Библиографическое описание:

Калашникова А. С., Парсян А. Ш., Полонский Е. В. Инструменты формирования патриотизма в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 9-11.

На сегодняшний день большое внимание уделяется проблеме формирования патриотических качеств у граждан страны.

Результаты социологических исследований демонстрируют, что у большей части населения страны произошло искажение представления о важности таких качеств, как любовь к своей культуре, языку, традициям, стране в целом.

Большое значение патриотизму уделяется в Национальной доктрине образования Российской Федерации, в которой подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России. [1]

Чтобы понять, как формируется патриотизм у населения, для начала рассмотрим сам термин «патриотизм». Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. [2]

По нашему мнению, вследствие стремительного развития средств научно-технического прогресса наиболее эффективными инструментами формирования патриотизма являются:

1.    Достижения страны в искусстве, спорте;

2.    Влияние СМИ;

3.    Воспитание на уровне образовательных учреждений;

4.    Семья.

Рассмотрим каждый из перечисленных нами инструментов более подробно. Значимую роль в этом процессе должны сыграть отечественный кинематограф и телевидение, которые обладают уникальной выразительной спецификой влияния на миллионы людей.

Несмотря на все сложности развития современного российского кино и телевидения, в стране появилась плеяда молодых талантливых режиссеров, творческие работы которых стали настоящим достоянием нашей страны. Их работы оцениваются не только на территории России и стран СНГ, но и за рубежом.

Киноискусству продолжают придавать статус государственной важности и инерционно воспринимают его, прежде всего, как массовый вид искусства. Так, в феврале 2011 г. Путин открыл заседание правительственного совета по развитию отечественной кинематографии следующими словами: «Кино по сути своей много больше, чем развлечение. Это значительный ресурс образования, общения, формирования личности и патриотизма». [3]

Усилению патриотических чувств способствует музыка. Например, в современности, существует большое количество эстрадных исполнителей, использующих как народные мотивы, так и патриотические. Колоссальное влияние в формировании патриотизма оказывает государственный гимн. Музыка способна возродить в душе человека такие чувства как гордость за страну, людей, живущих в ней.

Невозможно обойти стороной то, что для формирования патриотизма большое имеют значение научные заслуги российских учёных, деятелей культуры, их вклад в развитие мировой науки, восстановление памятных дат в истории народа, возрождения национальных праздников или объявления новых.

 Следующим инструментом формирования патриотических чувств является спортивная деятельность. Спорт объединяет и сближает различные народы, воспитывает любовь и преданность к своей Родине, выступает как средства нравственного и патриотического воспитания. Также стоит отметить важность позиционирования своей страны как одной из сильнейших в спортивной деятельности – фигурное катание, хоккей и др.

Стоит выделить, что средства массовой информации оказывает колоссальное влияние как на взрослую, так и на детскую аудиторию. Не зря на сегодняшний день отмечают, что СМИ является четвертой ветвью власти, и, как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ оказывают как благоприятное, так и негативное влияние на формирование патриотизма. Вследствие их слабой контролируемости государством, они могут освещать информацию как усиливающую уверенность в своей стране и гордость за нее (присоединение Крыма, Олимпийские игры, Евровидение в Москве и т.д.), так и их снижающие (экономические кризисы, санкции против страны).

В современных образовательных учреждениях вопрос формирования патриотизма у учащихся является приоритетным направлением учебной деятельности, ориентированное на развитие патриотических чувств, гордости за принадлежность ученика к своей Родине. [4, с. 301]. Правовыми актами патриотического воспитания молодёжи являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. [5, с. 212]

Зарождение чувства любви к Родине должно быть заложено в семье. Но условий для этого воспитания сегодня, действительно, мало. Это происходит вследствие неуверенности самих родителей в своей стране, в будущем для детей. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в школе. Важно, чтобы в семье школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.

Таким образом, рассмотренные инструменты способствуют формированию патриотизма. Патриотизм - важный стимул рационального, неразрушительного процесса демократизации страны, стабилизации в России. Для создания и поддержания должного уровня патриотических настроений в обществе необходимо существование сильной идеологической концепции, включающей в себя признаки государственности и признаки принадлежности отдельного гражданина к народу Российской Федерации. Данная концепция должна не только описывать объекты патриотизма, но и преподносить их в выгодном свете, позитивно позиционируя Россию и российский народ.

 

Литература:

1.      Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).

2.      Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона – М.:Терра, 2012 г. – 40726 с. - ISBN 5-900741-01-0.

3.      Общественное мнение-2009. Ежегодник. М., 2009. Послание Президента Федеральному собранию 2007 // Российская газета. 2007. № 4353.

4.      Пономарёва, И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. Сборник научных трудов. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, АСТЕРИОН. - 2012. — с. 311.

5.      Буйлова, Л. Н. Актуальные проблемы активизации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. - Молодой учёный, 2012, № 5. — с. 412.

Основные термины: Российской Федерации, формирования патриотизма, патриотических чувств, патриотического воспитания, формирования патриотических, Инструменты формирования патриотизма, формирования патриотизма большое, Национальная доктрина образования, инструментами формирования патриотизма, формирования патриотических качеств, образования Российской Федерации, вопрос формирования патриотизма, формирования патриотических чувств, Российской Федерации «Об, Усилению патриотических чувств, формировании патриотизма, народу Российской Федерации, формирование патриотизма, формированию патриотизма, патриотического воспитания молодёжи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle