Статья посвящена первым письменным памятникам древней Японии «Кодзики» и «Нихон сёки, в контексте рассмотрения которых представляется возможным проследить религиозно-мифологические представления японцев, сохранившихся в исторической памяти данного народа. Именно в этих литературных источниках запечатлены черты архаичного сознания японского этноса, дающих ключ к пониманию специфики мировосприятия представителей исследуемой культуры.
Ключевые слова: древнеяпонские письменные источники, японская мифология, культурное наследие.
Безусловно, важнейшими источниками для изучения истории и культурного наследия любой народности являются письменные памятники, в которых содержатся ценные сведения о жизни исследуемого народа в разные исторические эпохи. В данном аспекте японские историко-мифологические своды «Кодзики» и «Нихон сёки» уже давно привлекают внимание многих исследователей. Значение этих источников неоспоримо, поскольку именно они раскрывают перед нами те духовно-нравственные ориентиры японского этноса, предопределившие становление и развитие японского государства и общества в целом.
Историко-мифологические своды «Кодзики» и «Нихон сёки», в которых зафиксированы первые упоминания о происхождении японского народа, относятся к VIII веку н. э. Время создания первых письменных памятников является важным этапов в истории Японии. Именно в этот период происходит укрепление централизованного древнеяпонского государства Ямато, складываются законодательные институты, регламентирующие все стороны государственной и общественной жизни, а также осуществляется заимствование элементов других цивилизаций, оказавших значительное влияние на развитие духовной и материальной культуры японцев.
Стоит отметить, что в древние времена мифологическое сознание японцев складывалось и оформлялось, опираясь исключительно на устную народную традицию, смешанную с религиозными верованиями, что, безусловно, связано с отсутствием в Японии на тот момент собственной системы письменности. И лишь в VIII веке н. э., во времена, когда страна испытывала существенное влияние различных идеологических и религиозных систем соседних государств, японцы попытались систематизировать национальную мифологию [1, С. 896]. В данном ключе можно выделить особое влияние буддизма, который привнёс на японские острова практически неизвестную до этого времени письменность, благодаря чему начался процесс письменного оформления устного сакрального знания.
Самым ранним историко-мифологическим сводом Японии является «Кодзики» («Записи о деяниях древности», 712 г. н. э.). Данный свод представляет собой совокупность мифов и легенд, которые описывают историю японского народа с древнейших времён до момента написания самого источника.
Определить жанр данного литературного памятника весьма непросто, поскольку помимо исторического повествования о японских божествах и земной жизни их потомков, «Кодзики» содержит в себе представления японцев религиозного и политического характера, а также сведения о национальных традициях и обычаях данного народа. Таким образом, очевидно одно, что в «Кодзики» раскрыты важные аспекты исторического самосознания японцев. В данном контексте отметим, что данный мифологический свод пронизан, прежде всего, идеей божественной сущности и правопреемственности японской императорской династии.
«Кодзики» разделены на три свитка, наибольший интерес среди которых представляет первый свиток, содержащий космогонический цикл мифов о появлении первых небесных божеств и о сотворении ими всего мироздания. Эти мифы относятся к самому раннему периоду японской истории, называемой эрой богов. Они повествуют о последовательном появлении высших японских божеств, в том числе богов творения Идзанаги и Идзанами, в результате брачного союза которых были образованы японские острова.
Во втором и третьем свитке присутствует цикл легенд, посвящённых деяниям и героическим подвигам божественных потомков на Земле, а также цикл мифов, описывающих эпоху правления древних императоров, имеющую под собой уже подлинно историческое обоснование. Здесь же говориться о появлении на свет императора Дзимму, вступившего на престол в 660 году до н. э., который согласно японской мифологий официально считается основателем царствующей династии. Миф, посвящённый императору, рассказывает о его завоевательном походе на о. Кюсю, который он совершил по повелению богов, где основал японское государство. Согласно преданиям во время данного похода всё войско Дзимму было околдовано богом, принявшим образ медведя. Однако вовремя сна один из воинов увидел, как богиня солнца Аматэрасу посылает в помощь своему внуку волшебный меч, с помощью которого он должен был покорить неизвестную страну. Проснувшись, войн нашёл указанное место, где был спрятан меч и отдал его своему предводителю. Таким образом войско продолжило свой путь и вскоре достигнуло государство Ямато, где одержав победу, Дзимму построил дворец и женился на дочери местного правителя. Так, «Нихон сёки» повествуют о восшествии на престол внука Ниниги — Дзимму, который и положил начало императорскому роду в Японии: «В новолуние на День Каното-но тори государь Дзимму огласил повеление, сказав: «Уже шесть лет я провел здесь с тех пор, как покорил восточные земли. За это время мощь Царственного Неба повергла врагов… Воистину, нам теперь надлежит возвести обширную столицу, чтобы она здесь процветала… Весной года Каното-но тори, в начальном месяце, в день новолуния Каноэ-но тацу, государь во дворце Касипара вступил на престол. Тот год считают первым годом правления государей» [1, С. 897].
В отличие от «Кодзики» источник «Нихон сёки» («Анналы Японии») представляет собой более подробный по содержанию и объёму письменный памятник. На тридцати свитках данного произведения размещены более полные хроники правления японских императоров, кроме того встречаются выдержки из официальных документов того времени как, например, законодательный кодексТайхорё, а также содержатся сведения касающиеся не только синтоистской, но и буддийской философии, что точнее отражает культурные реалии той эпохи.
Вместе с тем стоит отметить, что главная цель обеих источников всё же одинакова и заключается в том, чтобы обосновать легитимность правящей династии посредством поклонения главному божеству синтоистского пантеона — богине солнца Аматэрасу, к которой японцы издревле возводили истоки своего происхождения. Отсюда идея о непрерывности императорского рода, которая связана с тенденцией укрепления централизованной власти.
Следует подчеркнуть, что актуальность дальнейшего изучения уникальных письменных сводов «Кодзики» и «Нихон секи» несомненна. Данные книги представляют богатый материал по ранней истории Японии и должны рассматриваться как главные источники религиозно-мифологических представлений японцев, которые представлены совокупностью синто-буддийской традиции. Ведь именно на данной основе шло формирование собственных культурных ценностей, отражающих национальную специфику японской этнической общности.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что японские историко-мифологические своды являются своеобразным хранилищем мировоззрения японцев, поскольку отражая всю глубину их духовно-нравственного развития, они знакомят нас с богатым культурным наследием японской нации.
Литература:
1. Понаморёва Ю. В. Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев [Текст] / Ю. В. Понаморёва // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 896–900. — URL: http://www.moluch.ru/archive/87/16839/.
2. Кодзики («Записи о деяниях древности») / Пер., коммент. е.М. Пинус. — СПб.: ШАР, 1993. — 320 с.
3. Нихон сёки («Анналы Японии») / Пер. Л. М. Ермаковой, А. Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 1997.