Библиографическое описание:

Родионова М. А., Григорьев М. Г. Организация процедуры управления рисками процессов СМК // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 963-968.

В статье рассмотрено понятие риска и процесс управления рисками в системе менеджмента качества, сравнительная таблица методов оценки рисков. Деятельность по управлению рисками помогает повысить результативность и эффективность процессов СМК, а, следовательно, и организации в целом.

Ключевые слова: управление рисками, анализ риска, методы оценки риска. система менеджмента качества

 

Введение. В преддверии выхода новой версии стандарта ISO 9001–2015, тема управления рисками в СМК становится все более актуальной, т. к. стандарт ISO 9001–2015 будет содержать следующие требования и указания [1]:

-          Управление процессами и системой в целом должно быть с ориентацией на «мышление, основанное на оценке рисков» (п. 0.3);

-          Организация должна установить риски и возможности, а так же спланировать и выполнять в отношении них соответствующие действия (п. 4.4);

-          Высшее руководство должно демонстрировать лидерство и обязательства в отношении ориентации на потребителя, гарантируя, что риски и потенциальные возможности, которые могут влиять на соответствие продукции и услуг, а также на способность повышать удовлетворенность потребителя, определяются и по ним предпринимаются действия (п. 5.1.2);

-          Определить риски и потенциальные возможности при планировании СМК (п. 6.1);

-          Анализ менеджмента должен планироваться и осуществляться с учетом результативности предпринятых действий для обработки рисков и реализации возможностей (п. 9.3).

В связи с этим организации с функционирующей системой менеджмента качества начинают активные работы по организации и внедрению процесса «Управления рисками процессов СМК» в деятельность, для описания рисков в своей деятельности.

Основная часть. Согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 31000–2010 «Менеджмент риска [2]. Принципы и руководство», который устанавливает принципы и общее руководство по риск — менеджменту, риск — это влияние неопределенности на цели (рис 1).

Рис.1 Понятие «риск»

 

К характеристикам риска относятся:

Причина риска — явление или обстоятельство, в результате чего может возникнуть риск.

Последствие риска — проблемы или возможности, которые могут возникнуть в результате реализации риска.

Вероятность — мера возможности появления события, выражаемая действительным числом.

Влияние риска — влияние на достижение целей организации реализовавшегося риска.

Частота — количество событий, возникших за определенный период времени.

Управление рисками — это процесс разработки и выполнения управленческих решений, призванных максимально снизить возможность наступления негативного результата и свести к минимуму возможные потери, связанные с его реализацией [3].

Цели управления рисками процессов СМК:

-        увеличить вероятность достижения целей процессов СМК в условиях неопределенности;

-        предупредить ситуации, негативно влияющие на достижение целей в области качества организации;

-        снизить потери, связанные с реализацией рисков и ликвидацией последствий от их возникновения;

-        поддерживать упреждающее управление;

-        обеспечение и формирование данных для стратегического планирования целей и деятельности организации (в том числе определение направлений совершенствования СМК и политики в области качества), позволяющих привести к улучшению его деятельности.

-        достигать постоянное улучшение процессов СМК и системы в целом.

Первоочередной задачей при организации процесса управления рисками в СМК является установление порядка такого управления [4].

Процедура управления рисками в организации представлена следующими основными этапами: определение области, выявление риска в данной области, его анализ и оценка, обработка и мониторинг уровня риска (рис 2).

Рис. 2. Основные этапы управления рисками

 

На стадии оценки рисков основным является правильный выбор метода оценки. При выборе метода оценки необходимо учитывать, что метод должен [5]:

-        соответствовать рассматриваемой ситуации и организации;

-        предоставлять результаты в форме, способствующей повышению осведомленности о виде риска и способах его обработки;

-        обеспечивать прослеживаемость, воспроизводимость и верификацию процесса и результатов.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011 приводит множество методов идентификации, анализа и оценивания рисков [6].

В таблице 1 представлены методы согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 —2011. Таблица отражает применимость на каждом из этапов управления риском: на этапе идентификации; анализа (применимость и способность определять показатели: последствия, вероятность, и уровень риска); сравнительной оценки, а так же отражает значимость воздействующих факторов.

Таблица 1

Методы оценки рисков

 

Идентификация

Анализ

Сравнительная оценка

Сложность

Ресурсы

Неопределенность

Мозговой штурм

+

-

-

Метод Дельфи

+

-

-

Структурированные или частично структурированные интервью

+

-

-

Контрольные листы

 

+

-

-

Исследование опасности и работоспособности (HAZOP)

+

+

+

Предварительный анализ опасностей (PHA)

+

-

-

Анализ опасности и критических контрольных точек (HACCP)

+

-

-

Оценка токсикологического риска

+

+

+

 

Структурированный анализ сценариев методом «что, если?» (SWIFT)

+

+

+

Анализ сценариев

+

+

+

Анализ воздействия на бизнес (BIA)

+

+

+

Анализ первопричины (RCA)

-

+

+

Анализ видов и последствий отказов (FMEA)

+

+

+

Анализ дерева неисправностей (FTA)

+

-

+

Анализ дерева событий (ETA)

+

+

-

Анализ причин и последствий

+

+

+

Причинно-следственный анализ

+

-

-

Анализ уровней защиты (LOPA)

+

+

-

Анализ влияния человеческого фактора (HRA)

+

+

+

Анализ «галстук-бабочка»

-

+

+

Техническое обслуживание (обеспечение надежности)

+

+

+

Анализ скрытых дефектов (SA)

+

-

-

Моделирование методом Монте- Карло

-

-

+

Марковский анализ

 

+

+

-

Байесовский анализ и сети Байеса

-

-

+

 

Существующие методы оценки рисков не всегда подходят по специфики деятельности предприятия, могут быть сложны в применении на практике и требовать высоких ресурсов. Поэтому необходимо создание в организации собственной наиболее простой и подходящей методики (на основе существующих).

Как же организовать процесс управления рисками в организации?

Чтобы начать деятельность по управления рисками, необходимо создание процедуры управления рисками процессов СМК, в которой необходимо отразить:

1.             Определить руководителей, ответственных за управление рисками в каждом процесса СМК.

2.             Определить временные промежутки плановых и внеплановых оценок рисков.

3.             Методы, способы и источники для идентификации рисков процессов СМК.

4.             Способ для определения вероятности риска, уровня ущерба и уровня риска. Уровень риска зачастую вычисляется как произведение вероятности на уровень ущерба.

После проведения оценки рисков необходимо разработать мероприятия по снижению уровня риска, требуемые для этого ресурсы и ответственных.

Реализованные мероприятия подлежат анализу для оценки их эффективности.

Вся процедура оценки рисков подлежит документированию. Документирование включает в себя оформления паспорта риска по каждому процессу СМК.

Весь процесс управления рисками по процессам СМК, можно отразить в схеме на рис. 3.

Рис. 3. Деятельность по управлению рисками процессов СМК

 

Заключение. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что управление рисками поможет организации повысить эффективность работы, снизить потери от реализации рисков, а, следовательно, максимизировать доход.

Для этого необходимо внедрить процесс управления рисками в деятельность организации, который состоит из следующих этапов.

Не смотря на то, что существуют вспомогательные стандарты по менеджменту риска, в которых описаны методы оценки, для организации желательно создание собственной методики. Так как имеющиеся методы применимы не на всех этапах управления рисками и бывают сложны для реализации в рамках своей компании. Поэтому главной задачей при внедрении процесса управления рисками, является создание методики оценки преимущественно к специфике своей деятельности. Такая методика поможет определить показатели характеризующие риск: вероятность его возникновения, влияние риска на результаты деятельности (или уровень ущерба, причиненного реализацией риска) и показатель уровня риска, на основании которого определяются дальнейшие действия по отношению к риску.

 

Литература:

 

1.         Проект международного стандарта ISO/DIS 9001:2014 Системы менеджмента качества [электронный ресурс] — Режим доступа: http://pqm-online.com/assets/files/pubs/translations/std/iso_dis_9001–2015_(Rus).pdf — (дата обращения 16.04.2015)

2.         ГОСТ Р ИСО 31000–2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»– M.: Стандартинформ, 2012. — 19 с.

3.         Риски в системе менеджмента качества — актуальная проблема [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.iksystems.ru/articles.php?id=545 (дата обращения 15.05.2015).

4.         Косицин П. А. Управление рисками в СМК ООО «Сибаналитприбор»// Сборник трудов IV Всеросийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Неразрущающий контроль: электронное приборостоение, технологии, безопасность»: в 2 т. / Томский политехнический университет. — Т.1. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. — С 107–110.

5.         Родионова М. А. Анализ рисков процесса экспертным методом// VII Международная студенческая электронная научная конференция

6.         «Студенческий научный форум 2015" [электронный ресурс] –http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/11056.pdf (дата обращения 15.04.2015).

7.         ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Методы оценки риска — М.: Стандартинформ, 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle