Библиографическое описание:

Ахмедова Г. Х. Тенденции формирования гармонично развитой личности в образовательной школе // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1266-1268.

Ключевые слова: школа, тенденции, формирование, сознание, гармонично, личность, воспитание, учитель, образование.

 

Идея формирования гармонично развитого поколения выражает постоянное стремление человека к овладению как сокровищами национальной, так и общечеловеческой мировой культуры, к духовно-нравственному и физическому совершенству. Данная идея вдохновляет на непрерывное развитие духовности. Ведь известно, что высокая нравственная чистота достижима в обществе свободных людей, исповедующих возвышенные идеалы. В нашей стране огромное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, формированию духовности и нравственности граждан, повышению качественного уровня духовно-просветительской работы.

Каждый человек становится личностью, только пройдя через систему образования, воспитания и развития, профессионального становления. Модернизация образования имеет большое значение в современных условиях и представляет собой способ и механизм выявления для обучающегося его интеллектуально-нравственного потенциала, формирование осмысленного отношения и освоение путей реализации своих возможностей. Гуманизация образования призвана разрешить противоречия образования и социальных отношений оптимальным образом посредством превращения обучающегося в свободную, самостоятельно, критически мыслящую личность.

Образование в любой форме универсально в том смысле, что его содержание обусловлено не только тем видом деятельности, к которому осуществляет подготовку, но оно также исходит из потребностей универсального развития человеческой культуры. Универсальное содержание исходит из состояния культуры общества, выражает фундаментальные взаимодействия человека. Образование формирует у человека культуру общения с другими людьми, помогает определить смысл и предназначение жизни, найти собственное место в обществе, разобраться в своих возможностях. В ходе технологического образования человек осваивает научно-технические достижения, принципы, методы, технологии современной культурной деятельности в различных отраслях общественной жизни, с которыми предстоит иметь дело не только в профессиональной работе, но и в быту, в сфере коммуникаций.

На этапе продолжающегося реформирования современного общества важно сохранить у учащихся и молодёжи культурно-историческую память, которая позволит с учётом нового содержания, методов, педагогических технологий использовать национальную культуру и общечеловеческие ценности для воспитания нравственной саморегуляции подрастающего поколения, формирования облика современного гражданина — патриота, мыслящего и духовно богатого.

Именно личностно-ориентированный процесс воспитания открывает широкие возможности в плане повышения качества духовного формирования школьников. Личностно-ориентированное воспитание — это возможность поставить во главу угла личность самого ученика, его самоценность.

Воспитание школьников требует рассмотрения следующих вопросов: возрастная характеристика школьников; индивидуально-психологические особенности и типологические различия; интересы; психологическая структура личности и др.

Под влиянием изучения школьных дисциплин происходит систематизация взглядов на окружающий мир, закладываются основы мировоззрения, убеждённости, формируется интерес к различным проблемам, определяются избирательные интересы, наблюдается перерастание интереса к предмету в интерес к аналогичной науке. Под влиянием содержания изучаемых предметов с философских позиций осмысливается окружающее, проявляется особый интерес к мировоззренческим вопросам. Учебно-воспитательный процесс в общей средней школе предполагает создание творческой атмосферы для активной работы по усвоению знаний учащимися посредством участия в кружках, факультативах, клубах.

Для современного школьника характерно желание реализовать в процессе обучения свои потенциальные возможности. Современный школьник отличается потребностью активизировать свои позиции согласно своим интересам. Для этого учитель обязательно должен учитывать индивидуальные способности и позиции самих обучающихся, так как именно в учебно-воспитательном процессе формируется и гармонично развивается личность школьников.

Учитель не должен забывать, что активность мышления, оригинальность творческого воображения даёт учащемуся возможность утвердиться как личности. Здесь необходимо квалифицированное педагогическое руководство с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учеников.

Необходимо помочь ученику в осознанном выборе интересов, их формировании при помощи той или иной формы работы с ними. Для этого следует усилить эмоционально-психологический аспект занятий, строить их с учётом интересов школьников, чтобы данная работа выделялась в самостоятельную и очень важную для них сферу жизни, насыщенную интересным содержанием, событиями и впечатлениями. Вновь приобретаемые знания должны стать для школьников субъективно необходимыми и важными; занятия необходимо насыщать достаточно сложными задачами и заданиями продуктивно-творческого характера. Чтобы обусловить появление новых мотивов, связанных с жизненной перспективой, идеалом и т. д., занятия в образовательной школе должны приобрести глубоко осознанный личный смысл.

Ведь каждый учащийся — это индивидуальность и требует знания, понимания, индивидуального подхода, основанного на психологических закономерностях формирования личности. Диапазон индивидуальных различий учеников весьма широк. Они интересуются многим, их интересы, взгляды, вкусы могут быть значительными и широкими, незначительными и узкими, устойчивыми и неустойчивыми, меняющимися и глубокими.

Надо учитывать такие индивидуально-типологические особенности, как темперамент, его взаимозависимость с другими свойствами личности; характер, индивидуальное и типическое в нём; способности, их взаимосвязь с другими свойствами личности.

Для оптимального практического решения проблемы по формированию гармонично развитой личности необходимо определять принципиальные позиции в отношении к школьнику как к объекту воспитания, управления учебно-воспитательным процессом, подходам к формированию сознания учащихся. Педагог должен учитывать в процессе обучения возрастные и индивидуально-психологические особенности, характерность протекания сенсорных, интеллектуальных и эмоциональных процессов; уважать личность ученика, знать сложности и противоречия возраста в сочетании с разумной и этичной требовательностью, гуманным отношением; видеть в каждом ученике личность; предельно использовать творческий потенциал личности каждого ученика.

В школьной практике учитель должен опираться на системный подход к воспитанию и обучению, на единство и взаимосвязь психологического и педагогического процессов, постепенное усложнение психологического воздействия и педагогической нагрузки на научно-методические основы воспитания, основные дидактические принципы. Содержательная структура, заложенная в функционирующих программах, обеспечивает названные факторы. Значит, совокупность психолого-педагогических обстоятельств обеспечит успешное формирование гармонично развитой личности ученика.

Педагогический процесс мы рассматриваем и осуществляем во взаимодействии с поставленной проблемой, целью, задачами, наиболее оптимальными методами, средствами и формами воспитания школьников при обязательной взаимосвязи с достигаемыми при этом результатами. Важным считаем построить педагогический процесс так, чтобы приобретаемый учениками опыт реализовывался в определённые черты личности школьника. Именно в этом видим весьма ответственную внутреннюю сторону педагогического процесса.

Развивающая функция личностно-ориентированного воспитательного процесса состоит в вовлечении учеников в такую деятельность, которая укореняла бы у них мотивационную сферу, аналитическое мышление — анализ, творческие способности и др. Для этого необходимо обеспечить высокий уровень учебно-воспитательного процесса с постепенным повышением трудности содержательного материала и действий. Совершенствование учебно-воспитательного процесса требует одновременной деятельности учителя и учащихся, педагогики сотрудничества, что протекает в непосредственной и опосредованной форме.

Здесь действуют такие принципы: взаимодействие учителя и учащихся в совместной реализации задач, руководства, инструкции, ориентации на самостоятельное выполнение учащимися заданий.

В составные компоненты процесса образования и воспитания входят: мотивационно-целевой, познавательный, формирующий, творческий, социально-деятельностный, оценочно-итоговый (результативный) в их строгой последовательности. Между ними существует зависимость и взаимосвязь: все они обеспечивают определенный результат, хотя некоторые из них используются в большей или меньшей степени.

Одной из принципиальных закономерностей считаем зависимость процесса воспитания от реальных учебно-воспитательных возможностей учащихся (уровень развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер личности, степень с форсированности знаний, умений и навыков).

Таким образом, в процессуальном аспекте обучения и воспитания учитываем связь между процессом познания, обучения и воспитания, их задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации, но при сознательности, активности учащихся и руководящей роли учителя. Всё это и является важным и главным в процессе формирования гармонично развитой личности

 

Литература:

 

1. Бодалев А. А. Личность и общение М.1983.

2. Каримова В. М. Ижтимоий психология Т.2007.

3. Реан А. А. Социальная педагогическая психология М.2004

4. Социальная психология. Под редакции А. В. Петровского М.1987.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle