Библиографическое описание:

Агеев И. О., Куимова М. В. К вопросу обучения аудированию (на примере упражнений на преодоление фонетических трудностей восприятия иноязычной речи) // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1069-1070.

Обучение иностранному языку в контексте межкультурного общения является актуальной задачей при подготовке специалистов. В настоящее время значительно расширились возможности для профессионального межкультурного общения (международные конференции, семинары и т. д.), что, в свою очередь предполагает высокий уровень знаний иностранного языка.

Обучение иностранному языку невозможно без понимания иноязычной речи на слух, т. е. аудирования. Аудирование включает следующие умения:

-        дифференцировать воспринимаемые звуки;

-        интегрировать звуки в смысловые комплексы;

-        удерживать звуки в памяти во время слушания;

-        осуществлять вероятностное прогнозирование;

-        понимать воспринимаемую звуковую цепь [4].

Обучая аудированию необходимо:

-        развивать слуховую память;

-        развивать слуховую реакцию;

-        формировать аудитивные навыки;

-        учить обучающихся выделять главное в потоке информации [2].

Трудности в процессе аудирования можно разделить на три группы:

1.       фонетические:

-        восприятие отдельных языковых явлений на уровне слов и структур;

-        узнавание слов в контексте.

2.       грамматические (наличие грамматических форм, не свойственных родному языку);

3.       лексические (необходимо вырабатывать у обучающихся способность понимать информацию даже при наличии незнакомых языковых явлений, путем их фильтрации).

Кроме того, к трудностям аудирования относятся:

-        индивидуальная особенность произношения;

-        тембр и высота голоса;

-        темп речи;

-        дефекты речи.

Разрабатывая комплекс упражнений для аудирования, следует учитывать:

-        взаимодействие аудирования и говорения;

-        наличие подготовительных и речевых упражнений;

-        постепенное увеличение трудностей [1, 3].

Приведем несколько примеров упражнений на преодоление фонетических трудностей восприятия иноязычной речи.

1.       Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со звуком ….

2.       Прослушайте и повторите несколько пар слов:

[i:] — [i]

feel — fill

keen — kin

leap –lip

[i] — [e]

bill — bell

lift — left

pin — pen

[e] — [æ]

bed — bad

letter — latter

men — man

[æ] — [a:]

back — bark

carry — car

hat — heart

[a:] — [o:]

far — four

part — port

star — store

[u:] — [u]

food — foot

pool — pull

shoot — should

[u] — [o]

good — god

look — lock

put — pot

 

3.       Прослушайте слова. Найди в каждой строчке то слово, которое произносится:

[f] — [θ]

fin — thin

four — thaw

freeze — threes

[t] — [d]

fate — fade

neat — need

pay — day

[f] — [v]

fast — vast

fine — vine

proof — prove

[b] — [p]

bear — pear

bride — pride

cub — cup

[s] — [θ]

face — faith

pass — path

worse — worth

[k] — [g]

back — bag

dock — dog

duck — dug

[l] — [r]

lace — race

lighter — writer

play — pray

 

4.       Определите количество слогов в услышанных предложениях.

5.       Прослушайте предложение и скажите, сколько в нем слов.

6.       Пронумеруйте данные слова в соответствии с той последовательностью, в которой они звучат.

7.       Прослушайте предложения. Скажите сколько вопросительных, утвердительных, отрицательных предложений Вы услышали.

Таким образом, аудирование занимает важное место уже на начальном этапе обучения иностранному языку и предполагает систематичность обучения. Сформированные навыки и развитые умения аудирования способствуют пониманию иноязычной речи, подготавливают говорение, обеспечивают возможность общения на иностранном языке.

 

Литература:

 

1.       Малыгина Е. В. Комплекс упражнений для обучения аудированию // Молодой ученый. 2010. № 7. С. 283–287.

2.       Овсянникова А. Ю. Обучение аудированию на уроках иностранного языка. http://www.rusnauka.com/15_APSN_2010/Philologia/65699.doc.htm (дата обращения: 15.05.2015).

3.       Перфилова С. Е. Обучение аудированию на начальном этапе // Новый филологический вестник. 2010. № 3 (14). С. 154–158.

4.       Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 224 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle