Библиографическое описание:

Лобастов С. Ю. Построение диаграммы Исикавы для факторов влияния на мотивацию респондента онлайн-панели // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 693-697.

Мотивация респондента, в любых видах опросов, всегда была актуальной темой. Наиболее активно эта тема стала исследоваться с появлением онлайн-панелей, что нашло свое отражение в большом числе публикаций, посвященных этому.

Интерес к вопросам мотивации респондента объясняется тем, что от мотивации респондента напрямую зависит результат опроса — качество полученной от респондента информации.

Несмотря на обилие статей по теме мотивации, не удалось обнаружить публикаций, в которых бы был осуществлен анализ всей совокупности факторов — мотиваторов воздействующих на респондента, анализ их взаимосвязи и взаимодействия.

На основе доступных источников были собраны и систематизированы все известные факторы-мотиваторы, воздействующие на респондента. Была учтена гипотеза, высказанная С. А. Белановским [1], о том, что мотивы, порождающие позитивные стимулы к труду и мотивы, формирующие позитивное отношение респондента, имеют сходную психологическую природу. В соответствии с этой гипотезой факторы мотивации, обусловленные непосредственно, в широком смысле, работой, были рассмотрены применительно к онлайн-панелям.

Получившийся, достаточно обширный, список факторов-мотиваторов, был унифицирован по названиям факторов-мотиваторов, факторы были расклассифицированы по группам на основе смысловых и причинно-следственных связей.

Построенная диаграмма Исикавы (рыбья кость) позволила наглядно отобразить все взаимосвязи между факторами — мотиваторами и их структуру воздействия на мотивацию респондента. Диаграмма отражает тот факт, что число факторов влияния на мотив респондента достаточно велико, и делает очевидной потребность в анализе факторов по степени их влияния на респондентов при создании системы мотивирования в конкретной панели.

Ключевые слова:схема Исикавы, онлайн-панель, опросы, мотиваторы, демотиваторы, респонденты, СКППР

 

Введение

Мотивация респондента, в любых видах опросов, всегда была актуальной темой. [1] Однако, наиболее активно эта тема стала исследоваться с появлением онлайн-панелей (в частности онлайн-панелей систем коллективной поддержки принятия решений [5]), что нашло свое отражение в появлении большого числа публикаций, в которых она рассматривается. [3], [6], [9], [10]

Интерес к этой теме, как со стороны отечественных, так и зарубежных авторов, объясняется тем, что от мотивации респондента напрямую зависит результат опроса — качество полученной от респондента информации. Однако, общим мнением является то, что часто панелист осуществляет свою миссию не качественно. То есть, при участии в опросе, респондент не прилагает требуемые от него, и желаемые заказчиком опроса, внимание и усердие. Используемые методы стимулирования, в виде выплаты небольшого денежного вознаграждения, приводят к формальному выполнению панелистом операций по выполнению опроса, при этом все его усилия сосредоточены на получении вознаграждения. Как показано в работе [9], материальная заинтересованность при таком стимулировании, является причиной появления среди панелистов профессиональных, “прагматичных” респондентов, которые негативно влияют на результаты опроса. Можно предположить, что у респондента-панелиста при этом нет прямой заинтересованности в конечных результатах опроса.

Несмотря на обилие статей по теме мотивации респондента, не удалось обнаружить публикаций, в которых бы был осуществлен анализ всей совокупности факторов — мотиваторов воздействующих на респондента, анализ их взаимосвязи и взаимодействия. В данной статье сделана попытка восполнить этот пробел и систематизировать материал по факторам — мотиваторам в виде графической модели — диаграммы Исикавы (рыбья кость).

1.     Построение диаграммы Исикавы для факторов влияния на мотивацию респондента онлайн панели

Исследование направлено на выявление и анализ факторов, которые влияют на мотивы респондента онлайн — панели, то-есть являются факторами-мотиваторами или демотиваторами.

Фактор (лат. factor «делающий, производящий») — это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. Мы можем использовать для влияния на респондента только те факторы, которые являются варьируемыми, изменяемыми непосредственно менеджером панели.

Факторы-мотиваторы — это факторы, способствующие повышению эффективности работы человека или/и удовлетворению его внутренних потребностей, которые в настоящий момент частично или полностью не удовлетворены. Факторы-демотиваторы — это факторы, которые снижают эффективность работы человека.

В качестве инструмента выявления и анализа факторов-мотиваторов (демотиваторов), воздействующих на респондента, воспользуемся диаграммой Исикавы (рыбья кость).

Диаграмма Исикавы — это графическая модель, которая позволяет в наглядном виде представить причинно-следственные взаимосвязи между факторами. Изучаемая проблема, в нашем случае это мотивация респондента, обозначается основной стрелкой. Факторы, которые способствуют решению проблемы, отражают стрелками, покосившимися к основной стрелке влево (мотиваторы). Те, которые усугубляют проблему — с наклоном вправо (демотиваторы). Эти факторы называются главными факторами — “большие кости”. Факторы, влияющие или конкретизирующие главные факторы, являются вторичными факторами — «средние кости». Обычно достаточным является анализ до уровня факторов третьего уровня, влияющих на вторичные факторы. Необходимо стараться, чтобы факторы третьего уровня были на таком уровне конкретизации, что их характеристики были измеряемы, сравниваемы и могли изменяться (управляться) администратором панели.

Работа по созданию и анализу диаграммы Исикавы осуществляется поэтапно, в следующей последовательности:

-        выявление и сбор всех факторов и причин, каким-либо образом влияющих на объект исследования. В нашем случае, на респондента;

-        группировка факторов по смысловым и причинно-следственным блокам;

-        выбор главных факторов, непосредственно влияющих на объект — «большие кости». Это, как правило, обобщение некоторого множества объединённых по смыслу более частных факторов;

-        выбор вторичных факторов («средние кости»), влияющих на главные;

-        выбор (описание) факторов третичного порядка («мелкие кости»), которые влияют на вторичные;

-        исключение факторов, которые не могут управляться администратором панели;

-        ранжирование оставшихся факторов по их значимости и выделение наиболее важных.

Первый этап — выявление и сбор факторов — был реализован путем изучения доступной литературы, в которой рассматриваются факторы-мотиваторы (демотиваторы). При этом была учтена гипотеза, высказанную С. А. Белановским [1], о том, что мотивы, порождающие позитивные стимулы к труду и мотивы, формирующие позитивное отношение респондента, имеют сходную психологическую природу. В соответствии с этой гипотезой факторы мотивации, обусловленные непосредственно работой, в широком смысле, были рассмотрены применительно к онлайн-панелям.

В таблице 1 сведены, для сравнения и обобщения, воедино факторы мотиваторы и демотиваторы из различных источников. Здесь представлен только фрагмент этой таблицы в силу ее объемности. В верхней строке таблицы указаны источники (авторы) списка факторов в столбце. В одной строке этой таблицы расположены одинаковые по смыслу факторы-мотиваторы, но имеющие, подчас, у разных авторов различные названия или отличающиеся степенью конкретности (детализации). То есть в строках таблицы сформировались списки факторов, которые образовали группы факторов для диаграммы Исикавы. Из всех факторов таблицы 1, для построения диаграммы Исикавы, были выделены факторы, с помощью которых администратор панели, в той или иной степени, способен влиять на формирование мотивов респондента.

Таблица 1

Сравнения факторов-мотиваторов из различных источников

 

Для построения диаграммы Исикавы были проделаны следующие процедуры:

-        факторы разбиты на группы по их смыслу и причинно-следственным связям друг с другом,

-        факторам, идентичным по сути, но имеющим различные названия у разных авторов, были присвоены единые имена, обобщающие частные варианты,

-        факторы разбиты по уровням влияния — главные (“большие кости”), второго и третьего уровня.



 

На рисунке 1 представлена диаграмма Исикавы для факторов, которые влияют на мотивацию респондента онлайн панели, разработанная в соответствии с таблицей 1 и описанными в статье процедурами.

 Заключение

Построенная диаграмма Исикавы (рыбья кость) позволила наглядно отобразить все взаимосвязи между факторами–мотиваторами и их структуру воздействия на мотивацию респондента. Она показывает насколько многочисленны факторы влияния на мотив респондента и делает очевидной потребность в анализе факторов по степени их влияния. Здесь также уместно вспомнить Ричи Ш. и Мартина П. [8]которые утверждают, что “обобщенные представления о том, что мотивирует всех людей, не представляются нам полезными. Гораздо более продуктивно предположить, что все люди мотивируются по-разному вследствие конкретного наследственного багажа, биографических особенностей и жизненного опыта.” Хорошим подспорьем для анализа факторов по степени их влияния, в конкретной онлайн панели, является разработанная диаграмма Исикавы.

Часто, при наличии схемы Исикавы, в других сферах деятельности, для определения значимости факторов применяются статистический анализ или экспертные оценки. [2]

 

Литература:

 

1.     Белановский С. А. Индивидуальное глубокое интервью М.: Никколо-Медиа, 2001. — 320 с.

2.     Дружинин Г. В. Человек в моделях технологий: Учебное пособие в 3 частях. Часть 1. Свойства человека в технологических системах.-М.МИИТ.1996 г. — 124 с.

3.     Джон Пулестон (GMI). Онлайн — исследования-начать игру. В сборнике Онлайн исследования в России 3.0 / Под редакцией Шашкина А. В., Девятко И. Ф., Давыдова С. Г. М.: Издательский дом “Кодекс”, 2010.

4.     Каверин СВ. Мотивация труда. М,: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. 224 с.

5.     Лобастов С. Ю. Системы коллективной поддержки принятия решений: определение, виды, направления развития [Текст] / С. Ю. Лобастов // Молодой ученый. — 2015. — № 13.

6.     Мавлетова А. М. (Online Market Intelligence) Борьба за качество и надежность данных в онлайн исследованиях: основные результаты панельной конференции CASRO 2009 г. в сборнике Онлайн исследования в России 2.0 / Под редакцией Шашкина А. В., Девятко И. Ф., Давыдова С. Г. М.: РИЦ «СевероВосток», 2010.

7.     Пономарев И. П. Мотивация работой в организации. — М.: Едиториал УССР,2004.-224с.

8.     Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов /Пер. с англ, под ред. проф. Е. А. Климова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 399 с. — (Серия «Зарубежный учебник»).

9.     Хекхаузен X, Мотивация и деятельность. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.

10.     Шашкин А. Влияние заинтересованности панелистов на качество данных: результаты исследования удовлетворенности участников онлайн панели Anketka.ru В сборнике Онлайн исследования в России 2.0 / Под редакцией Шашкина А. В., Девятко И. Ф., Давыдова С. Г. М.: РИЦ «СевероВосток», 2010.

11.     Carlin C., Eidson S. The compensation structure of panels // Paper presented at the Panel Conference of the Council of American Survey Research Organizations. New Orleans, USA. 2009. P. 1_6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle