирования социокультурной компетенции студентов вуза // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 55-57.

Аннотация: В статье описывается возможность формирования социокультурной компетенции в проектной деятельности, обеспечивающей становление обучающегося как осмысленного субъекта социокультурного информационного общества в соответствии с новыми требованиями к подготовке специалистов. Выделены 3 типа социокультурных проектов, разработанных с использованием герменевтических, проблемных и ролевых методов.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, личностный смысл, проектная деятельность, социокультурный проект.

Необходимость подготовки целостной, вариативно мыслящей, креативной личности, способной к поиску, освоению и осмысленному использованию значимой информации, обладающей обширными коммуникативными умениями и навыками требует от высшего образования использования новых подходов к обучению. Особое значение в данном контексте приобретает проблема формирования социокультурной компетенции как одной из форм общей культуры личности. В педагогической теории и практике сложилось понимание социокультурной компетенции (далее в тексте СКК) как совокупность определенных знаний, навыков, умений, способностей и качеств, формируемых в процессе языковой подготовки к межкультурному общению [7, с.18]. Опираясь на требования, предъявляемые к обучающемуся в современном социокультурном информационном обществе, мы дополняем сложившееся в науке понимание социокультурной компетенции, рассматривая личный смысловой опыт обучающихся в качестве её системообразующего и интеграционного компонента.

Личностный смысловой опыт способен проявляться в актуальной коммуникативно-деятельностной форме, поэтому необходимым условием формирования СКК является включение обучающихся в проектную деятельность на основе развивающего потенциала интернет-технологий второго поколения веб 2.0 (блоги, микроблоги, вики-страницы, социальные закладки, социальные сети), которые предполагают использование передовых коммуникационных технологий и средств взаимодействия пользователей, создавая условия «для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития у него личной предприимчивости, навыков самообразования, умения принимать ответственные решения в ситуации выбора» [2]. Однако традиционное (формальное) проведение проектов с использованием ИКТ в процессе обучения в высшей школе, когда компьютерные технологии служат только средством для поиска информации, иллюстрации, оформления или демонстрации проектов приводит к таким проблемам как заимствования, плагиат и простому копированию информации, без её анализа, осмысления и проживания. Это обуславливает необходимость использования механизмов смыслообразования, которые переводят знания в форму понимания и порождают «живое знание», которое, по В.П. Зинченко включает память, действия, отношения к знанию, опыт представление о себе самом, знающем или незнающем» [3, с.41]. Процесс формирования СКК в проектной деятельности будет эффективен при условии использования механизма смыслообразования, под которым понимают «процесс понимания как особый культуротворческий и личностно-развивающий процесс, обеспечивающий освоение предметной и ценностной составляющей культуры через их восприятие и осмысление, актуализацию в коммуникативно-деятельностных формах» [1, с.100]. Интеграция смыслообразования в проектную деятельность обеспечит взаимосвязь учебного процесса с жизненным миром обучающегося.

Проектная деятельность с опорой на механизмы смыслообразования может быть практически реализована в форме социокультурных проектов. Отметим, что социокультурный проект отличается от учебного проекта. Учебный проект – это «форма работы, ориентированная на изучение законченной темы или учебного раздела и составляющая часть стандартного учебного курса или нескольких курсов» [5, с. 96]. Понятие социокультурный проект, широко использующееся в культурологии, означает «средство сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих сложившимся нормам» [6, с. 9].

В нашем понимании социокультурный проект - это форма работы, направленная на развитие творческой и исследовательской деятельности обучающихся и позволяющая им овладевать навыками работы с информацией и опытом социализации в разных социокультурных контекстах. В социокультурном проекте личность выполняет как социальную, так и культурную роль, опираясь на культурные ценности и смыслы в процессе освоения культурного опыта. Социокультурный проект диалогичен, поскольку актуализирующееся в нем содержательное и взаиморазвивающее сопряжение различных ценностей, мировоззрений, укладов, образов жизни возможно только при условии их «культурной» равноценности. Здесь важен гуманитарный диалог, в котором происходит взаимообогащение и развитие смыслов (М.М. Бахтин).

Для формирования социокультурной компетенции нами выделены социокультурные проекты 3-х типов: мини-проект, веб-квест и веб-проект, которые интегрируют в себе герменевтические, проблемно-поисковые и ролево-игровые методы на основе интернет технологий второго поколения веб 2.0. Рассмотрим подробнее виды социокультурных проектов и способы их реализации (см. табл.1):

1) Социокультурный мини-проект отличается краткосрочностью и создаёт ситуации интеллектуального поиска, основанные на поиске решения проблемной социокультурной задачи или ситуации. Задания проблемного характера в рамках социокультурного мини-проекта, такие как дискуссия, организованная на основе аудио и видео подкастов; интерпретация текстов разного характера и составлении на их основе лексического понятийного аппарата; создание кроссвордов, тестов по предложенной проблеме при использование специальных веб-шаблонов; составление терминологического социокультурного словаря, подразумевают личностное отношение к изучаемой теме.

2) Социокультурный веб-квест (webquest) это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета [8]. В рамках веб-квеста каждый студент выполняет ту или иную роль, работает в команде на общий результат и использует информационные ресурсы как для поиска информации, так и для взаимодействия и общения с другими участниками в процессе освоения нового знания на основе подборки специальных проблемных заданий, направленных на интерпретацию культурных текстов, их анализ и осмысление. Веб-квест интегрирует различные задания: смыслоактуализирующие задания для акцентирования внимание студентов на понятии или явлении в культурно-значимом контексте при анализе и конструировании смыслов социокультурных текстов; конфликтные в культурном отношении ситуации (case studies) и коммуникативные задания для моделирования собственного поведения в процессе социокультурного взаимодействия.

 3) Социокультурный веб-проект это «долговременные, проблемные задания результатом которых, является веб-публикация, т.е. своего рода учебная задача, основное отличие которой от всяких других заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта» [4, с.10]. Он предполагает   реализацию освоенного культурного опыта в сети в виде блога или вики-сайта. Преподаватель создаёт условия для резонанса смыслов в диалоге в процессе содержательного обобщения точек зрения, используя такие формы работы как комментарии (посты), обсуждение на круглом столе, вебинаре, конференции.

Таблица 1

Социокультурные проекты

Формы работы в проекте

Интернет-технологии Веб 2.0

Результат

мини - проект

·   дискуссия,

·   «мозговой штурм»

·    составление лексически-понятийного аппарата на основе интерпретируемых текстов ;

·   создание кроссвордов, тестов по предложенной проблеме;

·   составление терминологического социокультурного словаря, включающего ключевые слова по теме и их определения.

 

аудио и видео подкасты,

социальные закладки, вики-сайты, сайты для создания кроссвордов и тестов.

·                   осознание обучающимися необходимости личного участия в решении поставленных проблем;

·                    формирование готовности к участию в социокультурных проектах более сложного типа

веб-квест

·                    смыслоактуализирующие задания,

·                    коммуникативные задания;

·                    кейсы, т.е. обсуждение текстов, которые представляют собой описание конкретных конфликтных в культурном отношении ситуаций (case studies);

платформа для создания и размещения веб-квестов (http://zunal.com),

вики-сайты, блоги.

·              обогащение смыслов через диалог;

·              осознание социально-личностной ценности знания для решения значимой задачи;

веб-проект

·                    создание собственной веб-страницы;

·                    круглый стол, вебинар, он-лайн конференция;

·                    ролевые игры;

·                    социокультурные проблемные задания.

блоги,

вики сайты,

твиттер,

скайп.

·              формирование личностно- ценностной позиции,

·              усиление мотивации,

·              способность и готовность к взаимодействию .

 

На протяжении всех видов социокультурных проектов ведётся портфолио достижений, которое обеспечивает владельцу возможность саморефлексии в процессе презентации сформированности компетенции. На итоговом этапе для внутриличностной интеграции на основе принятой обучающимся системы ценностей используются такие формы работы как: эссе, «недописанные предложения», комментарии на сайте и анкетирования.

Процесс формирования СКК на основе механизма смыслообразования в проектной деятельности носит нелинейный характер, что обуславливает субъективность в построении личностных смыслов и предполагает использование различных источников для получения информации и ротацию ранее полученной информации для решения новых задач. Соответственно использование разных видов интернет-технологий второго поколения Веб 2.0 и разные формы работы в процессе проведения социокультурных проектов будет приводить к изменению уровня социокультурной компетенции и осмысленному отношению к изучаемым проблемам.

 

Литература:

1.             Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 208с.

2.             Гольдин А. Образование 2.0: взгляд педагога // Компьютерра Online: электрон. журн. [Электронный ресурс] / URL: http://www.computerra.ru/readitorial/393364/

3.             Зинченко В. П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. — Самара: 1998. — 216 с.

4.             Китайгородская Г.А. Коммуникативный подход к созданию системы упражнений//Вестник МГУ. Серия ХIХ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. № 2. стр.7-13.

5.             Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 228с.   

6.             Марков, А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. - Санкт-Петербург,1997. -104с.

7.             Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты языкового образования. Сб. науч. трудов /Под ред. В.В. Сафоновой. - М.: Еврошкола, 1998. - С.27-35.

8.             Tom March. What Web-Quests (Really) Are. [Электронный ресурс] / URL: http://tommarch.com/writings/what-webquests-are/

Основные термины: социокультурной компетенции, формирования социокультурной компетенции, социокультурных проектов, социокультурный проект, понимание социокультурной компетенции, формирования СКК, средство формирования социокультурной, Процесс формирования СКК, проектной деятельности, второго поколения, интернет-технологий второго поколения, второго поколения веб, социокультурной компетенции студентов, процессе освоения, формы работы, возможность формирования социокультурной, уровня социокультурной компетенции, проблема формирования социокультурной, проектную деятельность, условием формирования СКК

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle