Библиографическое описание:

Бабушкин А. А. Пути повышения конкурентоспособности некоммерческой организации на примере МАУК «Калининградский зоопарк» // Молодой ученый. — 2015. — №10.2. — С. 94-97.

Автором представлены результаты анализа конкурентоспособности некоммерческой организации «Калининградский зоопарк». Рассмотрены прямые и косвенные конкуренты организации, предложены направления и принципы развития, реализация которых позволит повысить конкурентоспособность зоопарка.

Ключевые слова: зоопарк, конкурентоспособность, направления повышения конкурентоспособности.

 

По целям и задачам организации классифицируются на коммерческие и некоммерческие. Деятельность коммерческой организации прямо, или косвенно, сводится к извлечению прибыли. С некоммерческими организациями всё обстоит иначе. Согласно определению, некоммерческая организация – это организация, не ставящая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и преследующая социальные, культурные, благотворительные, образовательные цели. Возникает вопрос, какое место в деятельности некоммерческих организаций занимает прибыль.

В последнее время в некоторых странах появились новые организационно-правовые формы, которые сочетают в себе черты и коммерческих, и некоммерческих организаций. В качестве примера, можно привести Благотворительное общество с ограниченной ответственностью (нем.: Gemeinnützige GmbH) в Германии и Компанию в общественных интересах (англ.: Community Interest Company, CIC) в Великобритании. Появившиеся в последние годы организационно-правовые формы дают возможность учреждать такие организации, которые имеют своей главной целью достижение в первую очередь социальных или экологических целей, при этом сохраняя ограниченную возможность получения прибыли в качестве дополнительной, вторичной цели.

Ввиду сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации, всё сильнее обостряется Борьба за ресурсы, как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций. В последние три года произошло сильное снижение финансирования НКО со стороны иностранных инвесторов и местных источников В данной статье рассматриваются методы и пути привлечения дополнительных ресурсов для НКО, на примере деятельности Муниципального автономного учреждения культуры «ЗООПАРК» города Калининграда, Калининградский зоопарк, как и любая другая НКО, не могут существовать и функционировать без денежных, человеческих и других материальных и интеллектуальных ресурсов. Встаёт вопрос в том как же привлечь дополнительные средства, при этом не ставя извлечение прибыли главной целью организации.

В применении к некоммерческим организациям (НКО) понятие «конкуренция» может показаться неуместным и более присущим коммерческим организациям. Более привычным и популярным является партнерство в среде НКО. Однако история и развитие ситуации на Калининградском рынке НКО показывает, что конкуренция есть и она имеет свои особенности, например, в области, Калининградский зоопарк, по сути, является монополистом в своей деятельности. Ближайшие прямые конкуренты-зоопарки находятся в другой стране, но следует чётко понимать кто на самом деле является конкурентом, а кто нет.

По сферам деятельности, конкурентов зоопарка можно разделить на две группы: прямых и косвенных конкурентов. К первой группе относятся организации, которые предлагают аналогичные некоммерческие услуги, то есть это другие зоопарки. В Калининградской области этот вид конкуренции не актуален, ввиду отсутствия других зоопарков, но в масштабах страны, он однозначно имеет место быть. Ближайшие крупные зоопарки к нашему – это Гданьский Зоопарк в Польше и Каунасский в Литве. На этом уровне конкуренция разворачивается не столько за посетителей, сколько за различные гранты, спонсорские программы, финансирование со стороны Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов. При принятии решении о содержании и разведении редких видов животных, ассоциация руководствуется состоянием и условиями содержания животных. В каком из зоопарков будут наилучшие условия, тот и получит редкое животное. Финансирование со стороны международных ассоциаций напрямую влияет на всю деятельность зоопарка (рис.1).

Рис. 1. Влияние зарубежного финансирования на деятельность Калининградского зоопарка

 

Вторая группа конкурентов объединяет коммерческие и некоммерческие организации, производящие досуговые услуги иного характера, косвенно влияющие на деятельность зоопарка (Таб.1.)

Таблица 1

Косвенные конкуренты Калининградского зоопарка

Конкуренты

Сфера деятельности

Оказывает влияние на:

Кинотеатры

Показ кинофильмов, проведение кинофестивалей.

Число посетителей зоопарка

Парки культуры и отдыха

Проведение акций и смежных культурных мероприятий, проведение рекламных компании

Число посетителей зоопарка, имидж зоопарка, размещение, стоимость и количество коммерческой рекламы.

Клубы и дискотеки

Проведение культурно-массовых мероприятий

Число посетителей зоопарка

Выставки животных и зоомагазины

Продажа и демонстрация животных

Число посетителей зоопарка, число купленной кормовой продукции, число купленных животных и средств по уходу за ними

Парки аттракционов

Посещение аттракционов

Число посетителей зоопарка, число посетителей аттракционов (в зоопарке)

 

К ним можно отнести: клубы, дискотеки, театры, кинотеатры, парки отдыха, национальные парки, выставки животных, парки аттракционов и т.д. Любая организация, оказывающая культурно досуговые услуги или проводящая культурно-массовые мероприятия в большей, или меньшей степени, является конкурентом для зоопарка. Еще несколько лет назад эта группа конкурентов не принималась во внимание, однако с быстрым развитием индустрии досуга, появлением новых услуг и игроков на рынке, конкуренты стали оказывать заметное влияние на функционирование всей некоммерческой сферы, занимая все больше свободного времени людей. Вторая группа конкурентов напрямую борется за клиентов, то есть посетителей. У людей есть выбор как провести своё свободное время. Кто-то предпочитает кинотеатр, кто-то музей, кто-то наш зоопарк. В одну из задач маркетологов зоопарка входит увеличение числа последних.

Для привлечения финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов, маркетологами зоопарка был разработан перечень следующих направлений и принципов развития, исходя из конкурентной среды:

1.         Гибкость. Своевременная и быстрая адаптация цен и скидок, исходя из экономической ситуации в регионе.

2.         Технологичность и организованность, использование различных и разнообразных инструментов. Сюда относятся различные инновации и нововведения в области лечения и контроля за животными. В качестве примера, можно привести уникальную операцию по спасению жизни жирафу в 2015 году. Помимо этого, был разработан новый дизайн официального сайта, на котором можно скачать интерактивную карту.

3.         Персонификация и адресность помощи. Сотрудники зоопарка всегда окажут помощь и консультацию жителей обнаруживших раненых животных, или отбившихся от семьи детёнышей.

4.         Экономичность. Под экономичностью подразумевается значительно более низкая цена на услуги за счет минимизации накладных административных расходов; при этом зачастую используется труд высококлассных специалистов, но работающих на волонтерских началах или занятых частично.

5.         Уникальность и отсутствие дублирования государственных программ. Калининградский            зоопарк является единственным зоопарком в регионе и одним из немногих официальных дендропарков в стране.

Разнообразие и многоплановость направлений деятельности. Является наиболее важным пунктом для обеспечения конкурентоспособности зоопарка. Помимо демонстрации животных, зоопарк развивает и другие направления. (рис.2)

Рис. 2. Направления деятельности Калининградского зоопарка

Сегодня для зоопарка решить проблему реализации услуги - означает добиться некоммерческого обмена результатов своей деятельности на позитивную ответную реакцию посетителей, которая проявляется через их поведение и общественное мнение, выражаемое, например, независимыми средствами массовой информации. На рынке развлекательных и досуговых услуг, в различных областях некоммерческой деятельности наблюдается различная интенсивность конкуренции. В последние годы, не смотря на экономический кризис калининградский зоопарк сохраняет устойчивую динамику роста посетителей и количества партнёров. Деньги, полученные от сдачи в аренду торговых площадей перераспределяют в пользу развития и модернизации инфраструктуры зоопарка. Обилие и насыщенность мероприятий, при относительно низких ценах, позволили зоопарку конкурировать с коммерческими организациями за право проведения культурно-массовых мероприятий городского и областного масштаба.

 

Литература:

1.      Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Финпресс, 2012.

2.      Кутлалиев С., Попов А. Эффективность рекламы. М.: Эксмо, 2005.

3.      Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных. М.: ТИД ДС, 2012.

4.      Малхотра Н.К., Маркетинговые исследования практика. М.: ИД «Вильямс», 2012

5.      Официальный сайт проекта NewZoo.ru. 2015. URL: http://www.newzoo.ru/ (дата обращения: 20.04.2015)

6.      Официальный сайт Калининградского зоопарка. 2015. URL: http://kldzoo.ru/ (дата обращения: 20.04.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградского зоопарка, деятельность зоопарка, конкурентоспособности некоммерческой организации, повышения конкурентоспособности, группа конкурентов, некоммерческих организаций, конкурентов зоопарка, конкурентоспособность зоопарка, обеспечения конкурентоспособности зоопарка, деятельности Калининградского зоопарка, деятельность Калининградского зоопарка, задач маркетологов зоопарка, модернизации инфраструктуры зоопарка, сайт Калининградского зоопарка, Калининградский зоопарк, маркетологами зоопарка, Сотрудники зоопарка, повышения конкурентоспособности некоммерческой, извлечение прибыли, Малхотра Н.К.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle