Библиографическое описание:

Логинова А. В. Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1408-1410.

Ключевые слова:профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание учителя, личность, поведение, симптомы эмоционального выгорания, психологическое здоровье

 

Мы находим работу, которая на наш взгляд является работой нашей мечты. По крайней мере, это то, к чему мы готовились в университете или колледже. Это наш шанс и мы не собираемся его упускать.

В мыслях мы понимаем, что мы, возможно, не самые умные или самые талантливые в офисе, но мы планируем зарабатывать себе место за столом нашим впечатляющим трудом. Вначале мы остаемся допоздна, работаем в выходные дни, все время навязчиво беспокоясь о качестве работы и будущем.

Оглядываясь назад, мы понимаем, что наш образ жизни не был сбалансированным. Но в тот момент, мы носим свой трудоголизм как знак чести. Мы думаем — у нас удивительная работа и мы будем работать так усердно, как только можем, чтобы делать ее хорошо.

Проходит время, любое подобие сбалансированной жизни вылетает в окно. У нас нет никакой энергии или желания поболтать с друзьями, мы пренебрегаем своим здоровьем, и разочаровываемся в своей работе. Для всего этого не было одного единственного катализатора и это произошло не потому, что мы перестали любить свою работу.

Это классический случай выгорания: многочисленные, хронические стрессовые факторы на протяжении длительного периода времени оставили нас полностью опустошенными и больше не стремящимися выполнять работу лучшего качества. Через несколько лет, мы превращаемся из активных людей с горящими глазами в полностью выгоревших.

Как выясняется, подобная история не является редкостью; многие женщины двухтысячных испытывают выгорание на работе прежде чем они переступают 30-летие. Некоторые психологи описывают профессиональное выгорание, как «длительный период времени, когда кто-то испытывает усталость и отсутствие интереса к вещам, в результате чего снижается их производительность». Многочисленные случаи профессионального выгорания связаны с хроническим стрессом. В таких ситуациях, требования, которые предъявляются к нам, превышают ресурсы, которые нам доступны для борьбы со стрессом.

Впервые сведения о «выгорании» были получены в 70-х годах 20 века из-за кризиса работников социальной сферы. Но природа синдрома изменилась с эволюцией природы профессий в этой сфере. Современная ситуация выгорания связана с более сложными социальными условиями и с тем, что работники социальной сферы активнее борются за материальное благополучие и гарантии трудовой занятости. Например, из-за более высоких требований к времени и энергии, многие учителя вынуждены выполнять больше работы меньшими ресурсами, получая меньше поощрений и меньше признания их усилий.

Психологически, преподаватели подвергаются риску испытать большее эмоциональное истощение и чувство отчуждения от работы. Стресс от выгорания усугубляется также такими факторами, как недостаток признания окружающими, неудовлетворительная материальная компенсация эмоциональных затрат или, другими словами, нехватка подкрепляющих стимулов. Если оставить этот процесс без внимания, выгорание может посеять хаос в вашем здоровье, счастье, отношениях и эффективности работы. Для того, чтобы распознать выгорание и начать с ним бороться как можно раньше, важно знать, на что обращать внимание.

Можно выделить 10 признаков того, что вы можете испытывать профессиональное выгорание:

1.                  Усталость

Явным признаком выгорания является то, что вы все время чувствуете усталость. Усталость может быть эмоциональной, умственной или физической. Это чувство, когда вы не имеете никакой энергии, вы полностью израсходованы.

2.                  Отсутствие мотивации

Если вы больше не чувствуете энтузиазма или у вас больше нет внутренней мотивации к вашей работе, вероятнее всего вы испытываете выгорание. Вам трудно собираться утром и трудно тащить себя на работу каждый день.

3.                  Разочарование, цинизм и другие отрицательные эмоции

Вы можете почувствовать, что то, что вы делаете не так уж важно или вы можете испытывать разочарование во всем. Можно заметить, что вы чувствуете себя более пессимистично, чем обычно. В то время как все переживают негативные эмоции время от времени, важно знать, когда они становятся необычными для вас.

4.                  Познавательные проблемы

Выгорание и хронический стресс могут повлиять на вашу внимательность и способность концентрироваться. Когда мы испытываем стресс, наше внимание сужается, чтобы сосредоточиться на негативном элементе, который мы воспринимаем как угрозу. В краткосрочной перспективе, это помогает нам справиться с имеющейся проблемой, но наши тела и мозги предназначены для обработки проблемы короткими очередями, а затем они должны вернуться к нормальному функционированию. Когда стресс становится хроническим, эта узкая концентрация продолжается в течение долгого времени, и у нас возникают трудности с вниманием к другим вещам.

Это туннельное зрение может негативно повлиять на вашу способность решать проблемы и принимать решения. Вы можете обнаружить, что вы более забывчивы и вам труднее запоминать.

5.                  Ухудшающаяся производительность

Не уверены, что вы выгорели? Сравните свою производительность в настоящее время и производительность в предыдущие годы. Так как выгорание, как правило, происходит в течение длительного периода времени, этот долгосрочный взгляд может определить, переживаете ли вы временной спад или испытываете хроническое выгорание.

6.                  Межличностные проблемы дома и на работе

Это, как правило, проявляется двумя путями:

-                   вы больше конфликтуете с другими людьми;

-                   или вы отдаляетесь, общаясь меньше с коллегами и членами семьи.

Вы можете обнаружить, что, даже если вы физически здесь, в душе вы далеко.

7.                  Отсутствие заботы о себе

Когда некоторые люди страдают от выгорания, они выбирают нездоровые стратегии решения проблем: алкоголь, курение, слишком оседлый образ жизни, поглощение слишком большого количества нездоровой пищи, недосып. Самолечение — это другая проблема и может представлять собой употребление снотворного, чтобы поспать, употребление алкоголя в конце дня, для снятья стресса или больше кофе, чтобы набраться энергии и заставить себя работать в первой половине дня.

8.                  Занятость работой, когда не на работе

Даже если вы не работаете в данный момент, но вы тратите свою умственную энергию на обдумывание своей работы, то ваша работа мешает вам оправиться от стрессов дня. Для того, чтобы восстановиться, нужно время для себя после решения актуальной проблемы и время, когда вы перестанете думать о задаче в целом.

9.                  Общее снижение удовлетворенности

Это тенденция чувствовать себя менее счастливым и удовлетворенным своей карьерой, и семейной жизнью. Вы чувствуете себя неудовлетворенными, когда речь идет о том, что происходит дома или в общественной деятельности.

10.              Проблемы со здоровьем

На протяжении длительного периода времени, серьезный хронический стресс может создать реальные проблемы со здоровьем, такие как проблемы пищеварительной системы, болезни сердца, депрессии и ожирения.

Мы все сталкиваемся с выгоранием, иногда на ежедневной основе. Особенно это касается представителей тех профессий, которые большую часть рабочего времени общаются с людьми. Наиболее подверженными профессиональному выгоранию являются педагоги т. к. их работа связана с постоянными стрессовыми ситуациями. Большую часть времени, они могут взять себя в руки и вернуться к доске, чтобы попробовать другую стратегию, чтобы добиться успеха в обучении студентов. Следует признать, что становится все более и более трудным сделать этот переход обратно к готовности попробовать еще раз. Студенты стали сложнее, чем они были несколько лет назад, и давление от ответственности становится все более гнетущим. И, конечно, зарплата преподавателей является недостаточной. При всем этом, мы можем спросить, а стоит ли?

Давайте поговорим о том, что делать, если вы учитель и обнаружили у себя вышеуказанные симптомы. Мы хотим поделиться тем, что поможет уменьшить выгорание чувств и поможет вам ответить — да, это того стоит.

Шаг 1. Ежедневно веселитесь со студентами. Обменяйтесь анекдотами, краткими историями, загадками, головоломками, и т. д. Это сделает общение интересным для вас и для ваших студентов. Это займет всего минуту, и они легко перейдут к теме занятия.

Шаг 2. Заботьтесь о своем здоровье. Физическое состояние вашего тела влияет на ваши эмоциональные реакции, поэтому никогда не чувствуйте себя виноватыми, если вы заботитесь о себе. Пропускать обед или завтрак — плохая идея. Убедитесь, что вы высыпаетесь каждый день. Занимайтесь спортом, и вы будете удивлены, насколько это поможет вам не чувствовать себя разбитым в конце дня.

Шаг 3. Научитесь чему-то новому и поделитесь этим со своими учениками. Прочитайте интересную книгу, связанную или не связанную с образованием. И не чувствуйте себя виноватыми, что отняли время от планирования уроков и выставления оценок. Читайте классику, которую вы всегда хотели прочитать, но не имели возможности.

Шаг 4. Помогайте другим учителям. Поделитесь своим опытом локально или онлайн. Начните вести свой собственный блог, чтобы помочь начинающим педагогам или тем, кто на грани выгорания. Будьте активны в профессиональной сфере, учите, или подготавливайте семинары. Будьте наставником другого учителя, официально или неофициально.

Шаг 5. Будьте ученым. Экспериментируйте с новыми стратегиями и станьте экспертом в них. Попросите ваших студентов помочь. Сделайте контрольную группу и экспериментальную группу. Задокументируйте свои результаты и поделитесь ими.

Шаг 6. Ищите позитив. Будьте голосом позитивного мышления. Это не изменит ситуации, но вы будете чувствовать себя лучше. В то время как преподавание трудно, не все так плохо. Наполовину пустые стаканы далеко не так интересны, как наполовину полные.

Шаг 7. Больше доверяйте студентам. Пусть студенты знают, что вы будете доверять им больше, и дайте им возможность заработать ваше доверие. Попробуйте проектное обучение.

Кажется, легче попасть в ловушку пессимизма и негатива из-за всего «мусора», который учителя должны терпеть, но это не должен быть ваш выбор. Вы можете выбрать свое отношение, и выбрав сделать упреждающие действия, как те, что мы перечислили выше, помогая сохранить здравомыслие и избежать выгорания.

Круг методов и способов психологической саморегуляции достаточно широк. Одни из них достаточно понятны и просты, другие довольно сложные, их освоение требует руководства со стороны специалистов, третьи весьма необычны, оригинальны и могут даже показаться странными, тем не менее, эффективно работают, и много людей в мире их с удовольствием используют. Использование способов саморегуляции является эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения синдрома профессионального выгорания. Это — своего рода, техника безопасности для учителей.

Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога [3].

 

Литература:

 

1.                  Профессиональное выгорание. URL: http://psyfactor.org/personal/personal15–12.htm. (дата обращения: 01.04.2015)

2.                  Синдром эмоционального выгорания педагогов. URL: http://www.openclass.ru/wiki-pages/106170. (дата обращения: 10.05.2015)

3.                  Сушенцова Л. В. Профессиональное выгорание педагогов: сущность, диагностика, профилактика. [Текст] / Л. В. Сушенцова // Инновационная сельская школа: от идеи к результату: сб. ст. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО «Мар. гос. ун-т», Администрация муницип. образования «Медведев. муницип. р-н» Респ. Марий Эл. — Йошкар-Ола: ГОУВПО «Мар. гос. ун-т», 2006. — С. 190–198.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle