Библиографическое описание:

Воробьева И. М. Проблемы создания и функционирования малых инновационных предприятий // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 784-787.

Данная статья посвящена рассмотрению принципов создания и работы малых инновационных предприятий. Автор рассматривает основные этапы развития малых инновационных предприятий

Ключевые слова:малые инновационные предприятия, инновационный пояс, инновации

 

В настоящее время государство и его органы и ведомства должны играть ведущую роль в формировании благоприятной среды, необходимой для создания подходящей инновационной экосистемы. Однако эти заинтересованные стороны должны действовать более гибко, быть ближе к нуждам компаний и R&D-системы. Параллельно с этим необходимо стимулировать и поддерживать предпринимателей, чтобы помочь им лучше понять, как инновации будут способствовать их росту, повышению конкурентоспособности и увеличению жизнеспособности их бизнеса. В некотором смысле все предприниматели принимают на себя риски и выступают инноваторами в своей сфере. В этом сущность предпринимательства.

Диверсификации российской экономики обусловливает необходимость стимулирования роста числа «старт-ап» компаний, в особенности тех, которые позволят создать новые высокотехнологичные продукты и рынки. Эта задача становиться еще более актуальной в свете планируемой реорганизации научно-исследовательских организаций государственного сектора, которая может действительно радикально изменить российскую систему исследований и разработок. Во многом «старт-ап» компании могут стать хорошим примером частно-государственного партнерства (как правило, они представлены смешанными формами собственности, при которой государственная организация осуществляет свой интеллектуальный вклад, а частная компания — финансовый и управленческий). Они удачно «вписываются» в «инновационную цепочку» и имеют больше шансов, по сравнению с изолированными частными компаниями, занять “нишу” товаров и услуг с более высокой добавленной стоимостью.

Принципы формирования и работы малых инновационных предприятий (МИП), входящих в инновационный пояс РАН

Типы МИП

1.                  На базе лаборатории.

2.                  На базе Института.

3.                  На основе ФЗ 217.

1.      На базе лаборатории (учредители — сотрудники лаборатории, возможно, Институт)

Инициаторы: Зав. лабораторией и сотрудники лаборатории

Основные работники: на 0.5 ставки: сотрудники лаборатории, аспиранты.

Цель:

-                   Увеличение бюджета лаборатории (з/плата, оборудование, командировки…….)

-                   Расширение поля финансовых операций лаборатории (приобретение оборудования без конкурсов и т. д.)

Основание для создания МИП:

-                   Заключение лицензионного соглашения с Институтом.

-                   Оформление договора о сотрудничестве.

2.      На базе Института (учредители — сотрудники Института (разных лабораторий), возможно, Институт)

Инициаторы: Зав. лабораториями и сотрудники лабораторий.

Основные работники: на 0.5 ставки — сотрудники Института, аспиранты, приглашенные специалисты.

Цель:

-                   Выполнение крупных комплексных научно-технических, технологических проектов, требующих объединения усилий специалистов разных лабораторий.

-                   Расширение поля финансовых операций лабораторий (приобретение оборудования без конкурсов и т. д.)

Основание для создания МИП:

-                   Заключение лицензионного соглашения с Институтом.

-                   Оформление договора о сотрудничестве.

3.      На основе ФЗ 217 (учредители — Институт, сотрудники Института.

Инициаторы: Дирекция Института, Зав. лабораториями.

Основные работники: на 0.5 ставки — сотрудники Института, аспиранты, приглашенные специалисты.

Цель:

-                   Выполнение крупных комплексных научно-технических, технологических проектов, требующих объединения усилий специалистов разных лабораторий.

-                   Выполнение научно-технических, технологических проектов по направлениям лабораторий, имеющих перспективы значительного технологического развития.

-                   Основание для создания МИП:

-                   Заключение лицензионного соглашения с Институтом.

-                   Оформление договора о сотрудничестве.

Эти компании, являющиеся неотъемлемым компонентом любой развитой инновационной системы, к сожалению, вызывают опасения у частных инвесторов, которые, не имея достаточных гарантий в отношении законности создаваемых государственными исследовательскими организациями «старт-ап» компаний, а также уверенности в принадлежности прав на ИС, оценивают свои риски в этом бизнесе как чрезвычайно высокие. Такие компании могут создать в России новые рабочие места и стать катализатором инновационной деятельности за счет развития эффективных связей между исследовательским, промышленным и финансовым секторами экономики.

Рассмотрим этапы развития малых инновационных предприятий:

I. Инкубационный этап

Деятельность: Осуществление НИОКР по одному или нескольким «прикладным» направлениям лаборатории.

Механизм финансирования работ:

1.      Участие в инновационных конкурсах (Фонд Бортника, ФЦП, РАН, федеральные, областные).

2.      Выполнение договоров НИОКР по разработке и изготовлению единичных экземпляров оборудования.

Решаемые задачи:

1.      Исследования рынка:

а)     Поиск потенциальных потребителей

б)     Определение требований заказчиков к продукту:

-        цена

-        технические параметры

-        технологические возможности

-        экономические показатели

-        сравнение с аналогами

2.      Разработка и изготовление опытно-промышленного образца

3.      Сертификация, оформление ТУ

4.      Патентование.

5.      Реклама.

6.      Поиск инвесторов.

Требования:

1.      Лицензионное соглашение.

2.      Заключение договора аренды.

3.      Ежегодный отчет о финансово-хозяйственной деятельности.

4.      Отчисления на накладные расходы не менее 5 %.

II. Организация реального производства.

Деятельность: Мелкосерийное производство изделий, разработанных на основе результатов НИР и НИОКР лаборатории.

Механизм финансирования работ:

1.      Доход от предпринимательской деятельности по оказанию услуг или продажи продукции.

2.      Участие в инновационных конкурсах (ФЦП, РАН, федеральные, областные).

3.      Выполнение договоров НИОКР по разработке и изготовлению единичных экземпляров оборудования.

Решаемые задачи:

1.      Набор и обучение новых сотрудников.

2.      Реорганизация МИП

3.      Приобретение средств производства.

4.      Организация мелкосерийного производства

Требования:

1.      Лицензионное соглашение.

2.      Заключение договора аренды.

3.      Ежегодный отчет о финансово-хозяйственной деятельности.*

4.      Отчисления на накладные расходы не менее 10 %.

5.      Определение целесообразности вхождения института в учредители МИП.

III. Развитие производства.

Деятельность: Производство изделий, разработанных на основе результатов НИР и НИОКР лаборатории.

Механизм финансирования работ:

1.      Доход от предпринимательской деятельности по оказанию услуг или продажи продукции.

2.      Участие в инновационных конкурсах (ФЦП, РАН, федеральные, областные).

3.      Выполнение договоров НИОКР по разработке и изготовлению единичных экземпляров оборудования.

Решаемые задачи:

1.      Расширение производства.

-        увеличение объема выпуска продукции

-        расширение номенклатуры

2.      Оптимизация производства.

Требования:

1.      Лицензионное соглашение.

2.      Определение целесообразности вхождения института в учредители ООО.

Однако при всей своей перспективности развитие «старт-ап» компаний в России не может получить дальнейшего широкого распространения. Причиной является наличие существенных ограничений по созданию новых предприятий, накладываемых на государственные учреждения действующим законодательством, неопределенности в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные с использованием средств федерального бюджета, а также неразвитости инструментов стартового (посевного) и венчурного финансирования.

Единственным, но все еще очень слабым источником стартового (посевного) финансирования процесса создания новых научно-технологических компаний является Фонд поддержки малых предприятий научно-технической сферы. Программы, реализуемые этим Фондом, являются «пионерскими» для России и вызывают неоднозначную оценку среди научных и образовательных кругов. Причина такого неоднозначного отношения заключается в том, что зачастую исследовательские группы или малые инновационные предприятия, созданные при НИИ и ВУЗах слишком увлекаются получением грантов и бюджетных средств из подобных Фондов. При этом нет ориентации на потребителя и не стоит цель создания нового продукта/технологии и завоевания своей ниши на рынке. В итоге получается следующая схема функционирования: подача заявки (компании «набили на этом руку» и умеют готовить очень качественные заявки) — > победа — > работа по заявленному проекту — > отчётность за полученное финансирование — > новая заявка и т. д. Остаётся надеяться на то, что координационные экспертные советы, которые отбирают проекты будут более избирательными и внимательными в отношении заявителей и отслеживания соответствия заявленных и полученных результатов.

Другой источник финансирования — бизнес-ангелы. Первые бизнес-ангелы появились в России достаточно недавно. В настоящее время, трудно оценить их вклад в развитие высокотехнологичных компаний.

Вторая стадия развития малого предприятия (начальная фаза роста) обычно поддерживается венчурными фондами, которые финансируют проекты, обладающие коммерческой привлекательностью. Вместе с тем следует заметить, что российский венчурный рынок инвестиций в высокие технологии находится на этапе становления. [9]

Несмотря на то, что на базе ряда НИИ формируются предприятия, их потенциал роста и связи с инновациями сомнительны. Многие из них ориентированы на простую производственную деятельность или было созданы исследователями для того, чтобы подать заявку в Фонд содействия развитию инновационных МСП (Фонд Бортника) для получения финансирования своих проектов без каких-либо перспектив дальнейшей предпринимательской деятельности, что и подтверждает сказанное выше о недоверие к Фонду. Часто руководителем компании является учёный, который держится за своё место в НИИ, т. е. эта ситуация заранее провальна для создания новой компании. [11]

Особенности МИП, созданных на основе ИС в РАН:

-        МИП создаются по программе «СТАРТ» Фонда Бортника.

-        Основой ИС является оригинальный (уникальный, единственный) результат фундаментальных исследований. Часто это — идея + лабораторный образец изделия (оборудование, технология), находящийся в самом начале этапа коммерциализации (конец НИР — начало НИОКР).

-        При этом практически нет данных (точных) по рынку, аналогам, и т. д.

-        На начальном этапе сотрудники МИП — научные сотрудники, аспиранты (люди без опыта работы на рынке).

Поэтому в вопросах, касающихся продвижения перспективных результатов НИОКР на мировой рынок, исследователи обычно сталкиваются со следующими препятствиями:

-        отсутствие понимания бизнес-среды;

-        недооценивание или переоценивание коммерческого потенциала научных исследований;

-        отсутствие политики в области ПИС на институциональном уровне, которая бы устанавливала четкие правила и стимулы. [10]

Эти факторы определяют следующее: требуются значительные финансовые средства до вывода изделия на рынок + время + профессиональная переориентация команды. Отсюда — трудности и отставание на начальном этапе в развитии (от ВУЗов и промышленных компаний).

Кроме того, несмотря на то, что существующие меры поддержки МСП — это полезное начало, они не решают ряд основополагающих проблем, связанных с внедрением инновационных разработок и технологий. К примеру, на инновационные проекты выделяется мало целевых грантов — повсеместно признанной формы государственной поддержки инновационной деятельности. Гранты также не выдаются для целей финансирования развития бизнеса, продаж, маркетинга и патентной деятельности перспективных инновационных компаний. Наконец, консультационная поддержка оказывается только как реакция на возникновение проблем. Отсутствуют службы по распространению технологий, которые бы выявляли и поддерживали наиболее перспективные МСП. [11]

 

Литература:

 

1.                  Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации — Москва, 2009

2.                  «Федеральная космическая программа на 2006 –2015 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2005 г. № 635.

3.                  «Развитие гражданской авиационной техники России на период 2002 –2010 гг. и до 2015 года». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 г. № 728

4.                  Гросфелд Т., Роландт Т. Логика открытых инноваций: создание стоимости путем объединения сетей и знаний // Форсайт. 2008. № 1 (5).

5.                  Заиченко С. А. Центры превосходства в системе современной научной политики // Форсайт. 2008. № 1 (5).

6.                  Индикаторы инновационной деятельности: 2008: Стат. сб. М.: ГУ–ВШЭ, 2008.

7.                  Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: Национальный доклад. — М.: ИМЭМО РАН, ГУ–ВШЭ, 2008. — 168 с.

8.                  Инновации на стороне // Статья базируется на материалах НИР «Анализ и учет социально-экономических последствий научно-технологического развития в региональном разрезе», выполненного ЦСР «Северо-Запад» по заказу ФГУ РНЦ «Курчатовский институт» в 2007 г. (руководитель исследования — В. Н. Княгинин, участники рабочей группы — Е. А. Алексеева, М. С. Липецкая, В. В. Мовилы и др.)

9.                  Критический анализ практики научно-технической инновационной деятельности и результатов коммерциализации технологий в Российской Федерации и в ЕС // Проект «Наука и коммерциализация технологий» (EuropeAid/115381/C/SV/RU). Москва, февраль 2006 г.

10.              Отчет о результатах аудита инновационной системы ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет // ЗАО «ВалоДиа», Томск, декабрь 2011.

11.              Развитие инноваций в Республике Татарстан, как основа конкурентоспособности и процветания в глобальной экономике // Регион Европы и Центральной Азии. Департамент развития частного и финансового секторов (ECSPF) Всемирный Банк. 17 июня 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle