Влияние исторических событий на общество и архитектуру | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №45 (179) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 14.11.2017

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Воронина Е. А. Влияние исторических событий на общество и архитектуру // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 157-160. — URL https://moluch.ru/archive/179/46444/ (дата обращения: 20.08.2018).



Архитектура всегда занимала важную часть в жизни людей, она отображала идеи, мысли и показывала саму суть того времени. Н. В. Гоголь говорил так: “Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания”. Вся архитектура связана между собой единой, невидимой нитью, эта нить объединяет не только стили зданий, она соединяет и нации, государства между собой. Как одним из ярких примеров такой невидимой, объединяющей нити является архитектурный стиль Ампир.

Жителям и гостям Санкт-Петербурга известны такие архитектурные творения как Казанский собор, Адмиралтейство, Здание Сената и Синода, Троицко-Измайловский собор и многие другие. Однако задумывались ли вы, что все эти здания связаны между собой. А связь их заключается в том, что все они были построены в одном и том же стиле. Стиль ампир в России особенно ярко проявился в архитектуре Петербурга в 19 века. Архитектуру этого периода нередко называют александровским классицизмом, так как ее зарождение пришлось на правление императора Александра I. Однако александровский классицизм ориентирован на греческую античность в отличие от ампира, в основу которого легла античная классика Римской империи. Для русского ампира так же, как и для наполеоновского характерно использование изображений римских щитов, факелов, стрел, венков из дубовых листьев, орлов. Одним из примеров “русского ампира” является Казанский кафедральный собор — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801–1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери. После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. Стиль, в котором построен собор, нельзя определить однозначно. Обычно его определяют как стиль русского классицизма в его зрелой стадии. Соглашаясь с тем, что Казанский собор действительно имеет черты этого господствовавшего в то время в России стиля — колонны, портики, треугольные фронтоны, отметим и специфику архитектуры собора, которая роднит его с другими архитектурным стилями. Классицизм — это, прежде всего, подражание греческой архитектуре ее классического афинского периода. В нем нет стремления поразить воображение гигантским размерами, величием, пышностью, во всяком случае со стороны экстерьера. Это мягкий, спокойный, «усадебный» стиль. Архитектура Казанского собора тоже восходит к классике, но не к греческой, а к итальянской, времен эпохи Возрождения, притом не к ранней ее форме — флорентийской, и не к поздней — венецианской, а к высокому «римскому» Ренессансу. Этот столичный державный стиль сочетается в Казанском соборе с чертами только что родившегося в Европе другого, тоже державного, стиля ампир («имперский»). Еще одним примером архитектуры, построенным в этом стиле, являются Нарвские триумфальные ворота. Нарвские ворота воздвигнуты в честь победы в Отечественной войне 1812 года, после сокрушительного разгрома считавшейся непобедимой французской армии. Санкт-Петербург готовился встречать возвращавшихся с победой героев, Нарвские ворота появились на старой Петергофской дороге на южной границе города. Выполнены они были по проекту Дж. Кваренги в 1814 году в виде однопролетной деревянной арки, украшены скульптурными рельефами и колесницей Славы наверху (скульптор И. И. Теребенев). Сооружена триумфальная арка была из дерева и алебастра всего за один месяц. К 1827 году деревянные ворота обветшали, и было решено воздвигнуть новые каменные ворота как дань героическому прошлому русского народа. Проект был разработан В. П. Стасовым, который постарался сохранить основную композицию Кваренги, лишь увеличив размеры арки. Триумфальная арка декорирована двенадцатью колоннами коринфского ордера. Высота каждой колонны — 10 метров, диаметр — около метра. В нишах расположены статуи четырех воинов в древнерусской одежде с лавровыми венками в руках (С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский). На карнизе ворот стоят фигуры гениев Славы и Мира. Золочеными накладными буквами на фасадах перечислены названия отличившихся в войне 1812 года гвардейских полков, названия мест сражений. Шестерка коней колесницы выполнена П. К. Клодтом. Центром композиции ансамбля Дворцовой площади является знаменитая Александровская колонна-монумент, посвященная победе в Отечественной войне 1812 года. Построенна по приказ императора Николая I, дабы увековечить память, о победе одержанную в период царствования Александра I, монумент создавался в его честь, и носит имя императора. В 1834 году по проекту Монферрана в самом центре площади установили колонну из розового гранита высотой 47,5 метров. Александровскую колонну венчает фигура ангела работы бывшего крепостного скульптора Бориса Орловского. Левая рука ангела держит классический латинский крест, а правая вознесена к небу. Голова наклонена вниз, и взгляд устремлён на землю. Пьедестал украшен военным орнаментом. Бронзовые барельефы на пьедестале изображают воинские доспехи и русское оружие. Александровская колонна — это самый высокий памятник в мире, созданный из цельного куска гранита и III по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и лондонской Трафальгарской колонны. Она выше подобных монументов мира: парижской Вандомской колонны, римской колонны Траяна и колонны Помпея в Александрии.

Смотря на архитектурные творения Санкт-Петербурга, построенные в стиле Ампир, нередко у людей возникали вопросы, откуда к нам пришел этот стиль и почему? Стиль ампир в архитектуре появился во Франции в конце 18–19 века, после Французской революции, в период правления Наполеона I. Название стиля произошло от французского слова «empire» — империя. Основной целью этого направления искусства стало восхваление имперской власти и самого императора, военные успехи и завоевания. Возвеличивание личности Наполеона и его побед проявилось в строительстве триумфальных арок, обелисков и колонн. Ампир, продолжая классическую традицию зодчества и дополняя ее новыми элементами. В России же ампир закрепился при Александре I: победив в войне 1812 года, русский царь присвоил и стиль “Буонапарте”. С одним важным отличием: в России мотив славы государственной был важнее личности монарха. Кроме того, в России была сильна мода на все французское, даже во время войны. На волне триумфальной победы над наполеоновской Францией имперский стиль стал олицетворять торжество государственности, монархической власти. Русский ампир должен был продемонстрировать властителям Европы, что теперь Россия является наследницей Рима (Москву называли третьим Римом, а Петербург — четвертым Римом). Победа над Наполеоном доказала это право. Такова была идеологическая основа русского ампира. Российский ампир смог воплотить основную идею Петра Великого — воспеть мощь Российской империи. Однако русский ампир отличался большей живописностью и изяществом, что отмечал в своих исследованиях П. Верле.

Считается, что начало стилю ампир положил живописец Жак Луи Давид, французский живописец. 1748–1825гг. Художник писал картины, возвеличивающие Наполеона, поклонником которого являлся, делал специальную мебель для императорского дворца. Стиль ампир в архитектуре ориентируется на образцы зодчества времен Древнего Рима. Они служили примером для создания сюжетов и мотивов, воплощающих идею величия и мощи воинской силы и славы. Стиль заимствовал элементы римского зодчества: мощные портики, фронтоны с барельефами. Из декора ампир перенял рельефные изображения орлов, львов, копья, щиты, топоры, венки. Вместе с тем, в ампире присутствовали и элементы романтизма, они выражались в древнеегипетских мотивах, которые украсили архитектурные элементы строений. Интерес к Египту должен был показать Францию как преемницу древних цивилизаций и империй, укрепить государственную идеологию. Временные рамки существования оригинального французского стиля ампир ограничены: 1804 -1814(1815) гг. Где 1804 г. — конец правления Директории (годом коронации Наполеона), а 1814 (1815) гг. — начало реставрации власти Бурбонов. Архитектурный стиль ампир представлял собой отражение притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство и насильственно насаждался в завоеванных странах. Наполеон сравнивал себя с римскими правителями, поэтому художникам и зодчим французской империи указывали, что за основу образцы архитектуры Древнего Рима, в то время, как классицизм был ориентирован на архитектуру Древних Афин века Перикла. Здания в стиле ампир имели характерные для античности Древнего Рима архитектурные формы. Например, архитектор Пьер Виньон при постройке парижской церкви Мадлен, дополнившей ансамбль площади Согласия, обратился к форме периптера. Строительство церкви Мадлен начато в 1764 г. (арх. Констан д`Ирви). В период революции строительство прервано. В 1806 г. Наполеон поручает архитектору Виньону сделать из здания храм Военной славы в ознаменование великих побед. Перестройка завершилась только в 1842 году, уж после падения Наполеона. Все архитектурные элементы в стиле ампир располагаются упорядоченно, с соблюдением симметрии и равновесия. Здание характеризуется преобладанием прямолинейных очертаний и массивных геометрических объемов. Арка на площади Каррузель — одна из двух парижских триумфальных арок, возведённых по распоряжению Наполеона Бонапарта. Торжественный монумент в стиле ампир был призван увековечить победу французской армии в битве против войск России и Австрии под Аустерлицем (декабрь 1805 года). Архитекторами выступили Пьер Фонтэн и Шарль Персье, которые и создали величественную достопримечательность в 1807–1809 годах. В основу их проекта легли античные архитектурные формы, символизировавшие имперскую мощь Древнего Рима. Фасады сооружения украшены мраморными колоннами коринфского ордера. Каждой из них соответствует статуя солдата Великой Армии. Скульптуры солдат смотрятся необычно благодаря своему реализму и детально проработанной униформе. Подобный изобразительный подход резко выделялся на фоне доминировавшей в ту эпоху моды на античные идеалы. С лицевой стороны представлены уже упомянутая битва под Аустерлицем и капитуляция австрийской армии при Ульме. На другой стороне изображены вступление французов в Вену и встреча двух императоров в Тильзите, где Александр I и Наполеон заключили мирный договор. Важным символическим элементом стала увенчавшая арку квадрига с Собора святого Марка. Позолоченную скульптуру привезли в качестве трофея из Венеции, куда она, в свою очередь, попала из Константинополя. Интересный факт — Наполеон отказался устанавливать свою статую на вершине арки, сказав: «Не я, а другие должны увековечить меня. Быть колеснице пустой». Еще одним значимым примером стиля ампир является Вандомская колонна. Вандомская колонна была установлена по приказу Наполеона I, в честь победы французских войск, одержанной в компании 1805 года. Архитектор Вандомской колонны в Париже — Ж. Гондуэн, скульптор — В. Денон. В качестве основы своих изысканий они выбрали знаменитую колонну Траяна в Риме. Конечно, немного видоизменив, но при этом сохранив идею спирального барельефа, повествующего о сражениях. На вершине колонны установлена статуя Наполеона, соответствующая виду римского императора. Позже ее переплавляют, а в 1853 году на недолгий срок ее сменила другая статуя. Текущая статуя Наполеона является уже третьей по счету.

Получается, что стиль ампир был заимствован французами у римлян. А все это было сделано для того чтоб остальные государства могли увидеть параллель между величием наполеоновской и римской империей. Так посмотрим на творения римских архитекторов, дабы сравнить их с уже знакомыми примерами “имперского” стиля. Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мульвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне. Арка Константина является результатом развития этого типа триумфальных сооружений в античную эпоху и представляет собой полный канонический набор всех элементов пластической декорации: круглую скульптуру, сюжетный рельеф, орнамент и посвятительную надпись. Пантеон — исторический и архитектурный памятник Древнего Рима. Первоначально известен как античный Храм всех Богов. Первое здание Пантеона было построено в 27–25 годах до нашей эры. Его название происходит от двух греческих слов: «пан» — «все» и «теон» — «божественный». Это был «Храм всех богов», посвящённый главным римским богам (Нептун, Юпитер, Марс, Венера, Плутон, Меркурий и Сатурн). Строительством руководил консул Марк Агрипп. Конструкция храма имеет цилиндрическую форму, представляя собой круглую ротонду. Высота купола от пола равна его диаметру (43 метра), то есть внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу — идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. Фасад Пантеона образован массивным портиком с фронтоном. Портик вымощен плитами цветного мрамора, которые расположены в виде орнамента из кругов и квадратов, и включает 16 гранитных колонн коринфского ордера с капителями из белого мрамора. Колонны, высотой 14 метров, поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон, на котором размещена надпись со старого Пантеона Агриппы. В пространстве под треугольным фронтоном, видны отверстия для крепления декоративной бронзовой отделки. Предположительно здесь крепился бронзовый орёл с распростёртыми крыльями, держащий в клюве дубовый венок, символ власти.

Таким образом, мы можем сказать, что архитектура — это летопись в камне, дань моде и времени. Архитектура должна показывать мощь и величие государства. Именно поэтому Наполеон I использовал в своей “новой” империи стиль, который своими истокам восходит к могучей и великой Римской империи. В России же ампир стал популярен после победы русских войск над наполеоновской армией, он показывал силу и возможности Российской империи. Архитектура меняется под воздействиями исторических событий и общества, но разве это ужасные изменения, ведь они дают нам возможность увидеть новые стили, заимствованные у разных народов, понять культуру других наций.

Литература:

  1. Архитектура, скульптура и живопись// Казанский кафедральный собор. URL: http://kazansky-spb.ru/texts/architecture
  2. Нарвская триумфальная арка//Спб-РФ справочно-информационный портал. URL:http://www.spb-rf.ru/narvskiye_vorota.htm
  3. Арка на площади Каррузель//ТыСамСебеГид информационный портал о туризме и путешествиях.URL: http://tisamsebegid.ru/paris/arka-karruzel
  4. Пантеон// ТыСамСебеГид информационный портал о туризме и путешествиях. URL: http://tisamsebegid.ru/rim/panteon
  5. Ампир в архитектуре// Фасадный декор. URL: http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/ampir_v_arhitekture/
  6. Русский ампир в архитектуре// Фасадный декор. URL: http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/russkij_ampir_v_arhitekture/
  7. История декоративных стилей: ампир//Architectural digest. Самые красивые дома мира. URL: http://www.admagazine.ru/mebel/78112_istoriya-dekorativnykh-stiley-ampir.php
  8. Александровская колонна//Вотпускru достопримечательности. URL: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=8184
Основные термины (генерируются автоматически): ампир, стиль, Россия, колонна, Рим, Древний Рим, Казанский собор, русский ампир, архитектура, Отечественная война.


Похожие статьи

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия...

Было вынесено предположение, что архитектурные стили, распространённые в архитектуре России XVIII и XIX веков будут представлены и в архитектурном облике

- богатство декора. [10]. Русский ампир особенно ярко проявился в строительстве общественных сооружений.

Триумфальные арки в Париже и в Москве

Образцом для него был Гай Юлий Цезарь, а также другие триумфаторы Древнего Рима.

Чугунные же колонны ворот несколько лет пролежали на Миусской площади, пока во время Великой Отечественной войны не ушли на переплавку.

Особенность византийского храмового зодчества

В разделениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но пропала типичная для Древнего Рима ордерная аркада.

Основные термины (генерируются автоматически): византийская архитектура, Константинополь, собор Софии, купол, колонна, распор купола, Византия...

О трагическом и комическом в современной рецепции...

2. Лурье С. В. От древнего Рима до России ХХ века: преемственность имперской

Основные термины (генерируются автоматически): Римская империя, Рим, Империя, Россия, США, время

Изучение исторического труда Муниса и Агахи «Фирдавсул-икбал» в отечественной и...

Разнообразие архитектуры первой половины XIX века...

Наибольшую известность в России приобрел его сын — Федор Сергеевич Панютин, военачальник и политический деятель, участник Отечественной войны 1812 года.

Усадьба в стиле ампир, деревянная — один из блестящих образцов особняков г. Арзамаса.

Черты готики в русской архитектуре XVIII–XIX вв.

Определить черты готического стиля в архитектурных застройках России XVIII-XIX вв.

Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн- контрофорсов каждый.

Баранова М. Г. «Готический стиль» в русской архитектуре второй половины XVIII — начале XX вв. (на...

Версаль и Петергоф. Легенды и история

Петергоф (Россия)Версаль (Франция). Если сравнивать стили Петергофа и Версаля, то

Версаля, чтобы они были сходны по своему величию с дворцами правителей Древнего Рима и Греции.

Панели и колонны на самом деле вырезаны из дерева и покрыты искусной росписью.

Роль техники в жизни античного человека | Статья в журнале...

Литература: 1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова Сахалин с середины XIX — начала ХХ веков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия...

Было вынесено предположение, что архитектурные стили, распространённые в архитектуре России XVIII и XIX веков будут представлены и в архитектурном облике

- богатство декора. [10]. Русский ампир особенно ярко проявился в строительстве общественных сооружений.

Триумфальные арки в Париже и в Москве

Образцом для него был Гай Юлий Цезарь, а также другие триумфаторы Древнего Рима.

Чугунные же колонны ворот несколько лет пролежали на Миусской площади, пока во время Великой Отечественной войны не ушли на переплавку.

Особенность византийского храмового зодчества

В разделениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но пропала типичная для Древнего Рима ордерная аркада.

Основные термины (генерируются автоматически): византийская архитектура, Константинополь, собор Софии, купол, колонна, распор купола, Византия...

О трагическом и комическом в современной рецепции...

2. Лурье С. В. От древнего Рима до России ХХ века: преемственность имперской

Основные термины (генерируются автоматически): Римская империя, Рим, Империя, Россия, США, время

Изучение исторического труда Муниса и Агахи «Фирдавсул-икбал» в отечественной и...

Разнообразие архитектуры первой половины XIX века...

Наибольшую известность в России приобрел его сын — Федор Сергеевич Панютин, военачальник и политический деятель, участник Отечественной войны 1812 года.

Усадьба в стиле ампир, деревянная — один из блестящих образцов особняков г. Арзамаса.

Черты готики в русской архитектуре XVIII–XIX вв.

Определить черты готического стиля в архитектурных застройках России XVIII-XIX вв.

Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн- контрофорсов каждый.

Баранова М. Г. «Готический стиль» в русской архитектуре второй половины XVIII — начале XX вв. (на...

Версаль и Петергоф. Легенды и история

Петергоф (Россия)Версаль (Франция). Если сравнивать стили Петергофа и Версаля, то

Версаля, чтобы они были сходны по своему величию с дворцами правителей Древнего Рима и Греции.

Панели и колонны на самом деле вырезаны из дерева и покрыты искусной росписью.

Роль техники в жизни античного человека | Статья в журнале...

Литература: 1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова Сахалин с середины XIX — начала ХХ веков.

Задать вопрос