Библиографическое описание:

Лещёва Е. А. Геймерство как вид социокультурного аутизма // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1816-1819.

Аутизм — это врожденное нарушение психического развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира [2].

Людям с аутизмом сложно вести нормальную социальную жизнь. Их реакция на окружающий мир зачастую не адекватна и сильно отличается от реакции обычных людей. Аутистам почти невозможно входить в новую социальную среду. Они существуют в своем маленьком мире и не всегда нуждаются в общении с другими. Поэтому аутистов сложно понять, когда они все-таки пытаются донести информацию до собеседника. Любые социальные ситуации, даже, например, общение с семьей очень затруднены, потому что у них отсутствует интуитивное знание ситуации. Для аутистов важно, что бы их распорядок дня не нарушался. Их может расстроить или разозлить даже то, что зубная щетка стоит не слева, а справа. Весь мир вызывает у них чувство нарастающей тревожности.

В наше время появилось новое понятие — «социокультурный аутизм», которое не имеет ничего общего с врожденными психическими отклонениями, он приобретается в процессе развития и роста человека, то есть в процессе освоения или не освоения человеком культуры. Это, скорее, малоизученное нравственное и моральное «заболевание» общества, характеризующееся утратой желаний, мечтаний и побудительных мотивов для активного взаимодействия с другими людьми.

Причин появления у человека социального аутизма великое множество. Например, это неверие в то, что что-то может измениться от твоих действий, или деспотичное воспитание [3]. Социальные аутисты часто не хотят вести активную деятельность. Им не хватает мотивов, побуждающих на поступок. Они не понимают, зачем куда-то двигаться и к чему-то стремиться. При прогрессировании этого явления возникает неспособность двигаться вообще, в буквальном смысле потеря моторики, даже если к этому принуждают кризисные обстоятельства или другие люди.

Социальному аутисту не нужно менять мир вокруг себя: ему не важно прекрасное, а ужасное его не печалит и не пугает. Главное, чтобы окружающие оставили в покое, дали возможность делать лишь то, что доставляет ему хоть крупицу удовольствия. Это медленно и постепенно разрушает душу и тело человека [1].

Есть множество видов социального аутизма. Например, алкоголизм и употребление психотропных и наркотических веществ. К числу социальных аутистов можно отнести клабберов, сериаломанов, отаку и др. И, чем дальше идет наука и компьютерная технологии, тем больше видов социальной деформации становится, и тем серьезнее социальные отклонения.

Самым распространенным отклонением является геймерство. Компьютерные игры с самого своего появления привлекли множество людей. В основном тех, кто уже был готов к этому, так как первые подобные игры появились раньше и имели широкий доступ. Например, многие сегодняшние геймеры играли и в денди, в SEGA, в тетрис, тамагочи и многое другое. Но у этих игр был существенный недостаток: в них можно было играть лишь дома, тогда как сейчас с телефонов, ноутбуков, планшетов можно в любой момент и где угодно зайти в свою любимую игру.

Человек получил неограниченный доступ к развлечениям такого плана. Люди всех возрастов, часто даже не отдают себе отчет в том, что тратят многие часы на игры. Поэтому все больше и больше родителей пытаются разобраться, в чем же смысл этих игр, зачем они нужны, почему дети тратят так много времени на игры и почему их популярность растет? На этот вопрос не сложно ответить. Большинство людей играют в игры для того, чтобы просто убить время. Но есть и те, кто пытается с помощью них убежать от своих проблем.

У компьютерных игр немало плюсов. К ним можно отнести:

-          Многие игры имеют развивающий характер и играют немалую роль в обучении.

-          Эмоциональная разгрузка.

-          Развитие абстрактного мышления при решении игровых ситуаций.

-          Новые знакомства.

-          Если стать профессионалом, то получение денег.

-          Быстрая реакция на неожиданные раздражители, ситуации.

-          Увлечение компьютерными играми учит ребенка лучше использовать технику.

-          У многих возникает желание получать техническое образование что бы лучше в этом разбираться.

К отрицательному воздействию компьютерных игр можно отнести следующее:

-          Рассеянность и невнимательность.

-          Человек становится более агрессивным и раздражительным.

-          Затруднения в общении.

-          Реальный мир становится не интересен.

-          Апатия к другим видам деятельности.

-          Расщепление моральных принципов.

-          Ухудшение физического здоровья.

Но не все игры так уж плохи или хороши. Каждая игра определенного жанра имеет положительное и отрицательное влияние на человека, способствует развитию или ухудшению сторон личности [4]. Например, онлайн-игры — это возможность пообщаться. Так же эти игры часто распространяются не на одну страну, а захватывают почти весь мир, тем самым можно улучшить знания языка и общие коммуникативные качества. Есть вероятность завести друзей в других странах. В онлайн играх имеется возможность зарабатывать деньги, участвуя в турнирах или продавая редкие игровые ресурсы. Можно создавать свои кланы, гильдии, труппы и, совершенствуя свои лидерские качества, успешно управлять ими. При наблюдении за действиями в игре у ребенка развивается воображение, смелость, эмоциональная устойчивость. К минусам же онлайн игр можно отнести то, что многие игроки кладут деньги на аккаунт в сети, чтобы купить оружие или снаряжение. Из-за невозможности поставить игру на паузу прерваться практически невозможно. Это сильно влияет на отношения в семье, когда ребенок или взрослый человек не могут оторваться от компьютера и помочь по дому. Стоит так же учитывать, что в онлайн играх почти невозможно стать лучшим и появляется раздражение. И не все игроки милы и обходительны, иногда даже обычные школьники выражаются такими нелитературным языком, поэтому стоит учитывать возрастную категорию и смотреть, в каких кругах вертится ребенок [6].

Шутеры, стрелялки и файтинги, с одной стороны, помогают человеку снять накопившееся агрессивное состояние, погружают человека в другую реальность, давая ему время отдохнуть от серых будней. Но с другой стороны, эти жанры делают людей более жестокими.

Стратегии — это игры для тех, кто любит подумать. Этот жанр можно по праву назвать самым сложным и развивающим. Во время игры геймеру приходится формировать свои государства или новые виды, завоевывать земли, наращивать армию, строить здания. И стоит учесть, что все это делается пошагово, что намного сложнее обычных игр. Этот жанр развивает в человеке последовательность и логичность мышления, способность выстраивать стратегии для решения проблем, изучать историю (если это историческая стратегия), и продумывать свои действия. У этого жанра не так много минусов, но одним из них является то, что у человека не развивается воображение, он зациклен на шагах.

И последний жанр, который хотелось бы отметить, — это различные симуляторы. Например, симулятор жизни, такие как Simsили тамагочи, помогают одиноким людям при нехватке общения. А обычные симуляторы (AgriculturalSimulator, ConstructionMachines, FX Eleven) дают возможность попробовать себя в том, что недоступно в реальной жизни: покататься на грузовике, полетать на самолете, поиграть на чемпионате мира по футболу и многое другое. У симуляторов много минусов. При сильном увлечении подобным жанром у человека пропадает любое желание общаться с настоящими людьми, пробовать что-то новое, развиваться в реальности.

Люди, которые увлечены компьютерными играми называют себя геймеры — это индивиды, которые максимально увлечены играми и компьютерными технологиями. С одной стороны, увлеченность компьютером — это не плохо, так как может помочь в будущей профессии, но с другой стороны чрезмерная увлеченность может привести к появлению компьютерной зависимости, что может перерасти в социальный аутизм.

У каждого человека проявления зависимости индивидуальны, но есть и общие черты:

-          Радость во время игры перекрывают любую другую возможную радость.

-          Потеря чувства времени в процессе игры.

-          Раздражительность и злость если не дают играть.

-          Развитие депрессивного состояния вне игры.

-          Появление проблем в плане коммуникаций с внешним миром.

-          Равнодушие к ранее волновавшим вещам.

-          Раздраженность если кто-то отрывает от игры\

Определенные жанры влияют на развитие зависимости сильнее других. Самые затягивающие игры — это ролевые игры (шутеры, стрелялки, бродилки), которые позволяют человеку полностью психологически слиться с персонажем, так как он сам выбирает стратегию его действий, и проникнуть в новый, более интересный и неизведанный мир. Все это крайне отрицательно сказывается на коммуникативных качествах личности, потому что в играх уже прописаны реплики, а жизни нужно делать это самому. К тому же игровые персонажи или так называемые боты заменяют человеку реальных людей и могут вызвать даже чувство влюбленности.

Наименьшее влияние оказывают игры, в которые можно играть и без компьютера, например, пасьянсы, маджонг и шахматы.

Но компьютерные игры оказывают влияние не только на психическую сторону человека [5]. Огромный урон наносится всему организму, но в первую очередь зрению. Фокусирование глаз на одном и том же, приводит к переутомлению и ухудшению зрения. Вы никогда не встретите геймера, который бы правильно питался, чаще он перебивается фастфудом или чипсами. Так же существуют мало геймеров с правильной осанкой. Это из-за малоподвижного образа жизни, в основном лежачего. Это влияет так же и на сосудистую и нервную системы, что приводит к лишнему весу.

Больше всего из числа опрошенных компьютерными играми увлекаются студенты (18,9 %) и руководители (7,6 %). Вопреки бытующему мнению, безработные (4,1 %) и домохозяйки (3,9 %) играют в компьютерные игры меньше. Исследователями выявлено, что средний возраст геймера — 12–15 лет. По данным Степанцевой О. А. средний возраст профессионального геймера варьирует в пределах 17–26 лет [См.: интернет ресурс: http://www.scienceforum.ru/2013/14/2907]. Каждый геймер имеет свой, отличный от других вкус.. Но особо явных можно выделить в отдельные типы геймеров:

Экстремал проводит в игре максимум времени. Он часто прогуливает школу, работу, пропускает сон лишь бы поиграть. Проходит игры на всех уровнях сложности много раз, изучает все, что можно извлечь из игры.

ПК-шник–геймер, играющий персональным компьютером. Он не покупает приставки и не уважает тех, кто играет на них. Игры чаще не покупает, а скачивает бесплатно.

Приставы — играют в основном на приставках, презирают ПК-шников за то, что те часто качают пиратские версии игр.

Онлайнер — предпочитает игры онлайн; к одиночным компаниям относится с пренебрежением и считает, что они слишком легкие.

Киберспортсмен — улучшенный вариант онлайнера: на играх часто зарабатывает деньги, участвуя в турнирах.

Коллекционер — это геймер, которому мало просто играть. Этот тип геймеров тратит большие деньги на покупку изделий с символикой игры (футболки, кепки, фигурки), а также покупает различные платиновые, золотые издания этой игры.

Пират — самый вредный для индустрии игр геймер: не платит за игры, а скачивает их бесплатно.

Мажор — противоположен пирату: никогда не скачивает игры бесплатно, а всегда покупает лучшие издания и презирает пиратов.

Старики– играют в старые игры и жалуются на современную игровую индустрию, редко пробует что-то новое.

Эстет –очень придирчивый геймер: всегда гонится за новинками техники. Ему важно, чтобы все было лучшим: графика, геймплей, сюжет.

Пасьянщик– это самый «слабый» вид геймера, поскольку играет в пасьянсы или другие стандартные игры, чтобы просто убить время, например, на работе.

Читер — это геймеры, которых ненавидят. Они с помощью программ или других приспособлений получают большое преимущество в игровом процессе.

Можно сказать, что культурпедагогика может оказаться продуктивной практикой преодоления негативных последствий социального аутизма, о чем речь пойдет в наших дальнейших работах.

 

Литература:

 

1.                  Валеева Е. В. Взаимодействие духовного и чувственного в сознании современного человека // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4–2. С. 195–197.

2.                  Валеева Е. В. Развитие аудиальных возможностей учащихся как образовательный ресурс // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4–1. С. 82–84.

3.                  Фортунатов А. Н. Коммуникация и одиночество: опыт диалектического анализа // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского 2014. № 1–2. С. 464–467.

4.                  Фортунатова В. А. Об организации учебного курса «социальные сети и культура личности» // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2014. № 2. С. 79–83.

5.                  Фортунатова В. А., Смеловская О. А. Избирательность взгляда как совйство современной культуры // Вопросы культурологи. 2014. № 8. С. 53–57.

6.                  Фортунатов Н. М. Эстетика слова как научная проблема // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4–2. С. 982–985

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle