Интернационализация профессионального образования как требование времени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 16.01.2015

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Гаффоров А. Х., Алимова М. М. Интернационализация профессионального образования как требование времени // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 506-509. — URL https://moluch.ru/archive/82/15007/ (дата обращения: 20.07.2018).

Основным направлением совершенствования национальной программы системы образования Республики Узбекистан является постоянное и неуклонное повышение уровня профессиональной подготовки кадров, их соответствие международным стандартам и социально-экономическим потребностям, современной жизни с целью обеспечения студенческой мобильности и интеграции в мировом сообществе.

С учетом основных тенденций развития инновационных процессов в системе профессионального образования, а именно, переход в глобальное инфокоммуникационное пространство проводится активная работа по трансформации традиционного подхода к учебно-воспитательному процессу с качественно высоким уровнем образования, то есть:

-        разрабатываются и внедряются современные образовательные программы по модульным технологиям в области профессиональной педагогики и дидактики;

-        модернизируются учебно-методические комплексы с использованием инновационных образовательных технологий.

В результате усиливающихся интеграционных процессов формируется единое мировое образовательное пространство, когда вузам необходимо решать свои финансовые проблемы, а студентам — вопросы, связанные с получением более качественного образования, общепризнанных дипломов, дающих право на последующее достойное трудоустройство и выстраивание карьеры.

На международном уровне интернационализация находит выражение в интеграции таких форм сотрудничества вузов как: участие в международных исследовательских проектах; формирование новых стандартов, учебных планов и образовательных программ; организации индивидуальной и институциональной академической мобильности студентов, профессорско-преподавательского состава и персонала в образовательных целях. Интернационализация на национальном уровне связана с качеством профессионально-педагогического образования в университете и предполагает целенаправленное воздействие на совокупный результат деятельности субъектов профессионального образования в вузе, обеспечивающий повышение авторитета заведения и его высокие рейтинговые показатели. Интернационализация диктует необходимость партнерских отношений между комплексами образовательных отношений и между вузами, вузами и производственными предприятиями и научными центрами.

Если традиционное обучение воспроизводит, в основном, опыт прошлого, а учебное знание существенно отстает от современных достижений научно-технического прогресса, то образование в интересах устойчивого развития должно ориентироваться на проблемы будущего. Сегодня актуальна концепция профессионально-развивающего образования, которая имеет интегративную природу. Студенты образовательной программы педагогов профессионального обучения (по отраслям) должны иметь знания по педагогике и психологии, знать современное производство, быть руководителями и исследователями. Иными словами, обучающийся должен осуществить с той или иной мерой полноты усваиваемую в процессе обучения деятельность. Причем, будущий специалист уже в годы обучения должен получить не только опыт выполнения специальных функций по профессии, но и социально-производственный опыт. Он поможет ему впоследствии успешно интегрироваться в производственную и корпоративную среду предприятия и легче перенести социально-производственную адаптацию. Студенту дается возможность в процессе обучения в вузе осваивать рабочие специальности.

Стержневым рычагом в профессиональной подготовке педагога профессионального обучения являетсяидея соединения обучения с производительным трудом. Идея не нова, но в настоящее время актуальность её усиливается. И. Г. Песталоцци, реализовавший идеи «образования для индустрии», доказавший, что образование требует развития разнообразных способностей и навыков, в которых нуждается промышленность, сегодня краеугольным камнем подготовки педагога профессионального обучения в контексте реализации интернационализации образования является связь процесса обучения с производством, поэтому идея интеграции образования с промышленным производством и бизнесом становится одной из доминирующих вопросов в образовании.

Однако в соответствии подготовки выпускников системы высшего педагогического образования современным перспективным потребностям общества сталкиваются с многочисленными проблемами. Совокупность этих проблем может быть представлена следующими кластерами:

I.        Аксиологические проблемы.

-          Студенты педагогических вузов не мотивированы к освоению субъектной позиции по отношению к будущей образовательной деятельности, к образовательному процессу вуза (активное осмысление проблем, возникающих в образовательной деятельности вуза; участие в инициировании и проектировании системных изменений в вузе; управление качеством собственной деятельности; участие в управлении качеством деятельности вуза и т. д.);

-          отсутствует аксиологически ориентированная система педагогической поддержки процессов, обеспечивающих качество подготовки будущих учителей и непрерывное профессиональное развитие их наставников — преподавателей вуза;

-          отсутствует система развития карьеры будущего учителя как исследователя (выявление и формирование профессиональных запросов студентов бакалавриата и магистратуры, оценка и предъявление требований со стороны вузов, НИИ и производства; анализ факторов успешности карьеры молодого исследователя и др.);

-          значительная часть студентов воспринимает вуз не как необходимый этап развития своих исследовательских и педагогических компетенций, а как место, полезное для дальнейшего карьерного роста, не связанного с научной или преподавательской деятельностью.

II.     Системные проблемы.

-          в сфере научно-исследовательской и инновационной деятельности вузов реализуется ситуационное управление традиционного типа (при этом не только студенты, но и преподаватели, как правило, обречены на роли исполнителей, а не субъектов процесса);

-          отсутствует объективная, прозрачная и понятная всем субъектам система признания результатов образования в каждом модуле;

-          в вузах отсутствует широкая, гибкая система продвижения важнейших достижений науки в образовательную практику; реально имеющиеся успешные прецеденты научно-образовательной интеграции, способной обеспечить указанное продвижение, не становятся «точками инновационного роста» и развития деятельности вузов;

-          в вузах не формируется и не реализуется единая программа, системно поддерживающая исследования, начиная со студенчества и заканчивая несколькими годами после защиты диссертации;

-          кафедры вузов, чаще всего, формально участвуют в научно-исследовательской деятельности образовательных учреждений; при этом в силу того, что образовательная деятельность кафедр редко опирается на исследования преподавателей, страдает качество этой деятельности.

III.        Психологические проблемы.

-          большинством преподавателей не осознается необходимость перехода с позиции передатчика, репродуктивно воспроизводящего существующих знаний, идей, ценностей и смыслов, также на позицию источника новых знаний, идей, ценностей и смыслов для будущего учителя;

-          не сформирована готовность профессорско-преподавательского состава вузов общаться со студентом на уровне научно-образовательной деятельности, адаптированной к изменяющейся ситуации в вузе в переходный период;

-          отсутствует система психолого-педагогической поддержки и сопровождения студентов вуза, позволяющая снизить барьеры инициирования системных изменений и участия в них рассматриваемых носителей интеллектуального потенциала вуза;

-          учащиеся и студенты не обладают достойным «пакетом компетенций» (социальных, профессиональных, творческих).

IV.        Организационные проблемы.

-          отсутствует механизм принятия взаимных обязательств вуза, преподавателей, студентов и контроля того, как они соблюдаются;

-          имеет место дефицит необходимых организационных компетенций всего персонала вуза и их воспроизводства;

-          несовершенство образовательных программ и технологий, неадекватность их актуальным потребностям, отсутствует преемственность образовательных программ вузов.

Следует сказать о том, что интернационализация профессионального педагогического образования сосуществует с новыми концепциями глобализации и европеизации. При этом если интернационализация, как уже отмечалось, относится к внутри- и межнациональным отношениям, то глобализация находится за национальными границами и национальными требованиями к образованию. Таким образом, под глобализацией одни ученые понимают установление взаимозависимого экономического, политического и образовательного пространства; другие — универсализацию различных сфер общественно — политической жизни.

Глобализация, несомненно, оказывает значительное воздействие на развитие высшего образованиякак напрямую — что выражается в увеличении финансирования образования, так и косвенно — что проявляется в необходимости соответствия компетенций, получаемых студентами, по потребностям рынка труда. Изменился сам статус образования — оно превратилось в сферу образовательных услуг, на которую распространяется действие рыночного механизма с его законами спроса и предложения, жесткой конкуренции.

Под европеизацией исследователи понимают выработку специфического подхода к обучению, культивирующего чувство принадлежности к единому социальному и культурному пространству. Процесс европеизации имеет далеко идущие цели в изменении ментальности общественного сознания в направлении выработки общеевропейских ценностей, норм, подходов, институтов и др.

Таким образом, логика связи глобализации, интернационализации и европеизации диктует вузам необходимость пересмотра образовательных программ и необходимость разработки новых стратегий и тактик, от которых во многом зависит эффективное функционирование национальных систем образования и их рациональное, в национальных интересах осуществляемое, включение в мировую образовательную систему.

 

Литература:

 

1.      Ермаков Д. С. Образование для устойчивого развития.-Педагогика, 2006.

2.      Большой энциклопедический словарь. 2-е издание — М., 1998. — С. 568.

3.      Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии». М.: Народное образование, 1998.

4.      Кудрявцев П. О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. М. Знание. 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, студент, профессиональное обучение, III, процесс обучения, профессиональное образование, проблема, интернационализация, будущий учитель, управление качеством.


Похожие статьи

Среднее профессиональное образование будущего...

В организации процесса общения учителя и ученика включить в школьную программу обобщающие специальные курсы. (Внедрение такой формы организации процесса обучения будет тогда подобно лаборатории

Профессиональное образование как достояние личности.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Практика подготовки педагогов профессионального обучения в технических вузах показала, что ориентация их только на преподавание теоретических дисциплин не отвечает возросшим требованиям системы профессионального образования.

Проблема повышения качества образования в вузе

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

От будущих учителей профессионального образования требуется целенаправленное использование интерактивных методик обучения, тестовых заданий, конкретных ситуаций...

Усовершенствование процесса обучения, направленного на...

учебный материал, педагогическое мастерство, процесс обучения, будущий преподаватель, профессиональное образование, развитие, профессиональное обучение, учебный процесс, форма обучения, студент.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

Говоря сегодня о процессе обучения в вузе, его всё больше связывают с понятием «качество». Несмотря на это в настоящее время среди учёных-педагогов нет единого подхода к понятию «качество». Некоторое время назад качество обучения студентов вузов в первую очередь...

Система профессионального образования: проблемы и пути...

Т. е. процесс обучения, предполагающий лекционные и семинарские занятия, будет дополнен непосредственной работой студентов на предприятиях.

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем высшего профессионального образования.

Управление качеством практического обучения студентов...

Качество практического обучения будущих рабочих и специалистов, в первую очередь, зависит от эффективного управления учебно-производственным процессом в учебных заведениях технического и профессионального образования.

Особенности профессионального обучения...

профессиональная позиция, профессиональное обучение, будущая профессиональная деятельность, профессиональное становление, процесс обучения, вуз, профессиональная деятельность...

Среднее профессиональное образование будущего...

В организации процесса общения учителя и ученика включить в школьную программу обобщающие специальные курсы. (Внедрение такой формы организации процесса обучения будет тогда подобно лаборатории

Профессиональное образование как достояние личности.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Практика подготовки педагогов профессионального обучения в технических вузах показала, что ориентация их только на преподавание теоретических дисциплин не отвечает возросшим требованиям системы профессионального образования.

Проблема повышения качества образования в вузе

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

От будущих учителей профессионального образования требуется целенаправленное использование интерактивных методик обучения, тестовых заданий, конкретных ситуаций...

Усовершенствование процесса обучения, направленного на...

учебный материал, педагогическое мастерство, процесс обучения, будущий преподаватель, профессиональное образование, развитие, профессиональное обучение, учебный процесс, форма обучения, студент.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

Говоря сегодня о процессе обучения в вузе, его всё больше связывают с понятием «качество». Несмотря на это в настоящее время среди учёных-педагогов нет единого подхода к понятию «качество». Некоторое время назад качество обучения студентов вузов в первую очередь...

Система профессионального образования: проблемы и пути...

Т. е. процесс обучения, предполагающий лекционные и семинарские занятия, будет дополнен непосредственной работой студентов на предприятиях.

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем высшего профессионального образования.

Управление качеством практического обучения студентов...

Качество практического обучения будущих рабочих и специалистов, в первую очередь, зависит от эффективного управления учебно-производственным процессом в учебных заведениях технического и профессионального образования.

Особенности профессионального обучения...

профессиональная позиция, профессиональное обучение, будущая профессиональная деятельность, профессиональное становление, процесс обучения, вуз, профессиональная деятельность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Среднее профессиональное образование будущего...

В организации процесса общения учителя и ученика включить в школьную программу обобщающие специальные курсы. (Внедрение такой формы организации процесса обучения будет тогда подобно лаборатории

Профессиональное образование как достояние личности.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Практика подготовки педагогов профессионального обучения в технических вузах показала, что ориентация их только на преподавание теоретических дисциплин не отвечает возросшим требованиям системы профессионального образования.

Проблема повышения качества образования в вузе

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

От будущих учителей профессионального образования требуется целенаправленное использование интерактивных методик обучения, тестовых заданий, конкретных ситуаций...

Усовершенствование процесса обучения, направленного на...

учебный материал, педагогическое мастерство, процесс обучения, будущий преподаватель, профессиональное образование, развитие, профессиональное обучение, учебный процесс, форма обучения, студент.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

Говоря сегодня о процессе обучения в вузе, его всё больше связывают с понятием «качество». Несмотря на это в настоящее время среди учёных-педагогов нет единого подхода к понятию «качество». Некоторое время назад качество обучения студентов вузов в первую очередь...

Система профессионального образования: проблемы и пути...

Т. е. процесс обучения, предполагающий лекционные и семинарские занятия, будет дополнен непосредственной работой студентов на предприятиях.

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем высшего профессионального образования.

Управление качеством практического обучения студентов...

Качество практического обучения будущих рабочих и специалистов, в первую очередь, зависит от эффективного управления учебно-производственным процессом в учебных заведениях технического и профессионального образования.

Особенности профессионального обучения...

профессиональная позиция, профессиональное обучение, будущая профессиональная деятельность, профессиональное становление, процесс обучения, вуз, профессиональная деятельность...

Среднее профессиональное образование будущего...

В организации процесса общения учителя и ученика включить в школьную программу обобщающие специальные курсы. (Внедрение такой формы организации процесса обучения будет тогда подобно лаборатории

Профессиональное образование как достояние личности.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Практика подготовки педагогов профессионального обучения в технических вузах показала, что ориентация их только на преподавание теоретических дисциплин не отвечает возросшим требованиям системы профессионального образования.

Проблема повышения качества образования в вузе

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

От будущих учителей профессионального образования требуется целенаправленное использование интерактивных методик обучения, тестовых заданий, конкретных ситуаций...

Усовершенствование процесса обучения, направленного на...

учебный материал, педагогическое мастерство, процесс обучения, будущий преподаватель, профессиональное образование, развитие, профессиональное обучение, учебный процесс, форма обучения, студент.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

Говоря сегодня о процессе обучения в вузе, его всё больше связывают с понятием «качество». Несмотря на это в настоящее время среди учёных-педагогов нет единого подхода к понятию «качество». Некоторое время назад качество обучения студентов вузов в первую очередь...

Система профессионального образования: проблемы и пути...

Т. е. процесс обучения, предполагающий лекционные и семинарские занятия, будет дополнен непосредственной работой студентов на предприятиях.

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем высшего профессионального образования.

Управление качеством практического обучения студентов...

Качество практического обучения будущих рабочих и специалистов, в первую очередь, зависит от эффективного управления учебно-производственным процессом в учебных заведениях технического и профессионального образования.

Особенности профессионального обучения...

профессиональная позиция, профессиональное обучение, будущая профессиональная деятельность, профессиональное становление, процесс обучения, вуз, профессиональная деятельность...

Задать вопрос