Библиографическое описание:

Бабушкин А. А. Пути повышения конкурентоспособности некоммерческой организации на примере МАУК «Калининградский зоопарк» // Молодой ученый. — 2015. — №10.2. — С. 94-97.

Автором представлены результаты анализа конкурентоспособности некоммерческой организации «Калининградский зоопарк». Рассмотрены прямые и косвенные конкуренты организации, предложены направления и принципы развития, реализация которых позволит повысить конкурентоспособность зоопарка.

Ключевые слова: зоопарк, конкурентоспособность, направления повышения конкурентоспособности.

 

По целям и задачам организации классифицируются на коммерческие и некоммерческие. Деятельность коммерческой организации прямо, или косвенно, сводится к извлечению прибыли. С некоммерческими организациями всё обстоит иначе. Согласно определению, некоммерческая организация – это организация, не ставящая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и преследующая социальные, культурные, благотворительные, образовательные цели. Возникает вопрос, какое место в деятельности некоммерческих организаций занимает прибыль.

В последнее время в некоторых странах появились новые организационно-правовые формы, которые сочетают в себе черты и коммерческих, и некоммерческих организаций. В качестве примера, можно привести Благотворительное общество с ограниченной ответственностью (нем.: Gemeinnützige GmbH) в Германии и Компанию в общественных интересах (англ.: Community Interest Company, CIC) в Великобритании. Появившиеся в последние годы организационно-правовые формы дают возможность учреждать такие организации, которые имеют своей главной целью достижение в первую очередь социальных или экологических целей, при этом сохраняя ограниченную возможность получения прибыли в качестве дополнительной, вторичной цели.

Ввиду сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации, всё сильнее обостряется Борьба за ресурсы, как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций. В последние три года произошло сильное снижение финансирования НКО со стороны иностранных инвесторов и местных источников В данной статье рассматриваются методы и пути привлечения дополнительных ресурсов для НКО, на примере деятельности Муниципального автономного учреждения культуры «ЗООПАРК» города Калининграда, Калининградский зоопарк, как и любая другая НКО, не могут существовать и функционировать без денежных, человеческих и других материальных и интеллектуальных ресурсов. Встаёт вопрос в том как же привлечь дополнительные средства, при этом не ставя извлечение прибыли главной целью организации.

В применении к некоммерческим организациям (НКО) понятие «конкуренция» может показаться неуместным и более присущим коммерческим организациям. Более привычным и популярным является партнерство в среде НКО. Однако история и развитие ситуации на Калининградском рынке НКО показывает, что конкуренция есть и она имеет свои особенности, например, в области, Калининградский зоопарк, по сути, является монополистом в своей деятельности. Ближайшие прямые конкуренты-зоопарки находятся в другой стране, но следует чётко понимать кто на самом деле является конкурентом, а кто нет.

По сферам деятельности, конкурентов зоопарка можно разделить на две группы: прямых и косвенных конкурентов. К первой группе относятся организации, которые предлагают аналогичные некоммерческие услуги, то есть это другие зоопарки. В Калининградской области этот вид конкуренции не актуален, ввиду отсутствия других зоопарков, но в масштабах страны, он однозначно имеет место быть. Ближайшие крупные зоопарки к нашему – это Гданьский Зоопарк в Польше и Каунасский в Литве. На этом уровне конкуренция разворачивается не столько за посетителей, сколько за различные гранты, спонсорские программы, финансирование со стороны Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов. При принятии решении о содержании и разведении редких видов животных, ассоциация руководствуется состоянием и условиями содержания животных. В каком из зоопарков будут наилучшие условия, тот и получит редкое животное. Финансирование со стороны международных ассоциаций напрямую влияет на всю деятельность зоопарка (рис.1).

Рис. 1. Влияние зарубежного финансирования на деятельность Калининградского зоопарка

 

Вторая группа конкурентов объединяет коммерческие и некоммерческие организации, производящие досуговые услуги иного характера, косвенно влияющие на деятельность зоопарка (Таб.1.)

Таблица 1

Косвенные конкуренты Калининградского зоопарка

Конкуренты

Сфера деятельности

Оказывает влияние на:

Кинотеатры

Показ кинофильмов, проведение кинофестивалей.

Число посетителей зоопарка

Парки культуры и отдыха

Проведение акций и смежных культурных мероприятий, проведение рекламных компании

Число посетителей зоопарка, имидж зоопарка, размещение, стоимость и количество коммерческой рекламы.

Клубы и дискотеки

Проведение культурно-массовых мероприятий

Число посетителей зоопарка

Выставки животных и зоомагазины

Продажа и демонстрация животных

Число посетителей зоопарка, число купленной кормовой продукции, число купленных животных и средств по уходу за ними

Парки аттракционов

Посещение аттракционов

Число посетителей зоопарка, число посетителей аттракционов (в зоопарке)

 

К ним можно отнести: клубы, дискотеки, театры, кинотеатры, парки отдыха, национальные парки, выставки животных, парки аттракционов и т.д. Любая организация, оказывающая культурно досуговые услуги или проводящая культурно-массовые мероприятия в большей, или меньшей степени, является конкурентом для зоопарка. Еще несколько лет назад эта группа конкурентов не принималась во внимание, однако с быстрым развитием индустрии досуга, появлением новых услуг и игроков на рынке, конкуренты стали оказывать заметное влияние на функционирование всей некоммерческой сферы, занимая все больше свободного времени людей. Вторая группа конкурентов напрямую борется за клиентов, то есть посетителей. У людей есть выбор как провести своё свободное время. Кто-то предпочитает кинотеатр, кто-то музей, кто-то наш зоопарк. В одну из задач маркетологов зоопарка входит увеличение числа последних.

Для привлечения финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов, маркетологами зоопарка был разработан перечень следующих направлений и принципов развития, исходя из конкурентной среды:

1.         Гибкость. Своевременная и быстрая адаптация цен и скидок, исходя из экономической ситуации в регионе.

2.         Технологичность и организованность, использование различных и разнообразных инструментов. Сюда относятся различные инновации и нововведения в области лечения и контроля за животными. В качестве примера, можно привести уникальную операцию по спасению жизни жирафу в 2015 году. Помимо этого, был разработан новый дизайн официального сайта, на котором можно скачать интерактивную карту.

3.         Персонификация и адресность помощи. Сотрудники зоопарка всегда окажут помощь и консультацию жителей обнаруживших раненых животных, или отбившихся от семьи детёнышей.

4.         Экономичность. Под экономичностью подразумевается значительно более низкая цена на услуги за счет минимизации накладных административных расходов; при этом зачастую используется труд высококлассных специалистов, но работающих на волонтерских началах или занятых частично.

5.         Уникальность и отсутствие дублирования государственных программ. Калининградский            зоопарк является единственным зоопарком в регионе и одним из немногих официальных дендропарков в стране.

Разнообразие и многоплановость направлений деятельности. Является наиболее важным пунктом для обеспечения конкурентоспособности зоопарка. Помимо демонстрации животных, зоопарк развивает и другие направления. (рис.2)

Рис. 2. Направления деятельности Калининградского зоопарка

Сегодня для зоопарка решить проблему реализации услуги - означает добиться некоммерческого обмена результатов своей деятельности на позитивную ответную реакцию посетителей, которая проявляется через их поведение и общественное мнение, выражаемое, например, независимыми средствами массовой информации. На рынке развлекательных и досуговых услуг, в различных областях некоммерческой деятельности наблюдается различная интенсивность конкуренции. В последние годы, не смотря на экономический кризис калининградский зоопарк сохраняет устойчивую динамику роста посетителей и количества партнёров. Деньги, полученные от сдачи в аренду торговых площадей перераспределяют в пользу развития и модернизации инфраструктуры зоопарка. Обилие и насыщенность мероприятий, при относительно низких ценах, позволили зоопарку конкурировать с коммерческими организациями за право проведения культурно-массовых мероприятий городского и областного масштаба.

 

Литература:

1.      Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Финпресс, 2012.

2.      Кутлалиев С., Попов А. Эффективность рекламы. М.: Эксмо, 2005.

3.      Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных. М.: ТИД ДС, 2012.

4.      Малхотра Н.К., Маркетинговые исследования практика. М.: ИД «Вильямс», 2012

5.      Официальный сайт проекта NewZoo.ru. 2015. URL: http://www.newzoo.ru/ (дата обращения: 20.04.2015)

6.      Официальный сайт Калининградского зоопарка. 2015. URL: http://kldzoo.ru/ (дата обращения: 20.04.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle