Библиографическое описание:

Чагин А. Е., Куимова М. В. О роли волонтерской деятельности в студенческой среде // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1327-1329.

Волонтерское движение направлено на формирование и развитие социальной активности, повышение уровня ответственности, воспитание верности, честности, справедливости, терпимости, дружбы, добра и трудолюбия. Обучение в высшем учебном заведении предполагает не только формирование и развитие профессиональных компетенций, но и культурное, нравственное развитие, формирование гражданской позиции, развитие способностей к труду. Решение этих задач предусматривает применение различных технологий, одной из которых является вовлеченность студентов в добровольческую деятельность.

Волонтерская деятельность — это добровольная форма объединения для достижения общественно значимых целей, способствующая социальной активности и личностному росту его участников [2]. Развитие и популяризация волонтерского движения, студенческого самоуправления направлены на повышение уровня социальной активности студентов и является одной из приоритетных задач учебно-воспитательной работы в вузе [4].

Волонтеры являются лидерами вуза, его главным интеллектуальным и инновационным капиталом. Развитие волонтерского движения — это неотъемлемый компонент воспитательной деятельности в  вузе. Волонтерская деятельность позволяет решить ряд задач:

-        создание условий для вовлечения молодежи в развитие вуза, области и страны в целом;

-        создание условий для участия студентов в социально-значимых акциях;

-        организация досуга студентов;

-        развитие творческого потенциала и уверенности в себе;

-        приобретение новых знаний и навыков;

-        повышение конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда, имеющих навыки общественного развития [ 7 ].

Развитие волонтерского движения осуществляется в условиях:

-        пропаганды идей добровольчества, как среди преподавателей вуза, так и среди студентов;

-        работы тех, кто поддерживает идеи добровольного служения обществу, и способствует их реализации.

-        осуществления безвозмездной помощи.

Волонтерское движение — это системная работа администрации вуза и студентов, Оно предусматривает:

-        целенаправленность обучения и воспитания как средству достижения целей;

-        демократическое управление;

-        признание равенства личных и общественных потребностей;

-        добровольность и право выбора деятельности;

-        неформальность, нестандартность содержания деятельности;

-        выбор средств достижения целей;

-        совместное решение проблем;

-        готовность защищать интересы других;

-        личностный рост волонтеров [ 2 ].

Вовлеченность молодежи в добровольческую деятельность способствует:

-        развитию патриотического воспитания и понимания национально-государственных интересов;

-        укреплению общечеловеческих ценностей;

-        развитию духовно-нравственных ценностей;

-        снижению агрессивности;

-        снижению рисков вовлечения молодежи в антиобщественные поступки;

-        развитию готовность к сотрудничеству с другими людьми;

-        развитию самовыражения, самоопределения, самореализации;

-        развитию уважения к другой точке зрения;

-        творческому росту;

-        увеличению межкультурной толерантности в обществе [1, 3, 5, 6].

Осуществление волонтерской деятельности возможно в рамках ряда проектов:

-        гуманитарных;

-        социально-культурных;

-        информационно-консультативных;

-        экологических [4].

Добровольческая деятельность обладает рядом достоинств, она:

-        развивает проектную культуру и проектное мышление;

-        развивает коммуникативные способности;

-        учит делегировать полномочия;

-        учит нести ответственность за совместное взаимодействие;

-        развивает лидерские навыки;

-        повышает дисциплину;

-        развивает инициативность.

Толерантность является ценностью и социальной нормой гражданского общества, так как направлена на обеспечение баланса между различными группами (этническими, политическими, религиозными и т. д.), развитие уважения и готовности к пониманию представителей различных культур. Толерантный человек обладает адекватной самооценкой, высоким чувством собственного достоинства и системой нравственных норм и ценностей [ 8 ].

Таким образом, участие в волонтерском движении развивает ценностные ориентации, позволяет решить актуальную проблему организации досуга, повышает коммуникативный потенциал, учит грамотно распределять свое свободное время, снижает недоброжелательность, нетерпимость и агрессивность.

 

Литература:

 

1.           Белозерцева Г. В. Вовлечение молодежи в социальную практику путем развития волонтерской деятельности // Образование. Карьера. Общество. 2013, Вып 3 (39). С. 64–65.

2.           Конвисарева Л. П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: Дис. … канд.пед.наук. Кострома, 2006. 211 с.

3.           Куимова М. В., Габерлинг И. П., Тясто А. А. О воспитании духовно-нравственных ценностей студентов // В мире научных открытий. 2013. № 5.2 (41). С. 27–34.

4.           Макаров А. В., Луцева И. Ю. Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив // Молодой ученый. 2014. № 12. С. 285–287.

5.           Пальчевская Е. С., Куимова М. В. Volunteerism as a means to promote spiritual and moral development // Молодой ученый. 2015. № 4 (84). С. 597–599.

6.           Первак Е. В. Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации работы с молодежью». Екатеринбург, 2009. Вып 1, С. 38–40.

7.           Подхомутникова М. В. Волонтерское движение как важный компонент процесса социализации студенческой молодежи (на примере Кубанского государственного университета) // Историческая и социально-образовательная мысль, 2012, № 3 (13). С. 165–168

8.           Пономарев С. Д. Толерантность в молодежной среде. Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации работы с молодежью». Екатеринбург, 2009. Вып 1, С. 40–44.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle