Библиографическое описание:

Козлова Ю. А., Горбунова В. С. Выявление архитектурно-стилистического своеобразия исторического центра города Пензы // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 860-867.

Статья посвящена исследованию архитектурного облика исторического центра города Пензы. В архитектуре присутствуют такие стили как классицизм, барокко, рококо, русский стиль, конструктивизм, хай–тек, но не все стили характерны для провинциальных городов, таких как Пенза.

В стиле классицизм в Пензе построены: Дом губернатора, Епархиальное женское училище, Дворец культуры имени 40-летия Октября, центральная аптека, здание банка на улице Московская. В стиле ампир зданий не обнаружено, так как в этом стиле строились дворцы, которые несвойственны провинциальной Пензе. В Пензе зданий выполненных в стиле барокко тоже нет, но в архитектуре некоторых присутствуют лишь элементы этого стиля, например, дом купчихи Солнышкиной. Здание Картинной галереи им. К. А. Савицкого и музыкальная школа № 1 выполнены в стиле модерн. Пензенское художественное училище выполнено в русском стиле из красного кирпича. Отличным примером здания в стиле конструктивизма служит здание Сбербанка, в этом стиле проектируются так же большинство торговых центров. Неоклассицизму характерна эклектичность, и ярким примером этого является Пензенский драматический театр.

Ключевые слова:классицизм, барокко, рококо, русский стиль, конструктивизм, хай-тек, неоклассицизм.

 

The article investigates the architectural appearance of the historic center of the city of Penza. In architecture, there are such styles as Classicism, Baroque, Rococo, Russian style, constructivism, high-tech, but not all the styles are characteristic of provincial cities such as Penza.

The following buildings are built in Penza in classical style: Governor's House, Diocesan Women's College, The Palace of Culture named after the 40th anniversary of October, central pharmacy, bank building in Moskovskaya street. The Empire-style buildings are not found, as in this style were built palaces, which are not peculiar to the provincial Penza. There are no buildings in the baroque style either in Penza, but there are only some architectural elements of this style, such as the house of Solnyshkin merchant. The buildings in the modernism style of the Art Gallery named after. KA Savitsky and music school № 1. Penza Art College is constructed of red brick in Russian style. An excellent example of a building in the style of constructivism is the building of the Savings Bank, designed as well in this style as, most shopping centers are designed in our city. Neoclassicism is characterized by eclecticism and a vivid example of this style is the Penza Drama Theater.

Keyworld:classicism, baroque, rococo, russian style, constructivism, high-tech, neoclassicism.

 

XX век породил различные подходы к изучению исторической науки, но среди многочисленных исторических тем всегда, на наш взгляд, будет актуальна тема «малой» родины.

В 2013 году нашему городу исполнилось 350 лет. Какой след оставила российская история в архитектурном облике Пензы? Похож ли наш город на другие российские города? Чем отличаемся и отличаемся ли мы? Мне, как будущему архитектору, очень интересно ответить на эти вопросы истории культуры моего города, выявляя общие черты и различия архитектуры города в сравнении с другими российскими городами и архитектурными традициями России в целом. Наше исследование — это взгляд на историко-краеведческие вопросы через призму культурологического подхода.

Цель работы: исследовать культурно — исторический центр нашего города для выявления архитектурных традиций и стилей градостроения города Пензы, как прошлого, так и настоящего.

В соответствии с поставленной целью решались задачи:

1)        анализ научной, исторической, искусствоведческой, культурологической литературы для вычленения и систематизации характерных черт различных архитектурных стилей, представленных в российском градостроительстве;

2)        выявление зданий XVIII-XIX веков, которые являются культурно-историческими памятниками и определение стилей, в соответствии с которыми они построены;

3)        определение архитектурных стилей современных зданий XX-XXI веков;

4)        обобщение результатов исследования с целью определения архитектурных традиций (предпочтений) наших предков и тенденций современного градостроительства.

В процессе исследования использовалась гипотеза: хотя Пенза является провинциальным городом, но в ней присутствуют практически все стили, свойственные архитектуре нашей страны.

«Ветра истории страницы шелестят…» и вот перед нами Пенза 1663 года, маленькая крепость на неспокойной окраине государства. Пенза, как известно, создавалась как крепость, и происходило это в ХVII веке. Первоначально город был застроен деревянными зданиями, которые не дошли до нас, как в силу недолговечности материала, так и в силу отдалённости исторического периода времени. То обстоятельство, что Пенза первоначально была оборонным пунктом на окраине российского государства, позволяет предположить, что об архитектурных стилях и изысках начального периода существования города говорить не приходится — он должен был выполнять вполне определённую, далёкую от украшательства, функцию защиты пограничных рубежей государства. По мере отдаления границ от территорий Пензы и его включения в мирные будни обыденной провинциальной жизни, заселения города представителями различных сословий, чинов и званий, внешний облик города стал меняться. В последующих XVIII и XIX веках велась как деревянная, так и каменная застройка. Отдельные улицы и отдельные здания представляли собой типажи дворянской (современная Красная, ранее — Дворянская улица), купеческой (Урицкая, ранее — Казанская улица) архитектуры.

Интересно было проследить, какие архитектурные стили представлены в зданиях культурно-исторического центра нашего города. Было вынесено предположение, что архитектурные стили, распространённые в архитектуре России XVIII и XIX веков будут представлены и в архитектурном облике зданий Пензы. Из курса истории 7-го класса нам известно, что в XVIII веке на смену самобытному русскому зодчеству пришло искусство, которое, вбирая традиции национальной культуры, в то же время опиралось на наследие мировой архитектуры. Это было искусство «ликующего барокко» и «благородного классицизма». Рассмотрим подробнее эти стили, их отличительные черты и приёмы, чтобы суметь отыскать их в зданиях Пензы.

Текли десятилетия, проходили века и вот уже Пенза отметила свое 350-летие. Страницы истории города писались, и пишутся по сей день. Каждая страница насыщена такой красотой творческого труда, такими делами, свершениями, о которых и мечтать не могла маленькая крепость. Пенза превратилась в большой индустриальный город, с развитой инфраструктурой. Застраивались старые улицы, возникали новые районы. В процессе строительства использовались различные архитектурные стили.

Итак, классицизм — это художественный стиль в искусстве XVII –XIX веков, одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образу и опора на традиции высокого Возрождения.

Характерные черты классицизма:

-        чёткость силуэта;

-        соразмерность архитектурных линий;

-        симметрия;

-        величавая строгость;

-        широкое применение колоннад, аркад, портиков, фронтонов;

-        торжественность. [3]

Таврический дворец является ярким примером классицизма. Г. Р. Державин характеризовал Таврический дворец, как «Простое и великолепное здание… Не из числа обычных… Наружность его не блистает резьбою, ни позолотою, ни другими какими то пышными украшениями. Древний, изящный вкус — его достоинство… Оно просто, но величественно».

Итак, наиболее яркими примерами зданий, выполненных архитекторами в стиле классицизм в России, в Санкт-Петербурге, являлись Таврический дворец (архитектор И. Е. Старов), Гостиный двор, Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии (все это спроектировал архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот), Академия художеств (арх. А. Ф. Коридоров и Ж. Б. Валлен-Деламот), Мраморный дворец (архитектор А.Ринальди).

К стилю классицизм в нашем городе можно отнести такие здания как Дом губернатора, Епархиальное женское училище, дворец культуры имени 40-летия Октября, центральную аптеку, здание банка ВТБ на улице Московской.

Самой ранней постройкой является Губернаторский дом. Он располагается на улице Советской, дом № 5.Здание было построено в 1780 году как главный дом усадьбы действительного статского советника А. Н. Колокольцева. Губернаторский дом — памятник истории и архитектуры Пензы, до революции — место пребывания высшего в губернии должностного лица и его канцелярии.

Фасад Губернаторского дома выполнен в формах зрелого классицизма. Строгость шестипилястрового портика, увенчанного треугольным фронтоном, оживлена расположенными по краям тройными итальянскими и большими полукруглыми окнами, что позволяет предположить авторство нижегородского архитектора Я. А. Ананьина, использовавшего такие окна в построенных в Пензе по его проекту двух корпусах губернских присутственных мест.

Здание вице-губернатора тоже выполнено в стиле классицизм. Оно расположено на улице Советской, дом № 7. К приезду Александра I здание отремонтировали, сильно изменив его вид. По подобию губернаторского дома со стороны площади на его фасаде был устроен шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Образцом строгого классицизма является построенный в 1788 году Архиерейский дом. Здание находится по адресу Советская площадь, дом № 1. Архиерейский дом представляет собой трехэтажное здание. Основным акцентом здания являются шестиколонные портики. [3]

Проходя по улице Красной, с левой стороны мы увидим еще один образец классицизма — это бывшее Епархиальное женское училище.Спускаясь от кинотеатра «Родины» по улице Московской можно обнаружить еще один архитектурный памятник классицизма. Сейчас в этом здании находится банк «ВТБ», ранее в этом здании располагался Московский международный торговый банк, управляющим был В. В. Соболев. С 1911 до революции размещался Соединенный банк. Этот банк был необычайно красив, в нем присутствовали все характерные черты классицизма. Круглые тосканские пилястры, нежно-розовый цвет, строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии, симметрия и многочисленные барельефы.

Дом правительства содержит отдельные элементы классицизма. Крыша в виде развернутого треугольника, пилястры, симметричность, и геометрическая правильность форм. Горчичный цвет придает величественность зданию, оправдывающий его предназначение.

Ампир — это стиль, основанный на подражании античным образцам (отсюда поздний классицизм), возникший во Франции в конце XVIII — начале IX века, получивший распространение в России в первой трети IX века в архитектуре и в декоративном искусстве. [4]

Для архитектуры ампира характерны монументальность, геометрическая правильность объемов и целостность (триумфальные арки, колонны, дворцы).

Характерные черты ампира:

-        торжественность;

-        геометрическая правильность форм;

-        строгость;

-        богатство декора. [10]

Русский ампир особенно ярко проявился в строительстве общественных сооружений. Здания подчинялись городскому ансамблю — улицы, площади, или набережные, что привело к укрупнению архитектурных форм. Наиболее известные русские архитекторы, создававшие здания в этом стиле — А. Н. Воронихин и А.Д, Захаров, Ж. Том де Томон. [10]Ампир через посредство многочисленных атрибутов и символов утверждал идею императорского величия.

Уже во второй половине XIX века ампир сменился эклектичными течениями, которые стали знаком заката классицизма как ведущего архитектурного стиля. В нашем городе здания в этом стиле не обнаружены, хотя стилистически близко к этому стилю здание вновь построенного Арбитражного суда, которое мы, по совокупности признаков, отнесли всё же к классицизму. Уже во второй половине XIX века ампир сменился эклектичными течениями, которые стали знаком заката классицизма как ведущего архитектурного стиля.

Барокко — это стиль в архитектуре, возникший в странах Европы в XVI веке, получивший распространение в России в XVIII веке, тяготевший к торжественному, «большому стилю», отражавший представления человека о сложности и изменчивости мира. [5]

Характерные черты барокко:

-        величие и пышность;

-        контрастность и напряжённость;

-        стремление к совмещению реальности и иллюзии;

-        сложные архитектурные элементы;

-        обилие декоративных барельефов;

-        золочение архитектурного декора;

-        простор;

-        тяготение к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли)

-        преобладающие цвета: приглушенные пастельные цвета фасада: красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом в интерьере. [4]

В стиле барокко преобладают причудливые выпукло-вогнутые асимметричные рисунки, вертикальные линии колонн. Сводчатые формы, башни и колонны. Присутствуют богато украшенные лепниной наличники на окна и двери, лепнина и роспись, резной орнамент. [5]Самым выдающимся архитектором в России, работающим в этом стиле стал Бартоломео Франческо Растрелли. Растрелли является наиболее ярким представителем русского барокко. Он соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями.

Ярким примером архитектуры в стиле барокко является Екатерининский дворец в Пушкине. Зимний дворец — один из самых знаменитых барочных памятников России, построенный Франческо Бартоломео Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Он принадлежит к числу высших достижений отечественного зодчества XVIII вeкa. Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Его фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь, в центре которой Ф. Б. Растрелли предполагал поставить конную статую Петра I. Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания. Южный фасад прорезан тремя въездными арками, которые ведут в парадный двор, где в центре северного корпуса находился центральный вход во дворец.

В Пензе, зданий выполненных в этом стиле нет, но в архитектуре некоторых присутствуют элементы этого стиля, например, дом купчихи Солнышкиной на улице Кирова. В этом здании верхняя часть завершается особенно прочным карнизом, даже значительно выступающим, преобладают горизонтальные членения, которые уравновешиваются вертикальными вставками на фасаде в виде пилястр. У этого здания своеобразная крыша, только такие крыши характерны периоду барокко. Все эти черты относятся к стилю барокко. Ни одна деталь не является самостоятельной. Классицизм присутствует в колоннах и окнах этого здания. Таким образом, здание совмещает в себе элементы двух архитектурных стилей и является эклектичным по сути.

Модерн — это художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX вв. [1]

Характерные черты модерна:

-        декоративность;

-        асимметричность;

-        использование мозаичных, изразцовых или майоликовых панно и фризов.

-        разноцветье;

-        изогнутость форм и линий;

-        основной принцип — уподобление рукотворного природному и наоборот. [1]

Для этого стиля характерно творческое переосмысление исторических стилей как источника архитектурных форм. [4] Основной признак стиля модерн — декоративность. Основной мотив — вьющиеся растения. Основной принцип — уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Это нашло отражение в архитектуре, в деталях зданий, в орнаменте, получившим необычайное развитие. Линии орнамента несли в себе напряженность духовно- эмоционального и символистического смысла.

Идея синтеза искусства пронизывает стиль модерн. Основой синтеза виделась архитектура, объединяющая все другие виды искусства — от живописи до моделей одежды. В архитектуре модерна проявилось органическое слияние конструктивных и декоративных элементов, наиболее целостные примеры синтеза искусств дают особняки, павильоны, общественные здания эпохи модерна. Как правило, они построены словно «изнутри наружу», то есть внутреннее пространство определяет внешний облик здания. Фасады таких домов были несимметричны и походили на природные формы. Здания, в стиле модерн, подобно растению, «пускает корни», органически врастая в окружающее пространство. Особенно выразительны были интерьеры этих особняков с перетекающим пространством, изогнутыми очертаниями карнизов, круглящимися дверными и оконными проемами, богатым декором из резного дерева, цветного стекла, металла. Все эти здания имели индивидуальный облик.

Типичным и наиболее совершенным образцом модерна в России является особняк С. П. Рябушинского в Москве. В планировке здания торжествует принцип свободной асимметрии. Каждый из фасадов скомпонован по-своему. Здание представляет собой сочетание пластичных объемов, образующих уступчатую композиции, рассчитанную на выразительную контрастную игру светотени. Здание опоясывает широкий мозаичный фриз, присутствуют цветные витражи. [9]

Самым ярким представителем, работающим в стиле модерн, является Федор Осипович Шехтель. Он родился 26 июля 1859 в Санкт-Петербурге. Он работал во многих архитектурных стилях. Он был мастером стихийной, спонтанной линии, он одним из первых московских зодчих отошел от узнаваемо конкретной орнаментики природных форм и обратился к абстрактному ритмически организованному орнаменту линий и цветных пятен.

Архитектура в стиле модерн встречается и в нашем городе. Например, здание на улице Советской, дом№ 3, ныне здание Картинной галереи им. К. А. Савицкого. Это здание было построено в 1910 году, харьковским купцом С. Г. Солуном, но 7 октября в стенах башни были обнаружены трещины, здание было разобрано и в следующем году сложено заново. Производителем работ по завершении строительства был наш инженер А. Г. Молокин, который также разработал чертежи на парадные входные двери, облицовку фасадов гранитом и фронтонов майоликовыми плитками, лепные орнаменты в интерьере и решетку ограды. Это здание было построено в стиле модерн, и является одним из лучших памятников архитектуры Пензы. Поставленное в глубине усадьбы, оно обращено к зрителю практически одним главным фасадом, выразительность асимметричной композиции которого достигается путем сочетания разномасштабных композиционных приемов и цветового решения. До революции в этом здание размещался Крестьянский поземельный банк, после революции в нем разместились советские и партийные учреждения. 22 февраля 1986 года открылась Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого.

Здание Детской музыкальной школы № 1 на улице Богданова, тоже выполнено в стиле модерн. Оно является объектом культурного наследия и памятником истории и культуры. Оно было основано в 1882 году. В фасаде здания присутствуют элементы модерна, но они не ярко выражены. Здесь можно увидеть асимметричность и пластичные и изогнутые формы, разноцветье. В здание также присутствуют округлые оконные проемы, изогнутые карнизы.

«Русский стиль» («русско-византийский стиль») — это национальный стиль в архитектуре, носивший эклектичный характер, и используемый в XIX и в начале XX вв. [4]

Характерные черты:

-        соединение элементов византийской и древнерусской архитектуры;

-        орнаменты, заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву;

-        асимметричность;

-        декоративные мотивы древнерусского зодчества. [2]

В «русском стиле» построены исторический музей (А. А. Семенов, В. О. Шервуд), Городская Дума (Д. Н. Чичагов), Верхние торговые ряды (А. Н. Померанцев).

Наиболее отчетливо черты этого стиля можно проследить в постройках К. А. Тона в Москве (Большой Кремлевский Дворец, Здание Оружейной палаты в Кремле), причудливо сочетающих классическую регулярность планировки с декоративными мотивами древнерусского зодчества.

Большой Кремлевский Дворец построен, по приказанию императора Николая I, знаменитым петербургским архитектором Константином Тоном в 1838–1849 годах. В сооружении дворца участвовали видные московские архитекторы: Ф.Рихтер,Н.Чичагов, П.Герасимов. Главным фасадом дворец выходит на Москва-реку. Фасад украшен резными белокаменными фронтонами, окна — резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине, как в теремах XVII века. На Соборную площадь Кремля выходит Благовещенский подъезд Большого Кремлевского дворца.

Дворец, как его задумывал Николай I, явился памятником русской истории и славы русского воинства. Пять парадных залов во втором этаже дворца — Андреевский, Александровский, Георгиевский, Владимирский, Екатерининский — посвящены русским орденам, элементы которых включены в лепной декор оформления каждого зала.

В Пензе здание художественного училища и здание краеведческого музея построены в так называемом русско-византийском стиле («кирпичном стиле»), богатая архитектурная отделка которых навеяна наследием проторенессанса.

Развитие строительной индустрии в начале 1950-х годов вступило в противоречие с формообразованием в архитектуре на основе классических форм. Середина 1950-х и начало 1960-х годов ознаменовались борьбой с архитектурными излишествами, под которыми понимались детали зданий, выполненные в стиле прошлых веков. Стремление к своеобразию облика здания заменилось поиском рациональных форм в архитектуре, в наибольшей степени отвечающих функциональному назначению объектов и экономичности строительства. В решении фасадов предпочтение отдавалось упрощенным до предела формам. Это привело к возникновению нового архитектурного стиля — конструктивизм, течению функционализм.

Конструктивизм — это авангардистский стиль в архитектуре, получивший развитие в 1920-х — первой половине 1930-х годов, целью которого является выявление конструкций здания в его внешней форме. [9]У создателей конструктивизма было несколько важных задач. И задачи эти были созвучны молодой советской идеологии. Молодая идеология требовала обустроить окружающую среду таким образом, чтобы не столько вождь, сколько сама архитектура направляла все жизненные процессы трудящихся. Именно архитектура должна была помочь осмыслить и принять все непривычное, в том числе новые техники строительства из металла, стекла и бетона. К примеру, с помощью железобетона стало возможным создавать большие объемы, далеко выступающие за границы опор здания и свободно «парящие» в воздухе. Ядовитую роскошь модерна конструктивисты практически задавили подчеркнутым утилитаризмом форм, строгостью и монолитностью внешнего облика зданий. [4]

Характерные черты конструктивизма:

-        лаконичность геометрических форм;

-        аскетическая сухость фасадов;

-        ленточный характер окон;

-        плоские или почти плоские крыши;

-        зримо читаемые конструкции зданий. [4]

Ведущим архитекторов в этой области был Моисей Яковлевич Гинсбург. Он родился 4 июня 1892 года в Минске. Моисей Яковлевич считал главной целью современной архитектуры всеобщую «организацию жизни», основанную на максимально-рациональном устройстве производства и быта. Верховным образцом такого устройства выступала для него современная техника, поэтому центральное значение в Стиле и эпохе имеет глава «Машина. Влияние на современное искусство статических и динамических особенностей машины».

Сейчас, в Пензе, многие торговые центры, такие как Сан и Март, Олимп, Суворовский и многие другие, построены в этом стиле. Они многофункциональны и удобны. А также здание Сбербанка на улице Плеханова. В этом здание используются современные строительные материалы. Присутствуют — строгость, лаконичность и стеклянные конструкции.

Неоклассицизм — это эстетическое направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце 18 века — начала 19 века, которому было присуще обращение к античности и отличавшееся от классицизма. В России неоклассицизм проявил себя в начале 20 века, а период модерна и получил название неоклассицизм модерна. Неоклассика ставила широкомасштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность столицы, продолжить её развитие на уровне новейших достижений, но согласно заветам старины. [13]

Характерные черты неоклассицизма:

-        эклектизм (использование элементов разных стилей);

-        уравновешенность форм;

-        обращение к старинным жанрам и формам;

-        внедрение старых моделей в новые условия. [14]

Новое здание драматического театра на улице Московской выполнено в стиле неоклассицизм. Авторами проекта являются Александр Бреусов, Алевтина Чибирева, Игорь Кудряшов и Анатолий Косырев. В процессе проектирования архитекторы придерживались пропорций золотого сечения, но поиграли с декором: почти все классические декоративные элементы фасада выполнены в современной интерпретации. Например, колонны, на которых держится центральный входной портал. По традиции их нужно размещать в колоннаду, а пензенские архитекторы собрали колонны в пучки, по четыре в каждом.

В отделке фасадов использован натуральный камень — серый и темно-коричневый гранит. Его сочетание со стеклом и светлыми элементами декора придает зданию театра парадность.Новое здание построено на месте прежнего, его контур остался в тех же габаритах, что и был: 90 м в длину, 45 м в ширину, максимальная высота 23 м. При этом театр стал гораздо удобнее. В здании появился просторный цокольный этаж, благодаря чему площадь помещений достигла почти 17 тыс. кв. м. В цокольном этаже размещены гардеробы, театральные мастерские, технические и инженерные службы.

Пенза застраивалась по мере своего роста, и каждая историческая эпоха оставляла в архитектурном облике города свой след. Хай-тек — суперсовременный стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека, в основном англичане Ричард Роджерс, Николас Гримшоу. [14]

Ричард Роджерс родился во Флоренции 23 июля 1933. В основе всех его образов лежит идея «тотального дизайна», придающего традиционным отношениям между формой и функцией динамически-игровой характер — с выделением сборных элементов в качестве ключевых деталей.

Характерные черты:

-        использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений;

-        использование прямых линий и форм;

-        широкое применение стекла, пластика, металла;

-        использование серебристо-металлического цвета. [12]

Зданий в этом стиле в культурно-историческом центре города Пензы не было обнаружено, что объясняется поздним возникновением этого стиля.

Функционализм — это течение в архитектуре, предполагавший максимальную унитарность в зданиях, превращавшихся в «машины для жилья». Функционализм, как направление в архитектуре, появился впервые в Германии и в Нидерландах. Главой и идеологом функционализма был Вальтер Гропиус, а классическим примером его работ в этом направлении можно считать здание Баухауза в Дессау.

Для данного направления характерным является строгое соответствие форм зданий и их отдельных частей их функциональному назначению, процессам, протекающим в этих зданиях и отказу от того, что этому не соответствует. Архитектура строений также должна соответствовать материалам и строительным конструкциям, из которых выполнено здание. Основными признаками функционализма являются: прямоугольные формы; использование для строительства железобетона, стекла, кирпича; использование крупных, нерасчлененных на части плоскостей из одного материала; серая цветовая гамма с добавлением желтого и белого; отсутствие орнаментов; плоские кровли; окна в виде сплошных горизонтальных полос; использование образа «дома на ножках», то есть освобождение нижних этажей от стен, для использования их под общественные функции. Эти здания тоже можно отнести к культурно-историческим ценностям.

Характерные черты функционализма:

-        прямоугольные формы;

-        серая цветовая гамма;

-        использование в строительстве стекла и кирпича;

-        отсутствие орнаментов. [12]

Выдвинутая в начале работы гипотеза подтвердилась лишь частично. В архитектуре культурно-исторического центра города Пензы представлены стили классицизм, модерн, «русский», неоклассицизм, конструктивизм, архитектурное течение «функционализм». Есть здания, сочетающие в себе разнородные стилевые элементы или произвольный набор стилистического оформления — это признаки эклектики.

Но есть и такие стили, проявлений которых ничтожно мало в исследуемом районе нашего города. Здания в стиле барокко, ампир отсутствуют. Были выявлены элементы стиля барокко в особняке купчихи Солнышкиной, свидетельствующие об эклектичности данного здания. Пытаясь объяснить этот факт, мы пришли к выводу, что стили, призванные отражать блеск славы государей (ампир), пышность и помпезность (барокко) были бы неуместны и даже, может быть, смешны в провинциальной Пензе. Это имперские стили столиц мира. Следует отметить, что здания в двух данных стилях, отсутствуют в большинстве провинциальных городов, так что для провинции это, скорее, закономерность.

Среди архитектурных стилей культурно-исторического центра города Пензы следует выделить особую популярность классического и неоклассического стилей. Этот факт мы можем объяснить следующим образом: центр города обычно является административным центром, где располагаются административные здания. Их предназначение и статус расположенных в них учреждений идеально совпадает со строгостью и величавостью форм классицизма. Абсурдно предполагать, что данные здания могут быть выстроены в вольных авангардистских традициях. Классическая традиция поддержана постройками последних годов: здание Драматического театра, Арбитражного суда.

На рубеже XIX — XX вв. широкое распространение в центре города получает «русско-византийский» стиль, эклектика и модерн. В XX веке особое распространение получает конструктивизм, большое количество многоквартирных жилых домов выдержано в стиле функционализма.

Исследование культурно-исторического центра г. Пензы позволило сделать вывод о том, что в его архитектуре присутствуют все стили, характерные для провинциального города. Наибольшее распространение получил стиль классицизм, что позволяет говорить о сложившейся в застройке центра города традиции, используемой как в прошлом, так и в настоящем. Но следует отметить, что традиция эта не особо ярко выражена. В центре города есть немало зданий, построенных в стилях модерн, конструктивизм, эклектика, «русско-византийский стиль». Лик изученной части города разнопланов и не скушен своим однообразием. Это объясняется тем, что город наш строился постепенно, и его архитектура впитала традиции различных исторических эпох. Пенза застраивалась по мере своего роста, и каждая историческая эпоха оставляла в архитектурном облике города свой след.И хотя наш город «далёк» от столиц мира, архитектура нашего города радует, и будет продолжать радовать глаз не только жителей, но и гостей нашего города.

 

Литература:

 

1.                  Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. Архитектура. — М.:Галарт, 1997. С.69–77.

2.                  Ванслова В. В., Лебедева А. К. и др. История русского искусства. — М., 1991. С. 79–91.

3.                  Вишневский К. Д., Пензенская энциклопедия. — М., Большая Российская энциклопедия, 2001. 760 с.

4.                  Власов В. Т., Т.1, Стили в искусстве. Словарь в 3-х томах.– СПб:Кольна,1998. С.367,332,340,279,287.

5.                  Дасса Ф. Барокко.- М.: АСТ, 2004. С. 45–51.

6.                  Иконников А. В.. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. — М:Стройиздат,1982. С. 132.

7.                  Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830–1910-х годов.- М.: Искусство, 1978. 395 с.

8.                  П. Кошель. Искусство: энциклопедический словарь школьника. — М.:ОЛМА-ПРЕСС, 1999. 446 с.

9.                  Краснова О. Б. Энциклопедия искусства XX века. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 352 с.

10.              Некрасов А. И. Русский ампир. — М.:ИЗОГИС, 1935.128 с.

11.              Сарабьянов Д. В.История русского искусства. — М.:Галарт, 2001.С. 23–27.

12.              Сокольникова Н. М., Крейн В. Н., История стилей в архитектуре. — М:Гардарики, 2009. С. 129–130,187–198,129–198,202–209,290–308,355–362.

13.              Тасалова В. И.. Границы архитектуры.— М.: Искусство, 1971. 286 с.

14.              Янсон Х. В. Основы истории искусств. — М.:Икар, 1996. с.1–12, 45–50

15.              References

16.              BorisovaE. A., SterninG. Y. Russian modern. Architecture. — M.: publ. Galart, 1997.-p. 69–77.

17.              Vanslov V. V. Lebedev A. K. and others. The history of Russian art. — M.: 1991.- pp. 79–91.

18.              Wisniewski K. D. Penza Encyclopedia. — M.:publ.Great Russian Encyclopedia, 2001. 760p.

19.              Vlasov V. T. Vol.1, Art style. The dictionary in 3 volumes — St. Petersburg.:publ.Coln, 1998. pp.367,332,340,279,287.

20.              Dass F. Barokko.- M. publ..ACT, 2004.pp. 45–51.

21.              Ikonnikov A. V. Foreign architecture: from the «new architecture» to postmodernism.– M.:publ. Stroyizdat, 1982. 132p.

22.              Kirichenko E. I. Russian architecture 1830–1910-ies. — M.:publ. Arts, 1978.395 p.

23.              Pouch P. Art: Encyclopedic Dictionary of the student. — M.:publ. Olma-Press, 1999. 446 p.

24.              Krasnov O. B. Encyclopedia of Art of the XX century. — M.:publ. Olma-Press, 2003. 352p.

25.              Nekrasov A. I. Russian Empire. — M.: publ. IZOGIS 1935. 128 p.

26.              Sarabyanov D. V. History of Russian Art. — M.:publ. Galart, 2001. p. 23–27.

27.              Sokolnikova N. M., Crane V. N. history of styles in architecture. — M.: publ. Gardariki, 2009. pp. 129–130,187–198,129–198,202–209,290–308,355–362.

28.              TasalovaV. I. The boundaries of architecture. — M.: publ. Arts, 1971. 286 p.

29.              JansonH. W. FundamentalsofArtHistory. — M.: publ.Icarus, 1996.pp.1–12, 45–50

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle