Библиографическое описание:

Муравьёва Н. Г. Социокультурные проекты как средство формирования социокультурной компетенции студентов вуза // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 55-57.

Аннотация: В статье описывается возможность формирования социокультурной компетенции в проектной деятельности, обеспечивающей становление обучающегося как осмысленного субъекта социокультурного информационного общества в соответствии с новыми требованиями к подготовке специалистов. Выделены 3 типа социокультурных проектов, разработанных с использованием герменевтических, проблемных и ролевых методов.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, личностный смысл, проектная деятельность, социокультурный проект.

Необходимость подготовки целостной, вариативно мыслящей, креативной личности, способной к поиску, освоению и осмысленному использованию значимой информации, обладающей обширными коммуникативными умениями и навыками требует от высшего образования использования новых подходов к обучению. Особое значение в данном контексте приобретает проблема формирования социокультурной компетенции как одной из форм общей культуры личности. В педагогической теории и практике сложилось понимание социокультурной компетенции (далее в тексте СКК) как совокупность определенных знаний, навыков, умений, способностей и качеств, формируемых в процессе языковой подготовки к межкультурному общению [7, с.18]. Опираясь на требования, предъявляемые к обучающемуся в современном социокультурном информационном обществе, мы дополняем сложившееся в науке понимание социокультурной компетенции, рассматривая личный смысловой опыт обучающихся в качестве её системообразующего и интеграционного компонента.

Личностный смысловой опыт способен проявляться в актуальной коммуникативно-деятельностной форме, поэтому необходимым условием формирования СКК является включение обучающихся в проектную деятельность на основе развивающего потенциала интернет-технологий второго поколения веб 2.0 (блоги, микроблоги, вики-страницы, социальные закладки, социальные сети), которые предполагают использование передовых коммуникационных технологий и средств взаимодействия пользователей, создавая условия «для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития у него личной предприимчивости, навыков самообразования, умения принимать ответственные решения в ситуации выбора» [2]. Однако традиционное (формальное) проведение проектов с использованием ИКТ в процессе обучения в высшей школе, когда компьютерные технологии служат только средством для поиска информации, иллюстрации, оформления или демонстрации проектов приводит к таким проблемам как заимствования, плагиат и простому копированию информации, без её анализа, осмысления и проживания. Это обуславливает необходимость использования механизмов смыслообразования, которые переводят знания в форму понимания и порождают «живое знание», которое, по В.П. Зинченко включает память, действия, отношения к знанию, опыт представление о себе самом, знающем или незнающем» [3, с.41]. Процесс формирования СКК в проектной деятельности будет эффективен при условии использования механизма смыслообразования, под которым понимают «процесс понимания как особый культуротворческий и личностно-развивающий процесс, обеспечивающий освоение предметной и ценностной составляющей культуры через их восприятие и осмысление, актуализацию в коммуникативно-деятельностных формах» [1, с.100]. Интеграция смыслообразования в проектную деятельность обеспечит взаимосвязь учебного процесса с жизненным миром обучающегося.

Проектная деятельность с опорой на механизмы смыслообразования может быть практически реализована в форме социокультурных проектов. Отметим, что социокультурный проект отличается от учебного проекта. Учебный проект – это «форма работы, ориентированная на изучение законченной темы или учебного раздела и составляющая часть стандартного учебного курса или нескольких курсов» [5, с. 96]. Понятие социокультурный проект, широко использующееся в культурологии, означает «средство сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих сложившимся нормам» [6, с. 9].

В нашем понимании социокультурный проект - это форма работы, направленная на развитие творческой и исследовательской деятельности обучающихся и позволяющая им овладевать навыками работы с информацией и опытом социализации в разных социокультурных контекстах. В социокультурном проекте личность выполняет как социальную, так и культурную роль, опираясь на культурные ценности и смыслы в процессе освоения культурного опыта. Социокультурный проект диалогичен, поскольку актуализирующееся в нем содержательное и взаиморазвивающее сопряжение различных ценностей, мировоззрений, укладов, образов жизни возможно только при условии их «культурной» равноценности. Здесь важен гуманитарный диалог, в котором происходит взаимообогащение и развитие смыслов (М.М. Бахтин).

Для формирования социокультурной компетенции нами выделены социокультурные проекты 3-х типов: мини-проект, веб-квест и веб-проект, которые интегрируют в себе герменевтические, проблемно-поисковые и ролево-игровые методы на основе интернет технологий второго поколения веб 2.0. Рассмотрим подробнее виды социокультурных проектов и способы их реализации (см. табл.1):

1) Социокультурный мини-проект отличается краткосрочностью и создаёт ситуации интеллектуального поиска, основанные на поиске решения проблемной социокультурной задачи или ситуации. Задания проблемного характера в рамках социокультурного мини-проекта, такие как дискуссия, организованная на основе аудио и видео подкастов; интерпретация текстов разного характера и составлении на их основе лексического понятийного аппарата; создание кроссвордов, тестов по предложенной проблеме при использование специальных веб-шаблонов; составление терминологического социокультурного словаря, подразумевают личностное отношение к изучаемой теме.

2) Социокультурный веб-квест (webquest) это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета [8]. В рамках веб-квеста каждый студент выполняет ту или иную роль, работает в команде на общий результат и использует информационные ресурсы как для поиска информации, так и для взаимодействия и общения с другими участниками в процессе освоения нового знания на основе подборки специальных проблемных заданий, направленных на интерпретацию культурных текстов, их анализ и осмысление. Веб-квест интегрирует различные задания: смыслоактуализирующие задания для акцентирования внимание студентов на понятии или явлении в культурно-значимом контексте при анализе и конструировании смыслов социокультурных текстов; конфликтные в культурном отношении ситуации (case studies) и коммуникативные задания для моделирования собственного поведения в процессе социокультурного взаимодействия.

 3) Социокультурный веб-проект это «долговременные, проблемные задания результатом которых, является веб-публикация, т.е. своего рода учебная задача, основное отличие которой от всяких других заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта» [4, с.10]. Он предполагает   реализацию освоенного культурного опыта в сети в виде блога или вики-сайта. Преподаватель создаёт условия для резонанса смыслов в диалоге в процессе содержательного обобщения точек зрения, используя такие формы работы как комментарии (посты), обсуждение на круглом столе, вебинаре, конференции.

Таблица 1

Социокультурные проекты

Формы работы в проекте

Интернет-технологии Веб 2.0

Результат

мини - проект

·   дискуссия,

·   «мозговой штурм»

·    составление лексически-понятийного аппарата на основе интерпретируемых текстов ;

·   создание кроссвордов, тестов по предложенной проблеме;

·   составление терминологического социокультурного словаря, включающего ключевые слова по теме и их определения.

 

аудио и видео подкасты,

социальные закладки, вики-сайты, сайты для создания кроссвордов и тестов.

·                   осознание обучающимися необходимости личного участия в решении поставленных проблем;

·                    формирование готовности к участию в социокультурных проектах более сложного типа

веб-квест

·                    смыслоактуализирующие задания,

·                    коммуникативные задания;

·                    кейсы, т.е. обсуждение текстов, которые представляют собой описание конкретных конфликтных в культурном отношении ситуаций (case studies);

платформа для создания и размещения веб-квестов (http://zunal.com),

вики-сайты, блоги.

·              обогащение смыслов через диалог;

·              осознание социально-личностной ценности знания для решения значимой задачи;

веб-проект

·                    создание собственной веб-страницы;

·                    круглый стол, вебинар, он-лайн конференция;

·                    ролевые игры;

·                    социокультурные проблемные задания.

блоги,

вики сайты,

твиттер,

скайп.

·              формирование личностно- ценностной позиции,

·              усиление мотивации,

·              способность и готовность к взаимодействию .

 

На протяжении всех видов социокультурных проектов ведётся портфолио достижений, которое обеспечивает владельцу возможность саморефлексии в процессе презентации сформированности компетенции. На итоговом этапе для внутриличностной интеграции на основе принятой обучающимся системы ценностей используются такие формы работы как: эссе, «недописанные предложения», комментарии на сайте и анкетирования.

Процесс формирования СКК на основе механизма смыслообразования в проектной деятельности носит нелинейный характер, что обуславливает субъективность в построении личностных смыслов и предполагает использование различных источников для получения информации и ротацию ранее полученной информации для решения новых задач. Соответственно использование разных видов интернет-технологий второго поколения Веб 2.0 и разные формы работы в процессе проведения социокультурных проектов будет приводить к изменению уровня социокультурной компетенции и осмысленному отношению к изучаемым проблемам.

 

Литература:

1.             Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 208с.

2.             Гольдин А. Образование 2.0: взгляд педагога // Компьютерра Online: электрон. журн. [Электронный ресурс] / URL: http://www.computerra.ru/readitorial/393364/

3.             Зинченко В. П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. — Самара: 1998. — 216 с.

4.             Китайгородская Г.А. Коммуникативный подход к созданию системы упражнений//Вестник МГУ. Серия ХIХ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. № 2. стр.7-13.

5.             Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 228с.   

6.             Марков, А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. - Санкт-Петербург,1997. -104с.

7.             Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты языкового образования. Сб. науч. трудов /Под ред. В.В. Сафоновой. - М.: Еврошкола, 1998. - С.27-35.

8.             Tom March. What Web-Quests (Really) Are. [Электронный ресурс] / URL: http://tommarch.com/writings/what-webquests-are/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle