Библиографическое описание:

Кубрякова М. Г., Султанова Т. А. Инновационные механизмы управления качеством образовательного процесса // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 762-765.

В сложившихся социально-экономических условиях развития России приоритетной долгосрочной задачей необходимо считать становление инновационной системы профессионального обучения, соответствующей современным тенденциям модернизации образования. Изменившиеся потребности общества проявляются в социальном заказе на выпускника современного образовательного учреждения, в высоких требованиях к качеству его образования. В связи с этим особое внимание уделяется личностным качествам обучающихся, педагогический процесс выстраивается с учётом их внутреннего потенциала с параллельным психологическим сопровождением. Важным условием обучения становится прогрессивное содержание образовательных программ, позволяющее развивать креативность, профессионально значимые компетенции, умение адаптироваться к быстрым темпам смены технологий, навыки работы с проектами, способность применять свои знания к решению возникающих проблем [10]. Существующая динамика развития профессионального образования предполагает развитие системы оценки качества обучения.

Оценка качества обучения — диагностика образовательного процесса с целью внесения при необходимости корректировочных элементов в обучение, укрепление взаимосвязи между обучающими учреждениями и организациями, являющимися потребителями образовательных услуг, предоставляемых выпускниками, разработка методов и оценочных средств для определения уровня качества обучения. Для изучения вопросов, касающихся качества образования, необходимо оперировать понятиями из данной области: образование, качество, обеспечение качества, улучшение качества, планирование качества, управление качеством образования.

«Образование — целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно- эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности» [7]. «Качество-совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности» [8]. Необходимо периодически проводить анализ требований к качеству, так как со временем потребности могут измениться. «Обеспечение качества — планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания уверенности в том, что объект будет удовлетворять требованиям по качеству» [6].

Существуют различия между внутренним обеспечением качества, которое создаёт уверенность у руководства, и внешним, которое создаёт уверенность у потребителя. «Улучшение качества — процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определенным политикой в области качества образования» [1]. «Планирование качества — деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов систем качества. Планирование качества охватывает планирование качества продукции, планирование управленческой и функциональной деятельности, подготовку программы качества и предложений по улучшению качества» [6]. «Управление качеством — методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству, а также ориентированные на устранение причин неудовлетворительного функционирования» [6].

Качество результатов образовательного процесса определяется степенью обученности и личностным ростом студентов. При этом предполагается не только развитие личностных функций обучаемых, но и приращение их мотивационной сферы, обеспечивающей эффективную самореализацию в учебно-профессиональной сфере. Изучая психологическую сторону деятельности, С. Л. Рубенштейн в своих работах отмечал, что любая деятельность человека, даже небольшое действие, будет осознанным, если ею движет цель. Поэтому мотивация обучения зависит напрямую от постановки цели и правильного понимания её сути не только преподавателями, но и студентами [7]. Грамотно сформулированная цель, направленная на достижение высокого уровня качества образования, является мотивирующим фактором для педагогического персонала, стимулируя его к повышению профессионального мастерства.

Понятие качества пронизывает все сферы жизнедеятельности нашего общества, в том числе и образования, становясь условием конкурентноспособности и жизнеобеспечения. Проблема качества является фундаментом всех образовательных реформ, на всех этапах реализации. Причины происхождения проблемы заключаются в изменении социальных и культурных ценностей современного общества. Прежние условия и приоритеты не соответствуют меняющемуся мировоззрению сообщества, которое базируется на гуманистических и национальных ценностях. Работа образовательных учреждений строится на основе международных стандартов качества ИСО, становятся приоритетными региональные и муниципальные педагогические системы, инновационные модели обучающих технологий характеризуют прогрессивные образовательные системы. Результаты работы в области менеджмента и маркетинга сопутствуют развитию рынка образовательных услуг.

В настоящее время качество образования рассматривается, во-первых, как результат учебной деятельности студентов; во-вторых, как показатель организации учебно-воспитательного процесса. Необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса закономерно обусловливает привнесение соответствующих изменений в управленческую деятельность администрации образовательного учреждения. Одной из главных задач этой деятельности является формулирование, согласование и утверждение центральных элементов понятия качества [5].

Управление качеством образования подразумевает профессиональную деятельность субъектов образования по предоставлению услуг потребителям. Благодаря реализации функций управления организуется совместная работа студентов, преподавателей, родителей, направленная на повышение качества обучения, необходимого для удовлетворения их потребностей в образовании.

Проблема управления качеством образования — одна из самых актуальных для любой образовательной организации, для каждого руководителя и педагога. Поэтому вышеперечисленные и другие причины дают учёным необходимые основания для разработки и внедрения в практику эффективных методов управления качеством [3].

Инновационные методы управления качеством образования выражаются в отказе от командно-административного подхода к управлению, в стимулирующей материально-экономической заинтересованности управленческого персонала, в первостепенности контроля за результативностью учебного процесса, а не за его ходом, в главенствующей роли самоконтроля при мониторинге протекания учебного процесса, в профилактике физических и психологических перегрузок представителей образовательного процесса.

Управление качеством образовательного процесса заключается в целенаправленном использовании методов и видов деятельности, носящих оперативный характер и имеющих заданное функциональное назначение. Так же оно обеспечивает «достижение прогнозируемых результатов, отвечающих требованиям социального заказа общества» [9].

Эффективность спроектированной системы управления качеством образования определяется целым спектром факторов, имеющих как позитивный, так и негативный оттенок. Выделяют четыре основных условия, обеспечивающих положительную динамику качества образования [3]: компетентный и квалифицированный педагогический состав; использование инновационных образовательных технологий наличие современного материально-технического и учебно-методического обеспечения; благоприятные обучающие условия; благоприятная коммуникативная среда.

В педагогической практике существуют репродуктивный, интерпретирующий, творческий уровни управления качеством. Репродуктивный уровень-управление по установленному образцу, не учитывая особенностей данной организации. Регулирующие действия, сроки и объёмы сбора информации осуществляются в соответствии с нормативной документацией и инструкциями. Интерпретирующий уровень- управление качеством образования, направленное на поиск новых способов, опирающихся на мониторинг учебного процесса и учитывающих особенности образовательной организации. Творческий уровень — базируется на подробном и всестороннем исследовании учебного процесса для нахождения новых рациональных решений. В управленческой деятельности администрации акцент смещается в сторону активного использования нестандартных методов, использовании инновационных технологий.

В современной системе управления качеством образования предпочтительным становится творческий уровень, гарантирующий соответствие учебно-воспитательного процесса мотивации, интересам, способностям обучающихся, в результате чего происходит развитие их личностных качеств, повышение самореализации, обученности.

Управление образовательным процессом традиционно осуществлялось на основе оценивания конечного результата. В настоящее время выделяются специальные критерии качества всех составляющих педагогического процесса и факторов, влияющих на окончательный итог. Поэтому, в результате отказа от традиционной системы управления качеством образования, происходит переход к современному развитию теории и практики в данной области [2].

Основным вектором современного подхода является целостный механизм управления качеством образования, опирающийся на принципы управления. В данный момент для образования актуальны такие принципы управления качеством как: перспективность, опережение, оптимальность, преемственность, объективность, комплексность [1]. Перспективность — направлена на реализацию долгосрочных задач образования. Опережение — предвидение дальнейших тенденций в образовании, возможных проблем, связанных с ухудшением внутренних или внешних условий протекания учебного процесса, для их своевременного предупреждения. Оптимальность — определение соответствия трудоёмкости, затраченной на достижение учебного результата, качеству этого результата. Преемственность — взаимосвязь и соответствие обучающих программ, применяемых на всех этапах обучения. Объективность — независимая оценка элементов качества образования. Комплексность — разносторонний анализ всех составляющих педагогической деятельности, гарантирующий качество образовательного процесса и его результатов.

Началом работы в ракурсе качества является комплексный анализ состояния образовательного учреждения на данный момент. А также выявление, рассмотрение положительных и отрицательных моментов самого образовательного процесса и деятельности обслуживающего его персонала. По результатам анализа проводится стратегическое планирование качества, в процессе которого разрабатываются долгосрочные мероприятия, позволяющие внести положительную динамику в развитие учебной организации и педагогическую деятельность ее персонала.

На этапе стратегического планирования формулируют цель, главные приоритеты учебной организации. Опираясь на спрос потребителей, пересматривают и меняют направление образовательных услуг. Главная цель планирования — стратегическое предвидение пути к достижению успеха за счёт повышения качества педагогической среды и учебных результатов.

Важную роль при стратегическом планировании играет умение администрации образовательного учреждения своевременно выявлять и немедленно устранять дефекты в работе, что значительно повышает качество обучения. Дефекты, снижающие качество образования, могут быть видимыми и скрытыми, внутренними и внешними [1]. Видимые дефекты — недостатки образования, легко устанавливающиеся в результате диагностики. Это может быть недостаток в знаниях и умениях, неформальное поведение, связанное с правонарушениями. Скрытые дефекты сложно поддаются мониторингу. Эти недостатки выявляются через некоторый промежуток времени, опираясь на метод наблюдения за учебным процессом в течение длительного периода или по отзывам работодателей [4]. Анализ последующей деятельности выпускников в таких случаях констатирует недостаточные навыки самореализации и адаптации в социальной среде.

Внутренние дефекты возникают из-за проблем в управленческой функции образовательного учреждения. Следствием данных проблем являются недостатки учебного и воспитательного процессов, негативная психологическая обстановка, отсутствие компетентности в кадровой политике. Составляющими компонентами внутренних дефектов могут быть: знания обучающихся по определённым дисциплинам, оценивающиеся ниже среднего уровня, нежелание работать вне урока, низкая способность к самообучению и самообразованию. Внешние дефекты являются результатом ослабленного взаимовлияния социальной среды и школы, школы и семьи. К данной группе дефектов можно отнести неопределённость общественно-гражданской позиции, отсутствие дисциплины, низкий уровень грамотности в социальных вопросах.

Изучение причин возникновения различных групп дефектов помогает вовремя их распознать и устранить. Идеальным вариантом является своевременная профилактика возникновения недостатков образования, так как последующая борьба с ними гораздо сложнее, и часто приводит к негативным и необратимым явлениям в обществе.

 

Литература:

 

1.      Варченко, Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении / Е. И. Варченко // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 471–474.

2.      Воротилов, В. И. Определение качества образования в новой парадигме управления / В. И. Воротилов, В. А. Исаев // Человек и образование. — 2006. -.№ 6. — С. 38–41.

3.      Данилова, Л. А. Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся.- Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/06/26/sovremennye-puti-i-sposoby-sovershenstvovaniya (Дата обращения 15.06.2015).

4.      Жуковский, В. П. Теоретико — методологические ориентиры проблемы оценки качества профессионального обучения / В. П. Жуковский, А. С. Косарев // Вестник СГТУ. — 2014. — № 1 (74). — С. 122–127.

5.      Полянская, Г. М. Управление качеством образования в современной школе: автореферат дисс. … к.п.н.: 13.00.01. — Саратов: СГУ, 2007. — 27 с.

6.      Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.

7.      Современная энциклопедия. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc1p/ (Дата обращения 15.06.2015).

8.      Справочник технического переводчика. — Интент.2009–2013 ГОСТ Р ИСО 9000–2000. — Режим доступа: http://intent.gigatran.com/ (Дата обращения 15.06.2015).

9.      Султанова, Т. А. Прогнозирование в деятельности руководителя образовательного учреждения / Т. А. Султанова // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2013. — № 2(151). — С. 232–237.

10.  Султанова, Т. А. О содержании курса «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» и его месте в подготовке магистра профессионального обучения / Т. А. Султанова // Актуальные задачи педагогики: материалы V Международной научной конференции. — Чита: Издательство «Молодой ученый», 2014. — С. 215–217.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle