Библиографическое описание:

Пономарев С. А. Исследовательская деятельность учащихся в ходе коллективного творческого проекта // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1452-1458.

Статья посвящена проблеме внедрения в образовательный процесс уроков технологии коллективных творческих исследовательских проектов. Приведен опыт работы учителя технологии в организации научно-исследовательской деятельности при выполнении коллективного творческого проекта.

Ключевые слова:модель подготовки учителя технологии, коллективный творческий проект, исследовательская деятельность.

The article is devoted to the problem of implementation in the educational process technology lessons collective creative research projects. The experience of the teacher of technology in the organization of research activities in the performance of the collective creative project.

Keywords: model of teacher training techniques, the collective creative project research.

 

Образовательная область ««Технология» — это интегрированный предмет, который синтезирует научные знания математики, физики, химии, показывает их использование в промышленности, энергетике и других направлениях деятельности человека». [1]

В модели подготовки учителя технологии [1, 51] мы видим виды деятельности студента:

-          исследовательская;

-          проектировочно-конструкторская;

-          предпринимательская.

В настоящее время в филиале ФГБОУ ВПО «ТюмГУ» в г. Ишиме на заочной форме обучения, являясь студентом 4 курса по направлению «Технологическое обучение», данная модель применима в рамках курсовых проектор по технологии и курсовых работ по методике обучения технологии.

Образованность и профессиональная компетентность учителя технологии сегодня — это не только владение основами профессиональных (технических и технологических) знаний, но и стремление к самосовершенствованию, саморазвитию творческих сил и исследовательских возможностей с целью полной самореализации личности педагога в реальной педагогической деятельности, а именно в условиях организации учебно-исследовательской работы учащихся в ходе изучения раздела «Творческий проект».

Внедрение в систему педагогического образования нового Государственного образовательного стандарта нового поколения, инновационных образовательных учреждений (лицеев, колледжей и пр.) и новых базисных планов в средней общеобразовательной школе, обеспечивающих обучающимся, повышенный уровень квалификации, предъявляет и новые задачи, повышение конкурентоспособности выпускника вуза. Повышение конкурентоспособности связано у будущего педагога с удовлетворением потребностей личности в получении культурологической и качественной профессиональной подготовки, в развитии и реализации творческих способностей, приобщения к научно-исследовательской деятельности; с умением организовать свою исследовательскую и практическую деятельность. [2]

Учитель технологии в гимназии является инициатором организации творческой исследовательской деятельности учащихся как индивидуально, так и коллективно в направлении технико-технологическом направлении.

Коллективный метод проектной деятельности — это способ достижения дидактической цели через детальную техническую разработку проблемы (технологию) группы учащихся, объединенных общим интересом, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проектная коллективная работа становиться совокупностью приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения ими самими поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта, в нашем случае объединенных идеей туристических походов.

Основное предназначение метода проектов (с точки зрения педагогической технологии) состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей и предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Учителю технологии в рамках коллективного учебного творческого проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Умения, нарабатываемые школьниками, начиная с 5 класса, в процессе проектирования на уроках технологии:

a)                  осознание постановки задачи, сути учебного задания, коммуникативной компетенции: характера взаимоотношений со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;

b)                 определение конечного результата и представление его в вербальной форме, то есть, без ограничения фантазии по схеме — «Я хотел бы…»;

c)                  планирование действий, то есть распределение лимитом сил, средств и времени; и написание последовательности действий (технико-технологической документации) с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;

d)                 коллективное конструктивное обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования;

e)                  выполнение конструктивных решений;

f)                  оценивание проектов, выполненных другими.

Преимущества коллективного проектного метода обучения перед другими педагогическими технологиями состоит в том, что у учащихся вырабатывается устойчивый интерес к предмету исследования и к процессу изучения наук вообще.

Приведем подробный конспект образовательного мероприятия — урока творческого проектирования (Технология), проводимого в 5 классе гимназии.

 

Организационная информация

Автор/ы урока/ занятия/ мероприятия (ФИО, должность)

Пономарёв С. А.

Образовательное учреждение

Гимназия

Республика/край

ХМАО «Югра»

Город/поселение

Урай

Предмет

Технология

Класс, профиль класса/ коллектив/ группа

5 класс

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

«Творческий проект»

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

В. Д. Симоненко

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок относится к главе «Творческий проект». Урок изучение нового.

Краткая характеристика класса /коллектива/группы

Группа мальчиков разделена на бригады. Класс активный, работоспособность высокая. Эмоциональный фон в классе стабилен.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Для учителя: Актуализировать у учащихся опорные знания. Сформировать умения и навыки на практике. Создавать благоприятный психологический климат, способствующий формированию личности учащихся.

Для учащихся:

Творчески применить изученные ранее знания и умения, применять их на практике.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Образовательные: закреплять умения, навыки в выполнении практического задания, умение применять их в реализации других творческих заданий.

Развивающие: развивать мыслительную деятельность, мотивацию практической значимости данной темы, память, внимание, самостоятельную деятельность

Воспитательные: продолжить формирование навыков контроля, коммуникативных навыков, воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

Знать: этапы выполнения проекта

Уметь: анализировать конструкции изделия и разрабатывать технологии изделии

 

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).

Личностные УУД: внимательности, помощи одноклассникам, включение учащихся в деятельность, мотивирование своих действий, оценка своей работе, проявление доверия,

 

Регулятивные: принимать и сохранять заданную учебную цель, контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.

 

Познавательные: обобщать полученные знания, целеполагание, развивать коммуникативно-эмоциональную сферу личности обучающегося. Развивать самостоятельность учащихся; логическое мышление.. Создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность через работу в группе.

контроль, оценка, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

 

Коммуникативные: работа в группе, слушать друг друга, задавать вопросы, вести логически-поисковую деятельность, анализировать, обобщать, контролировать действия партнера.

 

Необходимое оборудование и материалы

фломастеры, заготовки рисунков.

 

 

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Этап урока/занятия/мероприятия

Время, продолжительность этапа

Подробное описание АМО по установленной схеме (если есть)

Описание действий участников образовательного процесса

Инициация

 

2 мин

 

«Приветствие»

Цель — поприветствовать друг друга

Метод — групповое приветствие

Деление класса на 3 группы.

 

Цель: формирование групп (3 бригады мальчиков)

 

Задачи: создать условия для групповой работы.

 

Цель: провести эмоциональную зарядку.

Оценка результата:

Хорошее настроение, готовность работать, готовность к сотрудничеству с учителем и сверстниками.

 

Материалы: инструмент (киянка)

Проведение: Участники встают в 3 полукруга по бригадам, передавая киянку друг другу по одному разу (не повторяясь) приветствуют и проговаривают пожелания друг другу.

 

Задачи: создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе.

Возьмите киянку и передавая его друг другу поприветствуйте мальчиков из другой группы, передайте пожелания (хорошее настроение, удачу, хороших результатов в творческой работе и т. д.)

 

Примечание: киянку нужно передать только один раз не повторяясь.

Вхождение или погружение в тему

Метод чистой доски

5–7 мин

Цель: Актуализация изученного, формулировка темы урока.

 

Задачи: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока

 

Проведение: учитель предлагает ученикам ответить на 9 вопросов которые расположены на доске, 6 вопросов по пройденному материалу, 3 вопроса на новую тему.

Какие инструменты для ручной обработки древесины вы знаете?

Какие инструменты для разметки заготовки из древесины вы знаете?

Какие инструменты используются для зачистки поверхностей деревянных деталей?

Как Называется инструмент для выпиливания из фанеры, из каких основных частей он состоит? Назовите правило безопасной работы при строгании и пиления?

Что называется творческим проектом?

Какие этапы выполнения творческого проекта вы знаете?

Что входит в подготовительный этап выполнения проекта?

Назови основные части столярного верстака?

Посмотрите на доску и выберите тот вопрос, на который вы сможете дать ответ. Выйдете к доске — снимите карточку с вопросом и ответьте на него.

 

У нас осталось три вопроса. Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

Какую цель вы поставите на уроке? Обсудите в группе, сформулируйте одну цель и запишите на листе. Озвучьте.

 

 

Формирование ожиданий учеников/воспитанников/обучающихся

3 мин

Цель: выявить ожидания и опасения у ребенка на данном уроке.

 

Задачи: проверка готовности учащихся, их настроя на работу

Материалы: цветные стикеры фломастер

Проведение: учащимся нужно взять два стикера (красный и желтый) и написать свои ожидания от урока и опасения. Затем положить их в инструментальный ящик.

 

Варианты: приготовить стикеры

Красный и желтый учащиеся выбирают тот цвет, который больше подходит.

Учащимся нужно взять 2 стикера разного цвета и написать свои ожидания от урока и опасения. Затем положить их в инструментальный ящик.

Интерактивная лекция

 

Метод «белые пятна» 10 мин

Проведение:

На доске размещены листы, в центре название темы, а по краям этапы данной темы и каждый этап делится на разделы и пронумерованные, но пока не открыты. Начиная с 1этапа, преподаватель открывает название темы 1 этапа, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Закончив изложение материала по первому этапу, преподаватель открывает название темы второго этапа и так далее. Наглядно представлены, таким образом, существующие по данной теме «белые пятна», которые постепенно открываются

Варианты:

Ведущий записывает на листе ватмана заранее некоторый материал, который он будет сообщать учащимся в ходе своего сообщения и закрывает их, загнув углы листа. Лист можно прикрепить по краям скотчем. Во время сообщения информации, ведущий постепенно открывает свои записи, сопровождая разделы темы презентацией.

При использовании этого метода достигается сразу несколько результатов. Используется эффект визуализации того, что произносится. Соответственно, участники лучше воспринимают информацию. А также поддерживается их заинтересованность в том, что будет дальше.

Итак, вы определили тему творческого проекта. Проект –это самостоятельная итоговая работа за определённый период учебы. Творческий проект делится на 3 раздела это,

1 раздел Подготовительный этап;

2 раздел Технологический этап

3 раздел Заключительный этап; каждый из этих этапов делится на разделы, к примеру: Подготовительный этап делится на Обоснование возникшей проблемы

и потребности; Выбор изделия; Описание внешнего вида модели; Выбор материалов.

Технологический этап: Выполнение

технологических операций; Соблюдение условий техники

безопасности и культуры труда.

 

Заключительный этап: Оценка проделанной работы; Защита проекта.

Проработка содержания темы

15мин

Трём Группам учеников раздаются карточки с заданием, где указано в виде загадки изделие, которое нужно проанализировать в таблице отвечая на вопросы, а также описать выбранное изделие в таблице описания (приложение 1)

Ребята давайте возьмём первый этап, и разберём его на практике. (подготовительный этап). Вы выберете карточку с заданием, где в виде загадки загадано изделие. Отгадав загадку капитан выберет на столе учителя конверт со своим изделием. В конверте представлены 3 варианта вашего изделия. Вы отвечая на вопросы, записаны в технологической карте -оцените (по системе соотв.-1 бал. Несоответ-0) подсчитайте баллы и таким образом выберете изделие. Запишем ниже в таблице – опишите выбранное вами изделие и каждому отгаданному изделию есть 3 варианта изделия из которых вы выберете самый оптимальный вариант и опишете его в карточке. Затем ниже в таблице опишите выбранное вами изделие. Через 7 мин капитан групп зачитывает свое обоснование выбранного изделия

После выполнения задания капитан группы зачитает своё обоснование

выбранного изделия.

Подведение итогов

5мин

Задачи: подведение итогов работы каждой группы.

 

Цель: учет ожиданий и опасений учеников.

 

Проведение: Инструментальный ящик с наклеенными стикерами.

Сбылись ожидания оставляем,

опасения подтвердились, оставляем, если не сбылись, убираем.

 

Подведение итогов: каждый ученик берет стикеры и оценивает свою группу и своих участников группы. Потом они зачитывают свою оценку.

Вернемся к целям нашего урока. Если добились поставленной цели, поставьте рядом с целью+,нет-. Посмотрите на инструментальный ящик. Если ваши опасения оправдались — заберите свой красный листочек. Если вами опасения не оправдались– заберите свой желтый листочек. Давайте посмотрим, что у нас осталось? То, что у нас осталось это мы постараемся решить на следующем уроке.

 

Итогом данного урока стала разработка мебельных трансформеров, которые занимают особое место в интерьере дома. Их многофункциональность позволяет не только моделировать пространство в зависимости от конкретной ситуации, но и решать массу проблем по организации быта. В сложенном виде мебельные трансформеры компактны и могут использоваться на небольших пространствах. Особый интерес вызвал выбор группы ребят по направлению туристическая мебель, которая может сделать любой отдых на природе удобным и комфортным: стул туристический складной, который поместится даже в рюкзак. Именно такой ребята и решили изготовить на последующих уроках по творческому проектированию и детальной разработкой технологии проектирования и изготовления мебели трансформера, которая проведена методом исследования и анализа готовых дизайнерских работ мебели трансформера.

Элементы нашей разработки урока технологии мы привели на Образовательном портале «Мой университет» [3] и в рамках курсовой работы по «Методике преподавания технологии» на кафедре физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования факультета математики, информатики и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме.

 

Литература:

 

1.                  Сидоров О. В., и др. Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков. [Текст]/ О. В. Сидоров, Л. В. Козуб, В. М. Бызов, Н. Н. Козинец. — Инновации и инвестиции.- 2015.-№ 4.- с.50–54.

2.                  Козуб, Л. В. Методические рекомендации по научно-исследовательское работе студентов естественно-технологических факультетов (методическое пособие). 2-е изд.допол. [Текст] / Л. В. Козуб — Ишим: Издательство ИГПИ им ПЛ. Ершова: 2008.

3.                  Образовательный портал «Мой университет» — www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» — www.edu-reforma.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle