Библиографическое описание:

Македонская С. И. Формирование философской культуры учителя (элементы, противоречия, движущие силы, эволюция) // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 625-628.

В данной статье представлены условия формирования философской культуры как сложного социального и духовного феномена: элементы, противоречия, движущие силы, эволюция Основной целью исследования являются направления формирования философской культуры, которая помогает гармонизировать жизненный мир личности, направляетпотенциал личности — в творческое русло. В данном исследовании сформулирован авторский методологический подход к анализу философской культуры учителя.Результаты исследования могут быть применены в области педагогической практики образовательного процесса.

Ключевые слова: философская культура, противоречия, движущие силы, способ жизнедеятельности, духовность, самореализация

 

Актуализация данной проблемы связана прежде всего с возрастанием роли субъективного фактора в современных условиях. Изучение формирования философской культуры требует того, чтобы разобраться с процессом протекания данного явления, для чего проанализировать понятия философского дискурса, объективные характеристиками и субъективное выражение данного феномена, которое проявляется в профессионально-педагогической практике учителя. Процесс трактуется как «категория философского дискурса, характеризующая совокупность необратимых, взаимосвязанных, длительных изменений, как спонтанных, так и управляемых, как самоорганизованных, так и организуемых, результатом которых является некое новшество или нововведение (новые морфологические формы организмов, новые разновидности, социальные, научные, культурные и прочие инновации» [1, с. 378]. Сегодня философская культура приобретает черты определённого способа жизнедеятельности, то есть процесса, направленного на становление способа жизни, формирования духовных ориентиров как проявление социальных характеристик и мотивов поведения как объекта, так и субъекта педагогического процесса.

В основе профессионально-педагогической практики учителя лежит взаимодействие между субъектом и объектом, между ними есть некоторое взаимодействие и единство. Взаимодействие субъекта и объекта деятельности возможно благодаря средствам деятельности. К средствам деятельности входят и элементы философской культуры учителя. Они имеют субъективно-объективный характер, где субъект при некоторых условиях выступает в роли объекта и наоборот. К элементам философской культуры учителя принадлежат: знания, язык, ценности, традиции, новаторство, убеждения и нормы. Особенное значение имеют философские знания. Философские и научные знания в своей связи формируют научно-философский способ восприятия действительности, которые раскрывают истинное отображение процессов и явлений в окружающей мире, а также позволяют воспринимать мир масштабно, целостно. Взаимосвязь знаний и действительности есть сущностью философской культуры учителя и именно эта связь есть ее источником. Совокупность элементов в своей взаимозависимости составляет содержание философской культуры учителя. Форма философской культуры учителя состоит в способе ее существования и функционирования, она выражается в нормах. Функции философской культуры учителя состоят в осознании мировоззренческого самоопределения личности учителя и способствуют социальной, профессиональной и личностной самореализации. Поэтому дадим определение данного феномена. Философская культура учителя — это многоэлементная система, элементами которой есть знания, язык, ценности, убеждения, обычаи, традиции, новаторство, которые составляют содержание культуры, а нормы есть ее формой. Сущность культуры состоит во взаимосвязи знаний и ценностей.

Философская культура — это совокупный феномен, который репрезентирует учитель с целью осознать, усвоить, трансформировать знания, накопленное человечеством, чтобы превратить их в культуру. Философская культура, как и культура вообще, есть синтез предметных знаний и ценностей человека, которые учитель пытается трансформировать в убеждения, которые станут в дальнейшем основой и импульсом для действий и практики в целом. Учитель стремится сформировать новые философские знания путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых знаний и ценностей, которые трансформируясь, превратятся в философскую культуру.

Противоречия в своей совокупности и взаимопроникновенности, которые характеризуют современное общество, преодолеваются духовными, культурными, языковыми, политическими факторами, и составляют основу противоречий процесса становления и развития философской культуры учителя. Социальный опыт учителя влияет на индивида как объект воспитания в контексте реально существующих ситуаций через общение, коммуникацию, разнообразные дискурсы, но и благодаря примеру учителя, который переубеждает невидимыми способами действий, созданными педагогической практикой. А это означает, что при исследовании философской культуры учителя необходимо изучать условия и взаимоотношения, сформировавшие учителя благодаря культуре, которая становится неотъемлемой частью его преподавания. Отсюда потребность изучать межкультурное взаимодействие в учительской среде, которая есть важной основой понимания философской культуры учителя как субъекта и ученика как объекта, что приводит к трансформации субъекта в объект и формирования субъект-субъектной основы восприятия группы как целостного самостоятельного субъекта педагогического процесса.

Следует также акцентировать внимание на движущих силах развития философской культуры учителя, которые сводятся к духовно-культурному возрождению и единству, устойчивому экономическому развитию, информатизации и передовым технологиям. Сила философской культуры в ее национальной специфике, достижении нацией устойчивого развития, объединении нации и достижении ее интеграции. Философская культура должна быть направлена на осознание своей национальной культуры, своих интересов, потребностей, места в мире, то есть всего того, что входит в мировоззрение. Философская культура учителя проявляется в контексте профессионально-педагогической практики, в процессе которой она выступает как личное приобретение субъектом всего того богатства, которое направлено на выявление ценностей каждого индивидуума, которые переходят в его внутреннее содержание. В этом процессе универсалии культуры из неосознанных оснований культуры и социальной жизни превращаются в предельно обобщенные категориальные формы, на которые направлено сознание. Они выражаются посредством философских категорий, которые выступают теоретическими схемами универсалий культуры» [2, с. 1083–1084].

С помощью элементов философской культуры, которые мы выше перечислили, можно дать описание любого явления социальной и духовной жизни, осознания человеческого достоинства как выражения высшего предела исторического развития человека, а именно духовности. Духовность человека — это проблема реализации тех оснований человеческой жизнедеятельности, которая есть результатом исторического развития людей. Именно благодаря объективации духовного потенциала личность придает смысл индивидуальному бытию, а духовность выступает опосредствованным началом между интеллектом и инстинктом, переживаниями человека относительно отношения к миру, другим людям, природе и самой себя. «Духовность — это и устремлённость к познанию смысла своей жизни, это и совесть, и потребность в творчестве, в любви, в дружбе, это стремление к высокому, к самосовершенствованию, к самореализации, это ответственность за сохранение жизни на Земле» [3, с.33].

Составляющими философской культуры учителя являются мировоззренческая культура, культура мышления, культура общения, культура организации труда, информационная культура, которые есть условиями успешной адаптации человека к современному обществу. Именно философская культура учителя влияет на утверждение ценностей человеческой личности, включая национально-ментальные, мировоззренческие, ценностно-нормативные, национально-психологические основания, которые детерминируют взаимоотношения между учителем и учениками, дают основание объяснить поведение субъектов воспитания в контексте формирования определённых культурных ценностей и норм, которые определяют их духовное мировоззрение и сознание. Философская культура способствует воспитанию интеллектуальной элиты нации, обеспечению национальных интересов страны, формирования личности будущего, укрепления государства на международной арене. Последние исследования свидетельствуют, что устойчивое развитие страны формируется в контексте тех социокультурных изменений, которые произошли в сознании современного человека. Именно учитель поддерживает и усиливает чувство принадлежности своих субъектов воспитания к определенной группе, формирует у них чувство идентичности, способствует трансляции своего социального и духовного наследства, обеспечивая чувство целостности жизни, восстанавливая значение целостного жизненного мира личности. Изменения, которые произошли в современном мире и образовании требуют творческого осмысления качественных преобразований в экономических, социальных, политических и духовно-культурных отношениях, в информационной, научной, технической, технологической сферах. Философская культура включает анализ социальной среды, в контексте которой она и формируется «как совокупность символических программ мышления, чувствования и поведения людей; через социальную детерминацию и социокультурную причинность; через потребности и интересы; через поведенческие практики и их социальные последствия. Ценности философской культуры не существуют разрозненно, они связаны между собой в одно единое гармоническое целое, то есть культурный космос. Этот мир представляет собой особенную нормативно-ценностную реальность, внутри которой человек развивается как духовное существо, субъект духовности. И чем более развитым есть духовное «Я» личности, тем значительнее для личности становится реальность, в которой человек руководствуются культурными нормами и в его жизни присутствует культура, чтобы облагородить человека и общество.

Прослеживая этапы эволюции общества от индустриального и постиндустриального в информационное, мы делаем вывод, что на современном этапе информационного общества следует формировать информационную культуру, которая есть составляющей философской культуры. Информационное общество формирует модель информационного, толерантного, культурного, высокоразвитого человека. «Развитие информационных технологий открывает для учителя новые возможности в профессиональной деятельности и дает возможность реализовать образовательно-педагогические практики разных эпох и культур»,- отмечает А. А. Кравченко в работе «Архетип учителя: идея, образ, ответственность [4, с.3].

Процессы информатизации заставляют смотреть учителя на мир новыми глазами, что требует формирования нового взгляда на мир, формирования компьютерной грамотности и компьютерной культуры, изменения самого мышления как элемента общей философской культуры учителя. В сфере философской культуры учителя оказываются противоречия, которые порождены возникающими проблемами современности: преодоление упрощенных традиционных взглядов на соотношение философии и мировоззрения; преодоление рациоцентризма. Обращение к особенностям практически-духовного освоения мира и преодоления противоречий современности, позволяет «реабилитировать» важное понимание символических форм мировосприятия (Родина, добро, справедливость, красота, образы будущего), которые представляют единство идеального и реального. Эти изменения еще более усиливают значение и роль философской культуры учителя, требуют превращения самой системы образования в его эволюции от индустриального и постиндустриального общества в информационное, критерием эффективности которого выступают человекотворческие, человекостимулирующие потребности. Человечество столкнулось с новой проблемой — проблемой усвоения этих лавинообразно растущих ресурсов.

В современных условиях наступила эпоха информационного насыщения, или информационного кризиса. Разрешение этого кризиса возможно за счёт научно-технического прогресса. Все это свидетельствует о возникновении новой проблемы — внутренней противоречивости человеческой деятельности, которая есть и освоением природы (превращением ее в предметный мир реализации человеческих потребностей, целей и интересов), и ее «отчуждением» (вызванным или усилением действия разрушения условий человеческого бытия природных сил освоения окружающей природы. «Сейчас, когда развитие цивилизации подошло к критическому рубежу, только сфера разума может указать пути выхода из нарастающих глобальных трудностей» [5, с.14].

Выводы

Таким образом, философская культура учителя — это сложное и многогранное проявление духовного мира его личности, она состоит в способности к мировоззренческому самоопределению, философскому осмыслению собственной педагогической деятельности. В силу своих профессиональных функций философская культура современного учителя — необходимая и обязательная основа его профессионально-педагогической практики. Философская культура учителя принадлежит к духовной культуре, потому что в ее состав входят духовные ценности, а результатом деятельности учителя есть личность ученика, его обучение, воспитание и развитие. В силу своей духовной функции философская культура учителя помогает гармонизировать жизненный мир» личности, выявить внутренние противоречия и направить их в соразмерные формы, а «взрывной потенциал» личности в творческое русло. Философская культура рассматривается нами как социальное пространство жизнедеятельности личности, особенный «срез» социального пространства, в котором культура создаёт поле и способ общения и самореализации личности. Задача всего общества сформировать такую философскую культуру, в которой личность приобретает возможность понимать принципы обустройства окружающего мира и найти свое место в этом мире.

 

Литература:

 

1.      Огурцов А. П. Процесс // Нов. философ. энцикл.: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 3. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.- С. 378–379.

2.      Новейший философский         словарь: 3-е изд., исправл.- Мн.: Книжный дом, 2003,- 1280 с. (Мир энциклопедий)

3.      Человек и общество: ноосферное развитие: [монография / О. С. Анисимов, Г. В. Атаманчук, В. К. Батурин и др.; под ред. В. Н. Василенко и др.].- Москва:Белгор. обл. типогр., 2011.- 485с.

4.      Кравченко А. А. Архетип учителя: ідея, образ, відповідальність: монографія / А. А. Кравченко.- Львів: Вид-во «Ліга-Прес». 2013.- 421 с.

5.      Осипов Г. В., Лисичкин В. А., Вририн М. М. Становление информцаионного общества в России и за рубежом: учеб. Пособлие / Г. В. Осипов, В. А. Лисичкин, М. М. Вирин; под общ. Ред. В. А. Садовничего.- М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2014.- 304с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle