Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мукумова, Д. И. Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога / Д. И. Мукумова, Д. Р. Мадазизова, С. О. Сафарова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10830/ (дата обращения: 25.04.2024).



Новая образовательная парадигма, призванная обеспечить образовательные потребности XXI столетия, учитывают общемировые тенденции подготовке специалистов. В соответствии с позиций новой социокультурной парадигмы сегодня личность рассматривается как активный субъект, способный воздействовать на социальное развитие, создавать духовный мир науки, религии, культуры, нравственные нормы, задавать новые направления общественного развития. В связи с этим приоритетная роль в социальном прогрессе отводится образованию. Именно образование, как сфера, наиболее тесно связанная со становлением личности человека, является сегодня важнейшим фактором экономического и общественного развития нашей республики. Его первоочередной задачей становиться развитие у молодёжи таких качеств и способностей, которые позволили бы ему не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство.

Из сказанного выше вытекает, что ключевым, сущностным, глубинным понятием современных образовательных систем становится развитие как альтернатива понятие обучение. Практически все развитые образования с тем, чтобы молодёжь действительно стала активной фигурой учебного процесса, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность обучаемых, т. е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор (и сейчас еще имеет место) при традиционном обучения.

Поэтому важно, чтобы философская парадигма демократического устройства общества: человек — общество — государство — реализовывалась во всех сферах жизни общества и, в первую очередь, в системе образования.

Сегодня для улучшения процесса обучения необходима среда, в наибольшей степени обеспечивающая развитие свободы и активности обучаемого, а также дающая максимум возможностей для приобретения ими жизненного опыта.

Ведь современная жизнь требует от человека подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению различных задач: осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственных целей, действовать продуктивно в образовательных, профессиональных и жизненных областях. Но для этого необходим иной подход к обучению, т. к. общепринятое понимание образования как усвоения студентами опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с их потребностью в самореализации, необходимостью решения насущных проблем стремительно изменяющегося мира. Решение проблемы заключается в насыщении учебно-методического комплекса важнейшими достижениями наук в каждой отрасли знаний.

Учебно-методический комплекс разрабатывается с целью методического обеспечения учебного процесса. Учебно-методический комплекс является комплексной информационной моделью педагогической системы, отображающей определенным образом ее элементы, задающей структуру педагогической системы. Перечень документов, входящих в учебно-методический комплекс: учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа; методические указания по основным видам учебных занятий, проводимым на кафедре; график самостоятельной работы студентов; перечень специализированных аудиторий (если таковые имеются) и карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине.

Учебно-методический комплекс подготавливается в соответствии с государственными стандартами к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей педагогической школы по циклу общепрофессиональных дисциплин (психолого-педагогических). В нем автор, опираясь на современные достижения психолого-педагогической науки, рассматривает сущность мастерства современного учителя и пути его формирования. Особое внимание уделяется системе работы по развитию у педагога культуры мышления, общения с учащимися, способности к саморегуляции поведения. Логика построения учебно-методического комплекса обуславливается системой последовательной работы по овладению основами профессионального мастерства учителя от осознания сущности педагогики, осмысления идеалов педагогической деятельности до выявления уровня подготовки будущего педагога, а также к постижению путей и средств развития, профессионального развития в профессиональной позиции у студентов.

Взгляд на учебно-методический комплекс как на педагогическую систему характерен для В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. Согласно точке зрения этих ученых, учебно-методический комплекс рассматривается как определенная совокупность, учебно-методических документов, представляющих собой проект процесса обучения, который впоследствии будет реализован на практике.

Изучение предмета с постоянной ориентировкой на логическую структуру курса способствует гарантированному формированию общей ориентировки в предмете, видению его целостности и связи его составных частей. В свою очередь, видение целостности предмета путь к осознанности и обобщенности знаний — является важным параметром деятельности в целом. Здесь учебно-методический комплекс определен как средство учебно-методического обеспечения деятельности студента, в основе которого не только общая ориентировка в предмете и знания, но и формирование личностных качеств будущего педагога, ценностных ориентаций, установок, проявляющиеся в отношении к людям и прежде всего ученикам.

Роль учебно-методического комплекса формировании ценностных ориентаций педагога представляет собой проект системного описания учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике и является дидактическим средством управления подготовкой специалистов как система доминирующих мотивов: интересов, потребностей, склонностей, побуждающих к профессиональной деятельности. Отмечая ведущую роль формировании ценностных ориентаций педагога и осуществлении профессиональной деятельности, является основойсаморазвития профессионализма.

Литература:

  1. Конституция Республики Узбекистан — Т.: Узбекистан, 2003, 36 с.
  2. Национальная программа по подготовке кадров. — Т.: Шарк, 1997.
  3. Каримов И. А.. Узбекистан на пороге независимости. Т.: Узбекистан, 2011.
  4. Беспалько В. П.. Основы теории педагогическим систем. — Воронеж, 2007.
  5. Исмаилова З. К. Педагогика. Учебник. — Т.: Молия, 2008.
  6. Ходжаев Н., Мамажанов И.. Новые педагогические технологии. Курс лекций. — Т.: ТГЭУ, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): учебно-методический комплекс, педагогическая система, общая ориентировка, общественное развитие, подготовка специалистов, профессиональная деятельность, учебный процесс, ценностная ориентация педагога.

Похожие статьи

Профессиональная подготовка педагога...

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки.

Профессиональная подготовка — это процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого...

Профессионально-ценностные ориентации как условие...

Изучением профессионально-ценностных ориентаций педагогического труда, как наиболее социально важного вида профессиональной деятельности... Профессиональная подготовка педагога...

К вопросу о профессионально-педагогических ценностях

Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки.

Профессионально-ценностные ориентации как условие...

Педагогические условия формирования...

В процессе обучения в системе профессиональной подготовки ценностные ориентации переориентируются в сферу будущей профессии и в результате становятся профессионально значимыми.

Система профессиональной ориентации молодежи на...

«Профессиональная ориентация (от фран. orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических мероприятий

А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков определяют профессиональную ориентацию как деятельность по подготовке молодежи к...

Анализ категории «профессионализм» специалиста...

профессиональное обучение, профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессионализм педагога, профессионально-педагогическая деятельность...

Деятельность педагога профессионального обучения — это...

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития... будущий учитель, профессия учителя, развитие будущих учителей, процесс воспитания, педагогическая практика, отношение, личность, профессиональная деятельность, будущий педагог...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

Аксиологическая ориентация в подготовки студентов...

Аксиологическая ориентация в подготовки студентов педагогических вузов. Автор: Жуйкова Тамара Павловна.

По мнению В.А.Сластёнина, «закреплённые в сознании учителя педагогические ценности образуют систему его профессионально-ценностных...

Похожие статьи

Профессиональная подготовка педагога...

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки.

Профессиональная подготовка — это процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого...

Профессионально-ценностные ориентации как условие...

Изучением профессионально-ценностных ориентаций педагогического труда, как наиболее социально важного вида профессиональной деятельности... Профессиональная подготовка педагога...

К вопросу о профессионально-педагогических ценностях

Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки.

Профессионально-ценностные ориентации как условие...

Педагогические условия формирования...

В процессе обучения в системе профессиональной подготовки ценностные ориентации переориентируются в сферу будущей профессии и в результате становятся профессионально значимыми.

Система профессиональной ориентации молодежи на...

«Профессиональная ориентация (от фран. orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических мероприятий

А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков определяют профессиональную ориентацию как деятельность по подготовке молодежи к...

Анализ категории «профессионализм» специалиста...

профессиональное обучение, профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессионализм педагога, профессионально-педагогическая деятельность...

Деятельность педагога профессионального обучения — это...

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития... будущий учитель, профессия учителя, развитие будущих учителей, процесс воспитания, педагогическая практика, отношение, личность, профессиональная деятельность, будущий педагог...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

Аксиологическая ориентация в подготовки студентов...

Аксиологическая ориентация в подготовки студентов педагогических вузов. Автор: Жуйкова Тамара Павловна.

По мнению В.А.Сластёнина, «закреплённые в сознании учителя педагогические ценности образуют систему его профессионально-ценностных...