Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 17.07.2015

Статья просмотрена: 1334 раза

Библиографическое описание:

Глотова, Т. А. Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения математике / Т. А. Глотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 449-451. — URL: https://moluch.ru/archive/94/20971/ (дата обращения: 26.04.2024).

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Интеграция в обучении происходит за счёт того, что осваиваются универсальные принципы и общие универсальные стратегии познания. Что позволяет эффективно учитывать личные склонности учеников, способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации? Наиболее продуктивной показала себя организация исследовательской деятельности, которая предполагает рациональное сочетание теоретических знаний с их практическим применением [3].

Совершенствование учебного процесса идет сегодня в направлении увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению [2].

Давайте сначала определим, что такое исследовательская деятельность?

По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность — это «…деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности» [5].

Тогда что такое учебно-исследовательская деятельность? По мнению, В. А. Далингера учебно-исследовательская деятельность — это специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников [1].

Формирование у школьников специальных знаний, а также общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске — одна из основных задач современного исследовательского обучения.

Как отмечал В. М. Брадис, решение задач “имеет целью развитие математического мышления и является первичной формой творческой исследовательской работы. В этом и заключается значение задач в школьном курсе математики… необходимо обращать внимание учащихся на возможность различных вариантов решения одной и той же задачи, всячески поощрять поиск таких вариантов, заниматься сравнением и их оценкой, останавливаться на лучших.” [1].

При решении исследовательских задач у учащихся часто возникают затруднения, поэтому учителю следует задавать наталкивающие вопросы. Уметь задавать вопросы — одно из важнейших умений учителя, так как умело заданный вопрос обеспечивает правильный и конкретный ответ учащихся.

Задачи, исследовательского характера существенно отличаются от традиционных задач уже своей формулировкой. В формулировках исследовательских задач нет явного ответа, его необходимо самим найти и обосновать. Формулировки задач могут быть следующими:

-                   «Исследовать …".

-                   «Верно ли, что если …, то …".

-                   «Определить, какое из выражений больше 1314 или 1413 ".

-                   «Найти необходимое и достаточное условие, при котором обе последовательности стремятся к нулю».

-                   «Существуют ли такие значения b, при которых квадратный трехчлен 2х2 + вх — 7 имеет два корня, один из которых является положительным числом, а другой отрицательным?"

-                   «Существуют ли такие значения с, что множеством решений неравенства … является: а) числовой промежуток …; б) множество всех чисел». «Верно ли, что функция … при любом значении а убывает в промежутке … и возрастает в промежутке …?"

Приведем пример задачи исследовательского характера, которую предложил А. И. Сгибнев в книге «Исследовательские задачи для начинающих»

На окружности отмечены 12 точек на равном расстоянии друг от друга (циферблат). Одна из точек — стартовая. Её соединяют отрезком с точкой, отстоящей от неё на d дуг по часовой стрелке (например, если d = 1, то берём соседнюю точку). Эту новую точку также соединяем отрезком с точкой, отстоящей от неё на d дуг, где d<12. Так продолжают, пока последняя точка не совпадёт со стартовой. Получается замкнутая ломаная.

1.                  При каких d может получиться квадрат, треугольник, отрезок?

2.                  При каких d все 12 точек окажутся вершинами ломаной? (Например, при d = 1 окажутся, а при d = 2 нет.)

3.                  Сколько оборотов делает ломаная до замыкания? (При d = 1 всего один оборот.)

4.                  Как изменятся ответы 1–3 пунктов, если отметили: 11 точек, 10 точек, 9 точек? Сформулируйте утверждение, обобщающее эту задачу.

5.                  Нет ли совпадающих ломаных? В каких случаях они совпадают? Как изменятся результаты пунктов 1–4 с учётом этого наблюдения? [4]

Одной из стратегических задач современной российской школы является сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких исследовательских навыков, постоянного стремления к познанию неизведанного. Организация исследовательской деятельности позволяет поставить учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных школьных программах.

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. На уроках математики такие условия в полной мере можно создать в процессе решения задач.

 

Литература:

 

1.      Брадис В. М. и др. Ошибки в математических рассуждениях. Пособие для учителей. Изд. 3-е. — М.: Просвещение.- 1967. — 191с.

2.      Далингер В. А. Технология развивающего обучения математике, обеспечивающая формирование исследовательских умений у учащихся // Фундаментальные исследования. — 2005. — № 9 — С. 57–59

3.      URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=6599 (дата обращения: 03.05.2015).

4.      Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности/ И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. — Ижевск — Москва: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2001. — 103 с

5.      Мухамадиярова Г. В. Формирование исследовательских умений старшеклассников сельской школы в учебной деятельности: автореф. дис.... канд. пед наук: 13.00.01. — Йошкар-Ола, 2010.

6.      Сгибнев И. А. Исследовательские задачи для начинающих

7.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=2588

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, задача, исследовательский характер, поставленная цель, учебно-исследовательская деятельность.


Похожие статьи

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; ‒ быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач современного образования достижение нового, современного качества образования.

Организация учебной исследовательской деятельности...

исследовательский характер, задача, учебная исследовательская деятельность, урок математики, исследовательская деятельность, начальная школа, задание, умение, школьник...

Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность...

Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность, компетентностный подход, формирование, исследовательская компетентность, исследовательская деятельностиь, целеполагания, планирования, рефлексия, самооценка, учебно-познавательная деятельность.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Исследовательская деятельность — творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по которым она развивается.

Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.

Виды представления результатов учебно-исследовательской...

работа, исследовательская деятельность обучающихся, вид представления результатов, вид, источник, исследовательский характер, исследовательская деятельность школьников, исследовательская деятельность, задача...

Исследовательская деятельность студентов как фактор...

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Значит, организация учебно-исследовательской деятельности способствует развитию социально-активной личности, является важнейшим фактором развития творческого сотрудничества учителей и учащихся, создания атмосферы духовной близости и сотворчества.

Организация исследовательской деятельности детей...

Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности. Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; ‒ быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач современного образования достижение нового, современного качества образования.

Организация учебной исследовательской деятельности...

исследовательский характер, задача, учебная исследовательская деятельность, урок математики, исследовательская деятельность, начальная школа, задание, умение, школьник...

Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность...

Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность, компетентностный подход, формирование, исследовательская компетентность, исследовательская деятельностиь, целеполагания, планирования, рефлексия, самооценка, учебно-познавательная деятельность.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Исследовательская деятельность — творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по которым она развивается.

Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.

Виды представления результатов учебно-исследовательской...

работа, исследовательская деятельность обучающихся, вид представления результатов, вид, источник, исследовательский характер, исследовательская деятельность школьников, исследовательская деятельность, задача...

Исследовательская деятельность студентов как фактор...

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Значит, организация учебно-исследовательской деятельности способствует развитию социально-активной личности, является важнейшим фактором развития творческого сотрудничества учителей и учащихся, создания атмосферы духовной близости и сотворчества.

Организация исследовательской деятельности детей...

Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности. Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Похожие статьи

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; ‒ быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач современного образования достижение нового, современного качества образования.

Организация учебной исследовательской деятельности...

исследовательский характер, задача, учебная исследовательская деятельность, урок математики, исследовательская деятельность, начальная школа, задание, умение, школьник...

Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность...

Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность, компетентностный подход, формирование, исследовательская компетентность, исследовательская деятельностиь, целеполагания, планирования, рефлексия, самооценка, учебно-познавательная деятельность.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Исследовательская деятельность — творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по которым она развивается.

Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.

Виды представления результатов учебно-исследовательской...

работа, исследовательская деятельность обучающихся, вид представления результатов, вид, источник, исследовательский характер, исследовательская деятельность школьников, исследовательская деятельность, задача...

Исследовательская деятельность студентов как фактор...

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Значит, организация учебно-исследовательской деятельности способствует развитию социально-активной личности, является важнейшим фактором развития творческого сотрудничества учителей и учащихся, создания атмосферы духовной близости и сотворчества.

Организация исследовательской деятельности детей...

Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности. Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; ‒ быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач современного образования достижение нового, современного качества образования.

Организация учебной исследовательской деятельности...

исследовательский характер, задача, учебная исследовательская деятельность, урок математики, исследовательская деятельность, начальная школа, задание, умение, школьник...

Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность...

Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность, компетентностный подход, формирование, исследовательская компетентность, исследовательская деятельностиь, целеполагания, планирования, рефлексия, самооценка, учебно-познавательная деятельность.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Исследовательская деятельность — творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по которым она развивается.

Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.

Виды представления результатов учебно-исследовательской...

работа, исследовательская деятельность обучающихся, вид представления результатов, вид, источник, исследовательский характер, исследовательская деятельность школьников, исследовательская деятельность, задача...

Исследовательская деятельность студентов как фактор...

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Значит, организация учебно-исследовательской деятельности способствует развитию социально-активной личности, является важнейшим фактором развития творческого сотрудничества учителей и учащихся, создания атмосферы духовной близости и сотворчества.

Организация исследовательской деятельности детей...

Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности. Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задать вопрос