Библиографическое описание:

Ложкина Н. П., Ложкина О. П. Самостоятельная физическая подготовка курсантов // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 838-841.

Физическая культура в силу своей специфики являются методологической и практической основой интегративной оздоровительной деятельности. Она позволяет человеку осознать не только телесную, но и социальную сущность. Занятиями физическими упражнениями играют значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в понимании людей поэтапно. С раннего возраста человеку внушают уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом.

Выдающийся французский педагог и общественный деятель, основатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен считал, что польза отдельных видов спорта для различных профессий неодинакова. Поэтому важность определения профессионально-прикладного значения видов спорта и их элементов, необходимость единой научно обоснованной методики их отбора и их отбора и группировки не вызывают сомнения.

После изучения профессии и составления профессиограммы нужно переходить к выбору профессионально-прикладных видов спорта. Для этого следует проанализировать возможные виды спорта и их элементы (причем перечень их не должен исчерпываться только программным материалом). Направленность видов спорта определяется не только структурой упражнений, но и особенностями их выполнения, игровым содержанием. Если физические упражнения направлены в основном на совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств, то они имеют, наравне с физической и функциональную направленность.

Мышцы составляют 40–45 % массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функции и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки

Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня (100 %ДМПК и выше), называется оздоровительной или физической тренировкой. Первоначальной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Важнейшей целью тренировки для курсантов является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основой причиной нетрудоспособности в современном обществе.

Многочисленные исследования ученых показывают, что, несмотря на умственную перегрузку, у курсантов имеется до 10–12 еженедельных свободных часов, которые можно использовать для занятий физической культурой и спортом во внеурочное время с целью повышения уровня физической подготовленности. Однако, часто из-за отсутствия достаточного двигательного режима дня, эти часы используются малоэффективно. Причем замечено, что малоподвижный образ жизни курсантов постепенно заглушает потребность двигаться и испытывать на себе определенное физическое воздействие, и, наоборот, систематические занятия физической культурой и спортом способствует возросшей потребности в движениях.

Передовая педагогическая практика показывает, что резервы повышения физкультурно-оздоровительной двигательной активности имеются в её урочной и внеурочной формах, и прежде всего в самостоятельной физической подготовке курсантов. Тем более, что в настоящее время четко прослеживается тенденция к организации дополнительных занятий физическими упражнениями и видами спорта у курсантов из-за резкого снижения уровня физической подготовленности и состояния здоровья. Ученые считают, что систематические домашние задания по физической культуре, организация индивидуальных и групповых занятий физическими упражнениями и видами спорта являются не дополнительной нагрузкой, а разгрузкой курсантов, переключением их с умственной работы на физическую. Они способствуют снятию усталости, напряжения, повышению жизненного тонуса и работоспособности. В связи с тем, что интересы общества требуют постоянного повышения работоспособности и производительности труда на производстве, очевидно, физкультурно- оздоровительная двигательная активность курсантов будет эффективнее при условии профилирования средств физического воспитания с учетом их обучения и будущей профессии.

Повышение уровня физической подготовки и эффективности физического воспитания у курсантов в большой степени зависит от формы организации занятий физическими упражнениями. Чем лучше организация, тем выше плотность и эффективность учебного процесса. Важно научить курсантов работать самостоятельно, определяя нагрузку по силам и подготовленности; выполнять такие упражнения, которые разносторонне воздействуют на организм, укрепляя не только мышцы, но и развивая внутренние органы.

Исследования в области медицины и физической культуры выявили 3 основные потребности человека:

1)      в двигательной активности;

2)      в рациональном питании;

3)      в эмоциональной гармонии.

Известно, что уменьшение объёма двигательной активности проводит к детренированности важнейших систем организм: сердечно-сосудистой, дыхательной системы, а также к снижению окислительно-восстановительной реакции и обменных процессов.

При выборе физических упражнений для самостоятельных занятий с курсантами мы руководствуемся следующими соображениями:

1)         предлагаемые нами упражнения должны сопровождаться наибольшим оздоровительным эффектом;

2)         способ их выполнения должен быть любым (индивидуальным, с партнером, в игровой форме);

3)         они должны быть доступными и легко дозируемыми;

4)         служить развитию физических качеств и аэробных возможностей.

За основу самостоятельных занятий целесообразно взять аэробные упражнения. Именно они наиболее эффективны в укреплении здоровья.

При систематически (3–4 нед. 40–45 мин.) их выполнение возникает тренировочный эффект или позитивные физические сдвиги.

Как показала практика, с помощью только аэробных физических упражнений сбалансированного функционирования организма не добавится: необходимо их выполнить упражнениями на гибкость, силу.

На выбор режима самостоятельных занятий влияют различные факторы. Среди них цели, которые преследует занимающийся, индивидуальное предпочтение, наличие отклонений в состоянии здоровья, двигательный опыт. Если, прежде всего, ставится задача — улучшение работы сердечно-сосудистой системы, нормализации её функций, то режим занятий должен способствовать совершенствованию физиологических регуляций в аэробном диапазоне мощностей. Если же основная проблема — избыточный вес, то нагрузки должны быть более длительными, но необходимо также соблюдение рациональной диеты и температурного режима занятий. Недостаточное развитие мускулатуры может быть устранено благодаря занятиям атлетической гимнастики, если есть такая возможность.

Существует несколько форм самостоятельных занятий. К ним относится: утренняя гигиенической гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы в режиме рабочего и учебного дня. Подвижные перемены относятся к физкультурно-рекреативной форме занятий, имеющей характер расширенного активного отдыха.

День каждого курсанта начинается с выполнения утренней гимнастики. Задача утренней гимнастики — способность более быстрому пробуждению организма, переходу его от сна к бодрствованию и трудовой деятельности. Сюда включаются упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхание. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость. Также нужно делать упражнения в течение учебного дня, выполняемые в перерывах между учебными и самостоятельными занятиями. Они обеспечивают предупреждение наступающего утомления, способствуют поддержанию высокой работоспособности на длительное время без перенапряжения. Оздоровительный бег и ускоренную ходьбу очень полезно включать в конце утренней гимнастики перед упражнениями на силу и восстановление дыхания, поскольку они не только способствуют успешной подготовке к сдачи контрольных нормативов, но и развитию общей выносливости-одной из важнейших физических качеств человека, повышая его работоспособность. Бег и ходьба является самым доступными и эффективными средствами физического воспитания. Они укрепляют суставы, сердечно-сосудистую систему, интенсифицируют дыхания, благоприятно воздействуют на нервную систему, нормализуют вес тела, повышают выносливость и работоспособность организма. Нужно только постоянно помнить, что, несмотря на естественную простоту, бег-сильнодействующее средство физического воспитания. Поэтому одним из важных педагогических требований в занятиях бегом будет постепенность и нарастание нагрузки, и систематичность выполнения.

К, так называемым крупных формам самодеятельных занятий тренировочного и физкультурно-рекреативного характера относятся индивидуальные и групповые занятия.

По содержанию они могут быть однопредметными (например, бег, ходьба, разновидности гимнастики: атлетическая, ритмическая и т. д.) и комплексными (например, сочетание упражнений циклической и игровой направленности и т. д.). Преподаватель физического воспитания должен тактично формировать индивидуальные физкультурно-спортивные интересы занимающихся поочередно, знакомя их с различными программами.

Качество построения и эффективность групповых занятий во многом будет зависеть от уровня физической образованности занимающихся, овладения ими специальными знаниями, умениями, навыками, а также наличия лидеров.

Прежде чем рассматривать различные средства физического воспитания, используемые в самостоятельных, индивидуальных и групповых занятиях, ознакомимся с определениями, характеризующими основные физические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость.

Физическими качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека.

Быстрота — способность человека к выполнению двигательных упражнений за кротчайший промежуток времени.

Сила — это способность преодоление внешнего сопротивления за счет собственных мышечных усилий.

Выносливость — это способность человека выполнять длительно упражнения без снижения скорости, силы.

Ловкость — способность овладения двигательным действием за кратчайший промежуток времени.

Гибкость — это способность выполнять упражнения с максимальной амплитудой в суставах.

По определению профессора Л. П. Матвеева, общая физическая подготовка представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности (либо в некоторых из них). Общая физическая подготовка является важнейшим средством обеспечения всесторонней физической подготовленности к высокопроизводительному труду.

Задача самостоятельно занимающегося состоит в том, чтобы в течение недели набрать необходимое количество упражнений или километража. Недельный двигательный режим следует рассматривать как минимальный в самоподготовке занимающихся.

Эффект нагрузки будет прямо пропорционален (при прочих равных условиях) её объёму и интенсивности. С возрастом и подготовленностью объём нагрузки должен увеличиваться, а интенсивность снижаться. Важно, чтобы упражнения в комплексе были подобраны на различные мышечные группы. Первое должно обязательно воздействовать на мышцы ног с целью подготовки сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к напряженной физической работе. Таким настроем может быть оздоровительный бег.

Исходя из требований недельного двигательного режима, комплекс может быть построен по такому принципу:

1.      Упражнения для рук и плечевого пояса — подтягивание на перекладине в висе и сгибания –разгибания рук из положения лежа.

2.      Упражнения для брюшного пресса и спины — поднимание прямых ног из положения, лежа на спине, или поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, а также наклоны туловища вперед с прямыми ногами.

3.      Упражнения для ног — приседания, прыжки со скакалкой и без неё. В самостоятельных занятиях в зависимости от состояния здоровья, степени тренированности можно выполнять от одного до трех «кругов», ориентируясь на безусловное выполнение еженедельной нормы.

Водные процедуры исключительно благотворно воздействуют на организм человека, особенно плавание, которое порой оказывает действие лучше лекарств.

Как известно, вода обладает высокой теплопроводностью, и пребывание в ней отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма.

Систематические занятия плаванием развивают ряд ценных физических качеств: выносливость, силу, быстроту, хорошую координацию движений.

Особенно укрепляются мышцы верхнего пояса, так как они стабилизируют тело при плавании, помогают сохранять его горизонтальное положение на воде. А это развивает «мышечный корсет», который предупреждает различные искривления позвоночника, особенно в молодом возрасте. Именно поэтому плавание является еще и лечебным средством, ликвидирующим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз. Занятия плаванием предупреждают развитие плоскостопия, так как работа ног в быстром темпе, постоянное преодоление сопротивления воды отлично тренируют мышцы и связки голеностопного сустава. При плавании нужно стремиться к продолжительному выдоху. Он, как правило, должен быть в три раза длиннее вдоха.

Занятия плавание наиболее эффективно тренируют правильный ритм дыхания. Это благоприятно сказывается на увеличении экскурсии грудной клетки и жизненной ёмкости легких.

В системе физического воспитания спортивные игры получили широкое распространение. Они культивируется в различных типах учебных заведениях.

К числу наиболее популярных в стране спортивных игр относятся: футбол и мини — футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, настольный теннис. Спортивные игры являются прекрасным средством активного отдыха после напряженного учебного дня. Занятия ими положительно влияют на центральную нервную систему, зрительный, вестибулярный, мышечный и другие анализаторы. У спорт-игровиков увеличивается объёмное и глубинное зрение, что благотворно влияет на профессиональное мастерство и помогает в повседневной жизни.

В оздоровительных целях большую пользу приносят занятия спортивными играми на свежем воздухе. Они способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшают обмен веществ, работу всех органов и систем организма.

Самостоятельные занятия по физической культуре должны проводиться, прежде, всего с целью снятия у курсантов умственного утомления.

Вот почему мощным резервом увеличения двигательного режима курсантов могут и должны стать систематические самостоятельные занятия по физической культуре, тесно связанные с учебной и внеучебной работой по физическому воспитанию. При этом первоначально необходимо решить две основные задачи:

Во-первых, определить условия, при которых самостоятельные занятия дают положительный результат.

Во-вторых, разработать и обосновать содержание, методику внедрения и систему контроля.

Многолетняя работа в этом направлении позволяет нам утверждать, что наибольший эффект и их реализации возможен лишь при условии соблюдения ряда требований:

1)                 обязательной взаимосвязи с конкретным материалом учебной программы и с программой предстоящих массовых спортивных соревнований;

2)                 доступности и простоты, позволяющих выполнять эти занятия в домашних условиях;

3)                 наличия четко поставленной цели и владения занимающих правильной методикой выполнения упражнений;

4)                 Постоянного и систематического контроля со стороны преподавателя и занимающегося;

5)                 Эмоционального настроя выполняющего самостоятельные занятия и содержательности комплекса

Конечная задача самостоятельных занятий — повышение уровня здоровья каждого курсанта.

Конечная цель научного поиска в области оздоровительной физической культуры — дать каждому курсанту оптимальный и адекватный его склонностям и возможностям рецепт здоровья.

 

Литература:

 

1.      Орешин Ю. А. К здоровью через физкультуру. — М. Физкультура и спорт,1999.

2.      Журвлев Е. П. Секреты здоровья. — М.: Физкультура и спорт,1998.

3.      Дорофеев. А. А. Педагогическая технология дефференцированной организации самостоятельной работы курсантов: дис. канд. пед. наук. Орел, 1998

4.      Гмызина. Г. Н. Формирование культуры самоорганизации учебно — познавательной деятельности курсантов военных вузов: дис. Канд. пед. наук. Ульяновск.2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle