Библиографическое описание:

Мустафакулов А. А., Абдурасулов Ф. П. Концептуальный подход к понятию «мониторинг» в педагогической науке // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 671-673.

Ключевые слова: мониторинг, интернационализация образования, инновационный процесс в образовании, вузовкая наука

 

В настоящее время в Республике Узбекистан разворачиваются следующие тесно взаимосвязанные между собой процессы:

-        переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатели наличия и эффективности внутривузовских систем контроля качества образования;

-        широкое распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества;

-        интернационализация образования и необходимость гармонизации образования в Республике Узбекистан, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг.

Указанные процессы требуют активного внедрения и организации функционирования внутривузовских систем контроля качества высшего профессионального образования.

В ряде региональных отечественных систем образования в результате участия в различных проектах, были созданы центры социально- педагогического мониторинга, или информационно-аналитические центры оценки качества образования, обеспечивающие текущий контроль динамики образовательной сферы в регионе.

Вследствие чего мониторинг постепенно вытесняет традиционные методы исследований и обследований различных объектов и систем. Он становится отдельным самостоятельным направлением, сочетающим в себе функции измерения исследования, эксперимента, информации и управления.

В целом, мониторинг в образовании, обращенный к сфере управления, позволяет собирать необходимую информацию для принятия различного рода решений. Для выполнения данной функции важны следующие условия:

-  необходимость полноты информации для принятия решений;

-   информация, полученная в процессе мониторинга, должна служить целям эффективного управления качеством образования.

Определяя сущность мониторинга, можно попытаться отразить состояние развития процесса управленческого контроля в настоящее время.

Мониторинг — комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании сложной системы с целью управления ею.

Мониторинг — система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

Здесь можно рассмотреть одну из главных составляющих мониторинга, которая прочно закрепилась как основная функция, — это неразрывность мониторинга и системы управления. От простого слежения, наблюдения мониторинг перешел к системе действий, мер, ориентированных на сбор информации, определения назначения этой информации для использования в управленческой деятельности.

Мониторинговая деятельность представляет собой определенную систему подходов в диагностике различных сторон образовательного процесса. Сама по себе структура образовательного процесса сложна, и группы объектов, из которых состоит данный процесс, связаны между собой системой причинно-следственных, генетических и функциональных связей. Для того, чтобы вскрыть его глубины, устойчивость, необходимо распознать как предшествующие, существующие в настоящем, так и будущие тенденции развития. Поэтому актуальны следующие подходы:

Инверсионный подход рассматривает изменение направленности образовательного процесса от внешних проявлений к внутренним и наоборот. Важно подчеркнуть, что данная инверсия осуществляется непрерывно и представляет собой сложный процесс качественного углубления диагностики.

Прогностический подход непосредственно связан с инверсионным и заключается в том, чтобы на основе имеющихся тенденций развития образовательного процесса, предвидеть его возможные направления, выбрать педагогические и управленческие меры коррекции и предупреждения недостатков.

Системно-интегральный подход дает возможность собрать достаточно полную, объективную информацию о развитии. Информация о течении образовательного процесса нуждается в качественной переработке, которая возможна лишь при использовании системно-интегрального подхода, который заключается в рассмотрении процесса не как простого сочетания различного рода элементов, качеств, сторон, но и как нечто единое и качественно новое по сравнению с теми элементами, которые составляют целое.

Сочетая в себе все вышеперечисленные подходы и имея предметом изучения реальные объекты, мониторинг наиболее близок эмпирическому исследованию. Если учитывать, что эмпирическое исследование — научное исследование, направленное на получение факторов фиксирующего значения, то в результате можно получить систему факторов и эмпирических зависимостей, что отчасти соотносится и с мониторингом. Эмпирическое исследование состоит из трех этапов:

-        подготовительный;

-        сбор информации;

-        систематизация и обобщение данных.

Мониторинг также включает в себя эти три этапа, но они скорее носят нелинейный характер. Мониторинг имеет и существенные отличия от эксперимента, поэтому нельзя отождествлять эти два понятия. Для мониторинга важно как можно более точно и надежно описать исследуемый объект, и сделать это ограниченным набором показателей практически невозможно. Далее, мониторинг не включает в себя вмешательство в естественное развитие объекта исследования, не имеет целью подтверждение или опровержение гипотез, а эксперимент связан именно с доказательством или опровержением той или иной теории.

Следуя системному подходу, объект мониторинга следует рассматривать:

-                   в качестве элемента более широкой системы, учитывая все связи объекта и системы в целом;

-                   в качестве некоторой системы, вычленяя элементы, в нем содержащиеся, определяя внутренние связи объекта;

-                   при наличии базы сравнения.

При определении объекта мониторинга исследователи предлагают пользоваться следующим требованиями:

-                   обозначение области применения объекта мониторинга;

-                   наличие проблемной ситуации в объекте мониторинга;

-                   использование системного подхода при описании объекта мониторинга;

-                   наличие базы сравнения для анализа объекта мониторинга в виде заданных стандартов и норм;

-                   присутствие фактора времени как обязательного внешнего фактора, оказывающего влияние на объект мониторинга.

В нашем исследовании объектом мониторинга является качество образовательного процесса вуза.

Во множестве примеров мониторинга проявляется характерная особенность способа наблюдения и контроля, состоящая в использовании группы параметров, ограниченных по количеству, но в своей совокупности отражающих картину исследуемого процесса во всей интересующей наблюдателя полноте. Таким образом, при мониторинговом слежении и прогнозировании не обязательно стремиться к сбору максимального количества информации об объекте. В некоторых системах для оценки его состояния и прогнозирования используется определенный ограниченный информационный набор, при этом данный набор оказывается оптимальным для фиксации состояния системы, для обеспечения ее контролирования и прогноза в приемлемых границах точности.

Необходимо оговорить и тот факт, что мониторинг в своей основе содержит процесс измерения. Измерение в социальных системах представляет собой способ упорядочения социальной информации, при котором системы чисел и отношений между ними ставятся в соответствие ряду измеряемых социальных факторов. Статистические нормы измерений социальных объектов, используемые ранее, не давали удовлетворительных результатов при составлении параллельных форм и вариантов. Одно из направлений по разрешению этого кризиса предложило механизм перекрестной валидизации здравым смыслом. Другой метод основывается на том, что педагогические измерения должны использовать различные методы обоснования выносимых оценок.

Следует указать на успешность комплексного оценивания многовариативных и непрерывных системных процессов, состоящих в динамической зависимости, с использованием дискретных параметров, показателей, индикаторов, что дает возможность выделить теоретико-методологические и технологические критерии мониторинга систем.

Мониторинг как сложное явление может быть охарактеризован и как система, и как процесс. Как система, искусственно созданная, мониторинг представляет собой организованно взаимосвязанные элементы. Свойство организованности системы выражает не случайное суммирование ее элементов, а специально созданную организацию их взаимодействия. Следуя из этого, можно предположить, что система мониторинга будет функционировать только в том случае, если все ее элементы будут иметь конкретное содержание, их взаимодействие организовано на основе научной базы и научно-обоснованных принципах. Как процесс, мониторинг является последовательным сбором важной и разносторонней информации (например, в нашем случае об образовательном процессе), ее обработку, систематизацию, анализ, оценку, интерпретацию, прогнозирование, выработку мер по коррекции процесса развития системы и созданных для нее условий.

 

Литература:

 

1.                  Орлов, A. A. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. — № 3.

2.                  Мустафакулов А. А., Мустафакулов А. «Качество образования и его обеспечение в педагогических образовательных учреждениях» //Молодой учёный. № 6 (65) / 2014 г. Казань.

3.                  Беляева Е. В. Концептуальные подходы к понятию «мониторинг» в педагогической науке. Материалы VIII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-кавказскому региону». Т.2. Общественные науки. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. — 0, 1 п.л.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle