Библиографическое описание:

Кочегин А. В. Основные направления совершенствования таможенных операций при исполнении импортной сделки // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 404-406.

В статье рассмотрены актуальные вопросы совершенствования таможенных операций при исполнении импортной сделки.

Ключевые слова: сделка, таможенная операция, таможенная процедура, комплаенс, «единое окно»

 

В современных условиях экономика России находится в определенной зависимости от экономики других стран. Отдельная страна практически не в состоянии производить всю необходимую для внутреннего рынка продукцию на высоком техническом уровне и/или требуемого качества, а также продукцию с оптимальным соотношением по принципу «цена-качество». Поэтому многие российские предприниматели стремятся выйти на внешние рынки, что позволяет им расширить внешнеторговые операции и получить большую прибыль. Однако для успешного ведения внешнеторговых операций необходимо знать таможенные операции и процедуры, которые составляют сущность таможенного дела.

Внешнеторговая деятельность является неотъемлемой частью экономики любой страны и развивается по двум основным направлениям: торговля и инвестиции.

Традиционно приоритетным направлением внешнеторговой деятельности считается экспорт, так как он непосредственно связан с притоком иностранного капитала в страну и получением дохода конкретным предприятием-экспортером.

Однако в последнее время значительно расширилось влияние на экономику России импортных операций как составляющей части внешнеторговой деятельности.

Так, в сфере торговли ввоз импортной продукции способствует развитию конкуренции среди отечественных товаропроизводителей и товаров импортного производства; ввоз сырья, полуфабрикатов и материалов обеспечивает интеграцию импорта в промышленное производство России; иностранные инвестиции в экономику страны осуществляются в виде поступления кредитов и займов или денежных и основных средств для развития совместных предприятий.

Стоит также заметить, что с точки зрения предприятия-импортера импортная сделка не является итоговой операцией: так же как и у экспортеров, конечная цель импорта — это получение прибыли конкретным предприятием. Таким образом, при принятии решения об импорте товаров, работ или услуг предполагается получение в дальнейшем прибыли, например от перепродажи товаров, или от реализации собственной продукции, изготовленной с использованием иностранного сырья и тому подобное.

Практика исполнения внешнеторговых сделок, наряду с положительным эффектом, выявила и ряд сложных проблем, связанных непосредственно с импортными операциями. Так, на практике отечественные предприятия и организации столкнулись с тем, что внешнеторговая деятельность несет в себе повышенную долю рисков в силу ее особенностей.

При этом аудиторские проверки показали, что импортеры несут убытки из-за недостаточного контроля за различного рода рисками: валютным, коммерческим, финансовым и так далее. В этой связи актуальным является вопрос правильного отражения импортной сделки, так как она является основой для формирования себестоимости продукции (работ, услуг) и, в конечном счете, напрямую повлияет на прибыль предприятия.

Помимо прочего для успешной реализации импортной сделки серьезное значение приобретает надлежащее выполнение таможенных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Таким образом, в современных условиях мирового хозяйства, объективными характеристиками которого являются усиливающаяся глобализация и интеграция, внешнеторговая деятельность любого предприятия должна быть тщательно спланирована с учетом специфики каждой отрасли и особенностей конъюнктуры конкретных мировых рынках. В связи с этим увеличивается роль стратегического планирования как инструмента, обеспечивающего эффективный процесс реализации внешнеэкономических связей и формирующего рациональную и обоснованную структуру внешнеэкономической деятельности, позволяющую повысить экономический потенциал участника международных экономических отношений.

Импорт — это ввоз товаров в страну из других государств. Под импортом в мировой экономической практике понимается и статистически учитывается: во-первых, ввоз в страну товаров зарубежного происхождения непосредственно из страны-производителя или страны-посредника для личного потребления либо же для их переработки с целью потребления внутри страны или вывоза из нее; во-вторых, ввоз в страну товаров для их переработки под таможенным контролем; и, в-третьих, ввоз товаров из зон свободной торговли [12].

Внешнеторговые сделки двух или более сторон в процессе их производственной и хозяйственной, включая торговую, деятельности оформляются контрактом, совершаемым, как правило в письменной форме. Отношения, возникающие из контракта, называются контрактными, а обязательства сторон, вытекающие из контракта, обязательствами по контракту. При выборе партнёров по сделке учитывается множество факторов: вид и предмет сделки, страна заключения и исполнения договора, возможности рынка, наличие конкурентов, конъюнктурные особенности рынка. В случае отыскания лучшего импортера из нескольких возможных необходимо решить вопросы выбора страны покупателя и наиболее выгодного контрагента в ней. И только решив эти вопросы, следует установить контакты с вероятными импортерами [11].

Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) установлен принцип равенства субъектов при перемещении товаров через таможенную границу ТС. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством ТС [10]. ТК ТС определяет порядок действий в отношении товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу на таможенную территорию и к вывозу с таможенной территории ТС, а также определяет категории лиц, обязанных соблюдать этот порядок [1].

Операции, предшествующие декларированию товаров и транспортных средств установлены главами ТК ТС. К ним относятся: прибытие товаров на таможенную территорию ТС; временное хранение товаров и транспортных средств и убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории ТС.

В качестве направлений, позволяющих улучшить работу каждого участника ВЭД при исполнении импортной сделки, нами были выделены: внедрение процедур комплаенс в деятельность участников ВЭД и применение системы «единого окна».

Внедрение системы комплаенс у участника ВЭД можно рассматривать в качестве способа завоевания доверия и у контролирующих органов, что в свою очередь, позволит получить статус «добропорядочного участника ВЭД» и воспользоваться сопутствующими статусу льготами и упрощениями.

Преимуществами комплаенс для участников ВЭД являются:

-           во-первых, оптимизация отношений с контрагентами (обеспечение соблюдения договорных обязательств по внешнеторговым контрактам; выявление случаев мошенничества партнеров; сведение к минимуму репутационных рисков);

-           во-вторых, оптимизация отношений с контролирующими органами (сведение к минимуму рисков, связанных с репутацией организации, от которой в том числе зависит попадание в «белые списки» контролирующих органов; снижение издержек от привлечения к административной ответственности и наложении штрафов; использование преимуществ от ведения легальной деятельности — получение статуса уполномоченного экономического оператора со всеми вытекающими упрощениями и ускорениями таможенных процедур; использование упрощений, связанных с прохождением таможенного контроля после выпуска товаров: в соответствии с международными стандартами, вместо проведения таможенной проверки могут быть использованы результаты внутреннего контроля в организации, элементами которого является комплаенс система) [4].

Внедрение системы «единого окна» обеспечивает ясные выгоды, приобретаемые как представителями бизнеса, так и контролирующими государственными органами. Подготовка и предоставление стандартного пакета документов фирмой-трейдером в стандартном виде и один раз, приведет к ускорению проведения сделки, снизив затраты на получение документов и обеспечив прозрачность правил контроля [6].

Комплексное совершенствование таможенных операций в дальнейшем будет положено в основу устойчивого развития не только участников ВЭД, объектов околотаможенной инфраструктуры, но и собственно таможенных органов России. Все это предполагает дальнейшее повышение эффективности взаимодействия участников ВЭД и Федеральной таможенной службы по всем направления. Реализация мероприятий, полученных в ходе исследования в отношении импорта продукции, позволит повысить эффективность работы участника ВЭД на внешних рынках, следовательно, приведет к повышению эффективности его функционирования в целом.

 

Литература:

 

1.      Таможенный кодекс таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17.

2.      О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ.

3.      О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р.

4.      Боброва О. Г. Таможенный контроль и процедуры комплаенс участника ВЭД // Таможенные чтения — 2014. Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела (к 20-летию Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под общ. ред. профессора А. Н. Мячина. — СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2014. — C. 29–35.

5.      Бякин Г. И. Таможенные операции: учебное пособие. — СПб.: ИЦ Интермедия, 2014. — 268 с.

6.      «Единое окно» Таможенного союза требует единого управления: Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.tsouz.ru/db/it/Documents/4.pdf.

7.      Костин А. А., Костина О. В. Перспективы применения информационных технологий в процессе осуществления таможенного администрирования // Проблемы законодательного регулирования Интер-нет-ресурсов и правового разрешения конфликтов с участием субъектов Интернет-сообщества: материалы междунар. Науч.-практ. Конф. В рамках проекта «Российско-украинские криминалистические чтения на Слобожанщине». Г. Белгород, 19 апреля 2013 г. / отв. Ред. И. М. Комаров. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — С. 110–113.

8.      Костин А. А., Костина О. В. Перспективы развития таможенного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза // Academic science — problems and achievements V. — North Charleston, USA, 2014. — Vol. 2. — С. 181–184.

9.      Костин А. А., Костина О. В., Москаленко О. А. TRANSFORMATION OF RUSSIAN CUSTOMS POLICY IN MODERN CONDITIONS // Science, Technology and Higher Education: materials of the III international research and practice conference, Vol. I, Westwood, October 16th, 2013 / publishing office Accent Graphics communications — Westwood — Canada, 2013. — Р. 245–251.

10.  Костин А. А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие. — СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. — 340 с.

11.  Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник для бакалавров / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин; под ред. Е. Ф. Прокушева. — 8-е изд. перераб. и допол. — М.: Юрайт, 2012. — 527 с.

12.  Прокушев Е. Ф., Костин А. А., Москаленко О. А. Современные условия интеграции России в систему мирохозяйственных связей. European Science and Technology: materials of the international research and practice conference, Vol. I, Wiesbaden, January 31st, 2012 / publishing office «Bildungszentrum Rodnik e. V».. — c. Wiesbaden, Germany, 2012. P. 707–717.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle