Автор: Приешкина Алена Николаевна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Приешкина А. Н. Особенности патриотического воспитания обучающихся старших классов [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 69-71.



В статье представлены результаты исследованияпо проблеме патриотического воспитания учащихся в образовательных учреждениях.Определено мнение старшеклассников относительно понятия «патриотизм», изучены особенности патриотического воспитания в общеобразовательных школах.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, школьники

События последнего десятилетия ушедшего века изменили устой российского общества, сменили приоритеты, обозначили новые критерии значимости личности в семье, государстве, мире. Урбанизация массовой культуры, компьютеризация сознания, подмена истинных духовных ценностей не миновали Россию.

Все эти процессы в большей степени коснулись самой незащищенной части общества — детей. Сегодняшним молодым людям трудно понять величие своего народа, а наше непростое время заставляет их взглянуть на прошлое страны через призму современной жизни.

Допущенные послабления, а порой и отказ от воспитательной работы, привели к тому, что молодое поколение растет в среде, где такие понятия, как Родина, дом, народ, честь, любовь к своему народу и своей истории стали не престижными. В обществе происходит падение нравственности — от уничтожения национальных устоев до девиантного поведения (наркомания, алкоголизм, сексуальные извращения) [1, с. 3].

Благоприятной возможностью исправить это стали шаги, предпринимаемые на правительственном уровне и на уровне Министерства образования. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года» в большом комплексе задач ставится конкретно и задача усиления воспитательной функции образования.

Патриотизм не зависим от политической конъюнктуры. Именно поэтому патриотическое воспитание выступает как фактор единения общества, служит источником и средством духовного, нравственного и экономического возрождения России [3, с. 61].

Патриотическое воспитание направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Для личности гражданина-патриота свойственна самостоятельность мышления. Он должен обладать важнейшими духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявление любви к Родине, к родному краю, к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов, уважением конституции страны, законности и правовым основам государства [2, с. 12].

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания молодежи, всесторонняя подготовка её к военной службе, к выполнению своего долга по защите Отечества одна из важнейших задач педагогического коллектива.

Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей патриотического воспитания в общеобразовательных школах.

Для изучения проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях был проведен опрос преподавателей-организаторов ОБЖ г. Омска. В анкетировании приняли участие 15 педагогов.

Большинство участников опроса считают необходимым включить в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» систему мер по патриотическому воспитанию молодежи (85,5 %). Удовлетворены существующим уровнем содержания учебного предмета 11,8 % ответивших респондентов.

Преподавателям было предложено высказать собственную точку зрения о состоянии нравственного и патриотического воспитания учащихся в своем образовательном учреждении. Мнения работников образования разделились. Треть респондентов высказала удовлетворение (36,8 %). Каждого второго, напротив, этот аспект воспитательной работы не удовлетворяет (44,7 %). Многие затруднились ответить на этот вопрос (17,1 %), что также является показателем недостаточной развернутости и эффективности воспитательной работы патриотической направленности.

Программа общеобразовательного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в какой-то степени является правопреемницей программы по начальной военной подготовке, использовавшейся в советское время. Но в процессе преподавания ОБЖ только две трети респондентов, согласно самооценке осуществляют гражданское и патриотическое воспитание (61,8 %). Каждый четвертый выбрал вариант неуверенного ответа «скорее да, чем нет» (27,6 %). Небольшое количество участников избрало ответ «скорее нет, чем да» (3,9 %).

Почти две трети специалистов (67,1 %) используют в воспитательном процессе примеры из жизни и деятельности выдающихся отечественных ученых, героев, ветеранов. Редко к подобным примерам обращается каждый четвертый педагог (26,3 %).

Участникам исследования предлагалось оценить влияние различных научно-предметных направлений ОБЖ (здоровый образ жизни, подготовка к воинской службе, безопасность и защита человека в ЧС) на патриотическое воспитание.

В патриотическом воспитании роль разделов ОБЖ различна. По мнению каждого третьего респондента (36,8 %), сильное воздействие на патриотическое воспитание оказывает подготовка к воинской службе, среднее — безопасность и защита человека в ЧС (38,2 %), достаточно слабое — основы здорового образа жизни (22,4 %).

Большое значение респонденты придают отношению государственных структур к патриотическому воспитанию и информационной политике.

Колоссальное значение в этом вопросе имеет отражение средствами массовой информации положительного примера для подрастающего поколения, который должны показать все: от учителя до президента.

Степень эффективности патриотического воспитания на государственном уровне в значительной степени, как отметили участники опроса, зависит от результатов «информационной войны», которая сейчас ведется в России средствами массовой информации.

Респонденты требуют изменить программу телевещания, не пропагандировать зарубежную идеологию, прекратить навязывание потребительски-эгоистического образа жизни, больше показывать фильмов и говорить о нашей героической истории, ввести передачи по ТВ на военно-патриотическую тему, не клеветать на Вооруженные силы РФ.

Свое отношение участники исследования высказали и по другим вопросам. По их мнению, необходимо изменить отношение к кадрам, воспитывающим молодежь. В школе должны работать мужчины, любящие свою Родину и детей. Должен быть жесткий профессиональный отбор, омоложение кадров преподавателей. Последнее будет невозможно до тех пор, пока школа не будет должным образом профинансирована. На это указали 7,9 % респондентов.

Каждый десятый участник исследования видит необходимость в развитии детского и молодежного движения. Предлагается возродить на новой основе пионерию, комсомол, организации скаутов и тимуровцев.

Респонденты видят необходимость выявить воспитательные возможности каждой учебной дисциплины и пути их реализации, возродить смотры строя и песен, создать в каждом учебном заведении военно-патриотические клубы, проводить 5-тидневные сборы учащихся 10-х классов на базе войск, учебных центров войсковых частей.

С целью выявления жизненной позиции учащихся в отношении понятия патриотизм была разработана анкета. Возраст респондентов составлял в среднем 16–17 лет. В исследовании приняло участие 120 человек.

Ведущую роль в патриотическом воспитании школьников, по их мнению, играет школа, на что указал каждый третий учащийся, на каждого четвертого — в этом виде воспитания решающее влияние оказывает семья.

Эффективность воздействия молодежных и общественных организаций оказалась значительно меньшей — 10,5 и 3,5 % соответственно. 28,1 % считают, что никто не занимается их патриотическим воспитанием. Около трети опрошенных школьников характеризуют эту работу как неудовлетворительную.

68,4 % школьников оценивают состояние их патриотического воспитания в образовательном учреждении положительно. Однако, наличие 31,6 % учащихся, неудовлетворительно охарактеризовавших эту работу, говорит о серьезных недостатках в ее организации.

Большая часть школьников (52,6 %) констатировала, что в их образовательных учреждениях наиболее часто проводится чествование памятных дат и дней воинской славы. Почти столько же респондентов (49,1 %) указали на проведение работы и встреч с ветеранами и героями войны. Треть учащихся отметила создание школьных музеев боевой и трудовой славы. Каждый четвертый назвал такой метод как коллективные посещения городских музеев и тематических выставок. В значительно меньшей степени распространены, по мнению респондентов-учащихся, такие методы как: работа в военно-патриотических кружках, молодежных организациях, углубленное изучение истории, культуры и героического прошлого России и родного края. На использование этих методов указали от 3,5 до 5,3 % опрошенных.

Практически отсутствуют какие-либо новые подходы и формы воздействия на патриотическое мировоззрение подрастающего поколения. Ни один из учащихся не указал на использование не перечисленных в предложенной анкете традиционных способов патриотического воспитания.

Лишь 31,5 % респондентов непосредственно вовлечены в мероприятия по патриотическому воспитанию, а 68,5 % из числа ответивших на этот вопрос не участвуют в ней. Это может свидетельствовать о том, что патриотическое воспитание нередко носит формальный характер, его методы, вероятно, не соответствуют требованиям времени и не вызывают активного отклика у учащихся.

Значительная часть респондентов-старшеклассников не только не удовлетворена состоянием их патриотического воспитания в стенах школы, но и деятельностью в этой сфере средств массовой информации.

Неудовлетворительную оценку ей дали 52,6 % учащихся, удовлетворительную — 40,4 %, а хорошую — лишь 5,3 %. К тому же, 54,4 % опрошенных не видят прогресса в сфере патриотической пропаганды, осуществляемой СМИ за последний год, 29,8 % затруднились ответить и только 8,8 % считают, что она улучшается.

Резюмирующим подтверждением недостаточной эффективности воспитательной работы является распределение ответов респондентов-школьников, отражающее уровень их готовность выполнить свой долг по защите Родины в рядах вооруженных сил.

Если 38,6 % респондентов обязательно выполнят свой долг, то почти половина опрошенных постарается уклониться, пойти на альтернативную службу или найти другие возможности не служить в армии, а 9,1 % старшеклассников откровенно заявили о том, что ни в коем случае не пойдут в ряды Вооруженных сил.

Одним из показателей эффективности патриотического воспитания школьников является осознание ими себя патриотами своей Родины. Из результатов проведенного исследования видно, что 40 % старшеклассников считают, что могут назвать себя патриотами, а 9 % не видят себя таковыми. Более всего настораживает тот факт, что более половины опрошенных даже не задумывались над этим основополагающим для государства и общества мировоззрения каждого человека вопросом.

Анализ содержания патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях показал следующее.

Во всех общеобразовательных учреждениях военно-патриотической работой руководит директор школы. Он ведет внутришкольный учет и контроль за ходом военно-патриотической работы. Создает необходимые материальные условия.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе выявляет возможности учебных программ для решения задач военно-патриотического воспитания; обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по подготовке молодежи к защите Родины.

Организатор внеклассной воспитательной работы осуществляет руководство военно-патриотической работой во внеурочное время; оказывает методическую помощь детским общественным организациям; осуществляет контроль за планированием патриотической работы классными руководителями.

Классные руководители осуществляют руководство целенаправленной военно-патриотической деятельностью классного коллектива; планируют и контролируют соответствующую работу с учителями-предметниками.

Учителя обеспечивают военно-патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса; систематически вносят патриотические аспекты в воспитательные цели урока. Учитель ОБЖ совместно с организатором внеклассной и нешкольной работы участвует в планировании мероприятий по военно-патриотическому воспитанию учащихся; оказывает методическую помощь классным руководителям; осуществляет преподавания начальной военной подготовки; обеспечивает межпредметные связи; оказывает методическую помощь спортивным кружкам в формировании военно-спортивных игр «Орлята России», «Зарница»; поддерживает постоянные и деловые контакты с военкоматом, районным штабом ГО, РОСТО, комитетом по делам молодежи.

Литература:

  1. Лутовинов В. Патриотизм: его признаки и содержание / В. Лутовинов // Основы безопасности жизни. — 2009. — № 6. — С. 3.
  2. Ромин М. К. Защитники Родины / М. К. Ромин // Военные знания. — 2014. — № 7. — С. 12.
  3. Шейкин З. Творческий подход в патриотическом и нравственном воспитании учащихся / З. Шейкин, Л. Сенькова // Основы безопасности жизни. — 2014. — № 10. — С. 61.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотического воспитания, патриотическое воспитание, патриотического воспитания учащихся, воспитательной работы, эффективности патриотического воспитания, проблеме патриотического воспитания, Особенности патриотического воспитания, особенности патриотического воспитания, патриотического воспитания школьников, эффективности воспитательной работы, особенностей патриотического воспитания, военно-патриотического воспитания, патриотическому воспитанию, общеобразовательных учреждениях, способов патриотического воспитания, содержания патриотического воспитания, «Основы безопасности жизнедеятельности», методическую помощь, военно-патриотического воспитания молодежи, Степень эффективности патриотического.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос